Басня Крылова — Волк и журавль

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Жадный Волк, как и его собратья, очень любил мясо и привык его есть вместе с костями.
  2. Однажды голодный зверь настолько увлёкся поглощением любимого блюда, что его настигла нежданная беда, – одна косточка застряла в волчьем горле.
  3. Волк испугался, ему тяжело дышалось, он боялся умереть.
  4. Неподалёку оказался Журавль, который согласился помочь несчастному хищнику и длинным клювом извлёк застрявшую кость.
  5. Когда Волку полегчало, Журавль спросил его об оплате за оказанную услугу.
  6. Хищник разозлился и прогнал своего спасителя, ведь волчья «благодарность» заключалась в том, что птица осталась жива.

Щука и Кот

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,А сапоги тачать пирожник,И дело не пойдет на лад.Да и примечено стократ,Что кто за ремесло чужое браться любит,Тот завсегда других упрямей и вздорней:Он лучше дело всё погубит,И рад скорейПосмешищем стать света,Чем у честных и знающих людейСпросить иль выслушать разумного совета.Зубастой Щуке в мысль пришлоЗа кошачье приняться ремесло.Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?Но только вздумала Кота она просить,Чтоб взял ее с собой он на охоту,Мышей в анбаре половить.«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»Стал Щуке Васька говорить:«Смотри, кума, чтобы не осрамиться:Не даром говорится,Что дело мастера боится».—«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!Мы лавливали и ершей».—«Так в добрый час, пойдем!» Пошли, засели.Натешился, наелся КотИ кумушку проведать он идет;А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,—И крысы хвост у ней отъели.Тут видя, что куме совсем не в силу труд,Кум замертво стащил ее обратно в пруд.И дельно! Это, Щука,Тебе наука:Вперед умнее бытьИ за мышами не ходить.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность

Синица

Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________

Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Мораль басни Волк и журавль (09:13:00 29/06/2015): «Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. Добрый человек, а тем более настоящий товарищ и друг, как бы это для него самого трудно ни было («Волк и Журавль»), выручит из беды, хотя бы и с опасностью для своей жизни («Крестьянин и Работник»), и даже жизнь свою отдаст, спасая друга («Собака, Человек, Кошка и Сокол»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) «Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. Часто люди ищут дружбы с другими только потому, что нуждаются в посторонней помощи; но как только помощь оказана, то друг не только не нужен, но даже не получает обещанной награды за свои услуги, подобно тому, как в баснях «Два мальчика» и «Волк и Журавль»; помогавший доставать каштаны не пользовался ими, а журавль даже чуть не поплатился жизнью за то, что потребовал себе награду за И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Суть и смысл и мораль басни «Волк и журавль» (18:04:00 15/11/2016): Своими словами, главная мысль и смысл в басне «Волк и журавль» можно выразить следующим образом – жадность всегда приводит к плохим последствиям, а тем, кто делает добро не стоит ждать благодарности от недостойных людей.

Русские народные пословицы, которые отражают суть басни Волк и журавль (15:11:00 16/04/2017): «Конь познается на горе, а друг в беде.» «Без друга в жизни туго.» «Верный друг — редкая птица.» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.» «Неверный друг — опасный враг.» «Большая заслуга — выручить в беде друга.»

Анализ басни Волк и журавль (13:06:00 23/10/2017): И.А.Крылов – известный русский баснописец, которого не зря прозвали «знатоком человеческих душ». Он как никто другой замечал все пороки современного ему общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придавать вымышленному образу черты настоящих людей, а через комичные ситуации показать мораль басни, актуально до наших дней. Человеческие пороки со временем не меняются и во многих героях И.А. Крылова можно легко узнать знакомых даже через много веков после создания басни. Главным персонажем является волк, который с первых строк описывается как отрицательный герой. У баснописца он жадный, глотает все без разбору и не смотрит, что и откуда появилось. Конечно, такая безудержная жадность привела к тому, что волк поперхнулся. Тут и появляется второй герой басни – журавль. Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль же стремится помочь, даже тому, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит о благодарности, а в ответ получает только угрозы и ругательства. Журавль добр и сострадателен, но помощь стоит оказывать, не ожидая ничего в ответ, особенно от жадных и злых людей. Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить.

Мораль басни Волк и журавль (19:48:00 18/02/2018): Мораль басни «Волк и Журавль» заключается в том, что настоящий друг помогает искренне и бескорыстно и не требует награды за свою помощь, потому что знает, что однажды и он может оказаться в беде. С другой стороны, из басни также можно сделать вывод: в трудной ситуации люди охотно прибегают к помощи окружающих и в этом нет ничего плохого; но плохо то, что после этого некоторые люди ведут себя неблагодарно и тут же забывают о том, кому они обязаны своим благополучием.

Две собаки

Дворовый, верный песБарбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он, с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?»«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:«Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем, и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос:«Живу попрежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»С насмешкой отвечал Жужу:«На задних лапках я хожу».

Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Басня Волк и журавль — анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» — принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

«Волк и журавль» Выполнила студентка 232 группы Вильданова И.И.

Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу. Слово «басня» произошло от басня – баять – баян ­ говорить.

Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец ­ Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде

Популярные статьи  Пословицы и поговорки о здоровье читать онлайн бесплатно

Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам

Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами. 3

ПОДУМАЙТЕ, О ЧЕМ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ В ЭТОЙ БАСНЕ? 5

Басня Волк и журавль Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился.

Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой­как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить.

Поди ж, приятель, убирайся,

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно представить. Какая будет первой? ­ Волк сидит и что­то ест. Кости грызёт. ­ Что потом случилось с Волком? ­ Он подавился. (Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился). ­ Как об этом сказано в тексте? Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! ­ А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете? (Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.) 8

Слушать Басню Крылова Волк и журавль

Читает И. Ильинский

Журавль
свой нос по шею

Засунул
к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость
вытащил и стал за труд просить.

«Ты
шутишь! — зверь вскричал коварный, —

Тебе
за труд? Ах ты, неблагодарный!

А
это ничего, что свой ты долгий нос

И
с глупой головой из горла цел унес!

Поди
ж, приятель, убирайся,

Да
берегись: вперед ты мне не попадайся».

ЗАДАНИЯ

1.Как
вы понимаете выражение «ноги протянуть»?

2.«Близко
тут Журавль случился
».
Каким словом можно заменить выделенное
слово?

3.Какие
качества характерны для Журавля? Какими
чертами обладает Волк?

4.Что
осуждается в басне? Выбери подходящее
слово и объясни свой выбор: жадность,
доброта, взаимопомощь, бескорыстие,
неблагодарность, коварство
.

ГУСЬ
И ЕГО КРИТИКИ

(И.А.Крылов)

Однажды
Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался
на целый птичий двор:

«Сам
поражен я широтой своею.

Ведь
я, как человек, ходить умею,

Как
рыба, плаваю. А если захочу,

То
полечу!

Через
забор!»

Индюк
подпел: «Стихии вам подвластны!»

А
Утка молвила: «Я с Индюком согласна.

У
вас такой обширный кругозор!»

«Вы
— ко-ко-корифей! — Петух воскликнул
с жаром. —

Как
птица вами я горжусь!

Повсюду
говорят: хорош, мол, Гусь!»

Так
славил Гуся птичий говор,

Пока
не появился Повар.

И
только полетел гусиный пух…

«Я
знал, — вздохнул Индюк, — что Гусь
гогочет глупо,

Что
он годится лишь для супа».

«Как
он ходил! — вскричал Петух, —

С
такими лапками, с такой фигурой

Он
ко-ко-ковылял!

Над
ним смеялись куры!

А
Утка крякнула: «По правде говоря,

Гусь
плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать
через забор — невелики дела.

Подумаешь,
орел! Я б тоже так могла!»

Пусть
этой басни птицы не услышат,

Но
в том беды особой нет.

Она
не для того, кто перьями одет,

А
для того, кто ими пишет.

ЗАДАНИЯ

1.Понравился
ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами
характера он обладает?

2.Как
относятся к нему птицы? Что происходит
после появления Птицы?

3.В
каких строчках басни содержится её
поучительный вывод (мораль)? Как ты его
понимаешь?

4.Может
ли история, рассказанная в басне,
произойти с людьми?

5.Как
ты понимаешь смысл заглавия басни?
Объясни.

РАБОТА
В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые
произносят герои. Подберите необходимую
интонацию для их прочтения. Распределите
роли. Разыграйте басню по ролям (слова
необходимо выучить наизусть). С какими
трудностями пришлось столкнуться во
время подготовки? Проведите обсуждение
постановки.

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Проверяем свои знания

  1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

  2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.

  3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «шейка»… Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

  4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Почему эта история случилась с Вороной? Как Лисице удалось достичь своей цели?

  5. Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице:

    • с завистью:

    • с любовью;

    • с нежностью;

    • с состраданием;

    • с юмором;

    • с восхищением?

    Почему ты так думаешь?

  6. Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией, какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?

  7. Выучи одну из басен наизусть.

Популярные сочинения

  • Сочинение Только человек, любящий свой народ, способен понять и полюбить другие народы Суть нашего мира в том, что его центральное ядро — это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены
  • Сочинение на тему Весна в лесу Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры
  • Что такое Мужество — сочинение рассуждение Я считаю, что мужество — это проявление силы воли в сочетании с отсутствием страха перед опасностью. Кого можно назвать мужественным человеком?

Волк и Кот

Волк из лесу в деревню забежал,Не в гости, но живот спасая;За шкуру он свою дрожал:Охотники за ним гнались и гончих стая.Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,Да то лишь горе,Что все ворота на запоре.Вот видит Волк мой на забореКотаИ молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,Кто здесь из мужичков добрее,Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!Всё это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.«То так; да у него я ободрал барана».—«Ну, попытайся ж у Демьяна».—«Боюсь, что на меня и он сердит:Я у него унес козленка».—«Беги ж, вон там живет Трофим».—«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:Он на меня с весны грозится за ягненка!» —«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» —«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,Сказал тут Васька Волку:«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?Нет, в наших мужичках не столько мало толку,Чтоб на свою беду тебя спасли они.И правы, — сам себя вини:Что ты посеял — то и жни».

15 Крылатых афоризмов из басен Крылова

⦁ Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак») ⦁ Кто в лес, кто по дрова («Музыканты») ⦁ Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь») ⦁ Медвежья услуга («Пустынник и медведь») ⦁ У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягненок») ⦁ Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська») ⦁ Вертеться как белка в колесе («Белка») ⦁ А Васька слушает да ест («Кот и повар») ⦁ В семье не без урода («Слон на воеводстве») ⦁ А ларчик просто открывался («Ларчик») ⦁ Слона-то я и не приметил («Любопытный») ⦁ Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей») ⦁ Мартышкин труд («Обезьяна») ⦁ А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет») ⦁ Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)

Басня Крылова - Волк и журавль

Иван Андреевич Крылов написал в общей сложности 236 интереснейших, поучительных басен, читать которые очень интересно и познавательно, не только детям, но и взрослым, независимо от места и времени. Умер Крылов 21 ноября 1844 года.

Ларчик

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

Популярные статьи  Пословицы о слушании - сборник народной мудрости детям

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

Популярные сочинения

Сочинение Эгоизм — что такое Эгоизм – это такое качество личности, которое может одновременно и помогать, и мешать в жизни

Примечательно, что в русском языке слова «эгоизм» и «эгоист», как правило, носят негативную эмоциональную окраску.
Сочинение Чему учит повесть «Станционный смотритель»? Чему учит читателя это произведение Пушкина, почему это важно
Сочинение Описание моей комнаты — Моя комната (5, 6 класс) В нашей семье всего четыре человека: я, брат, мама и папа. Мы не так давно переехали в трехкомнатную квартиру, поэтому теперь у нас с братом отдельные комнаты

Мне досталась самая дальняя комната. Я считаю, что это очень хорошо

Волки и овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________

А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.

Русский гений

Свои первые басни двадцатилетний Иван Андреевич Крылов, еще мало кому известный писатель, опубликовал в 1788 году, без подписи, в петербургском журнале «Утренние часы». А первую книгу басен выпустил спустя годы – лишь в 1809 году. Не без успеха поработав в разных видах творчества, Крылов понял, что жанр басни больше всего удается ему. Басня стала почти исключительным родом его творчества. И скоро к писателю пришла слава первоклассного автора.

Художественный дар Крылова-баснописца в полной мере раскрылся, когда он соединил свои обширные познания в области древних и новых европейских литератур с осознанием, что облюбованный им вид творчества по природе принадлежит к роду творчества, в котором выражена народная мораль. Эта мораль, к примеру, явлена в русских сказках о животных, в пословицах, в поучениях, – вообще, в крестьянском баснословии. На Руси затейливый рассказ издавна называли басней. «Басни-сказки» неотделимы от живого ведения рассказа-выдумки, сдобренного шуткой, поучением. Этого-то долго не понимали многие предшественники Крылова, которые терпели неудачу, так как не осознали, что басня неотделима от разговорного языка.

Так, известный в XVIII столетии трудолюбивый филолог, член Петербургской академии – наук В.К. Тредьяковский (1703–1768) задолго до Крылова издал пересказ нескольких «эзоповских басенок». Среди них была и басня «Волк и журавль». Сюжет её тот же, что и у Крылова, но в изложении басни почти всё чуждо разговорной речи.

Тредьяковский угадывал, что басенную историю надо излагать по-народному, и не случайно внес в свой перевод некоторые разговорные слова и выражения (хотя и не без искажения): «не был в силе ни завыть», «стал весь в пень», но перевод остался тяжелым, книжным.

Сравним с переводом Тредьяковского басню Крылова:

Весь строй изложения легкий, изящный, понятный любому русскому человеку! Это наша живая речь. Крылов следовал интонации устного рассказа, в басенном рассказе нет и тени какой бы то ни было искусственности.

Известный ученый-филолог XX века Виктор Владимирович Виноградов специально изучал язык и стиль басен Крылова и отметил в них десятки народных пословиц. Ученый привел длинный перечень пословиц и поговорок, которые использовал баснописец, назвал их «семантическими скрепами», то есть связями, которые сообщают изложению басенной истории смысловое единство. Вот некоторые из них: «В семье не без урода» («Слон на воеводстве»), «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»), «Бедность не порок» («Откупщик и сапожник»), «Из огня да в полымя» («Госпожа и две служанки»), «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» («Лев и мышь») и десятки других. Баснописец опирался на привычные в нашем языке обозначения и сравнения животных и птиц с людьми: ворона – вещунья, но падка на лесть, осел упрям, лисица хитрая, медведь сильный, но глупый, заяц труслив, змея опасна и др. И действуют как люди. Пословицы и поговорки, присловья и слова-иносказания, включенные в басни, получили у Крылова развитие и смысловые уточнения.

Первенство Крылова среди баснописцев сохраняется и ныне. И в наше время его басни пленяют читателей. Он поставлен в один ряд с величайшими художниками всех времен и народов. Никого не удивляет, что его равняют с древнегреческим Эзопом, с другими всемирно известными баснописцами. Но более всего его ценят в России как художника, который выразил здравый смысл и ум нашего народа.

В.П. Аникин

Главная мысль

В «Волк и журавль» автор осуждает алчность и глупую заносчивость. Крылов прекрасно отмечал эти пороки и при помощи иносказательных слов делал описания человека, используя различные образы животных. Автор умело предавал выдуманным персонажам черты людей, а интересными историями показывал мораль басни, которая не потеряла свою актуальность и в современном мире. С течением времени пороки не меняются, и многие герои могут напомнить знакомых даже через века после написания произведения.

Персонажи басни:

Басня Крылова - Волк и журавль

  1. Волк.
  2. Журавль.

Главный герой — волк. В кратком содержании можно понять, что это отрицательный и жадный персонаж, который проглатывает всё подряд. Его не интересует, что и откуда взялось. Непомерная алчность приводит к тому, что тот подавился. В это время в басне появляется второй персонаж.

Теперь волку приходится просить о помощи того, над кем издевался. Журавль хочет помочь, даже несмотря на то, что волк представляет для него не потенциальную, а явную опасность. Но после помощи он просит о награде, а в ответ слышит лишь ругательства и угрозы.

Журавль описывается сострадательным и добрым персонажем. Но смысл басни «Волк и журавль» в том, что помощь необходимо оказывать, не ожидая благодарности. Особенно когда речь идёт о злых и жадных людях.

Квартет (и.А.Крылов)

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет, — Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей. — А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».

ЗАДАНИЯ

1.Какая цель была у музыкантов? Найдите строки в тексте.

2.Какой получилась игра? Найдите выражения, характеризующие игру музыкантов.

Популярные статьи  Басни Михалкова читать онлайн бесплатно

3.Как музыканты пытались исправить положение? Почему у них начались разборы и споры?

4.Как секрет не смогли раскрыть музыканты сами? Кто и что им подсказал об этом?

ТЗ 5.Прочитайте басню по ролям. Разыграйте спектакль. Но перед этим подумайте, как необходимо играть за каждого героя, с какой интонацией произносить его реплики и т. п.

Басня Крылова «Волк и журавль» — отличный пример поучительного повествования, которое говорит нам, что помощь не всегда бывает оправданной, а человеческая неблагодарность встречается на каждом шагу.

Щука

На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!

Петух и Жемчужное Зерно

lass=»Lyrics-ContentExpanded»>

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,Чтоб начала ты снова…Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою не велички,А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички.На всех ссылаюсь в этом я».Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—Всё ваша музыка плоха!..»За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку

Слон и Моська

По улицам Слона водили,Как видно, напоказ –Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться, –Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёдИ лаю твоего совсем не примечает». –«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»

Проказница-Мартышка,Осел,Козел,Да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,—Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет»,Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё-таки Квартет нейдет на лад.Вот, пуще прежнего, пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть:Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней»,Им отвечает Соловей:«А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь».

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мартышка и Очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она: — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
И проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит.

Проверяем свои знания

Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?) Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки.

Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

Прочитай слова автора (мораль басни)

Важен ли этот вывод для нас? Понял ли ты, кого называют невеждой?

Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней?

Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.

Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят… Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший* Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и от роду нет году». — Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из ващего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Популярные сочинения

  • Сочинение-отзыв о книге Человек-амфибия Беляева Великий бестселлер, роман замечательного русского писателя Александра Беляева заставил почти всю эпоху рассуждать над темами добра и зла, справедливости и возмездия, о правде и лжи
  • Патриотизм — сочинение-рассуждение Одно из самых сильных человеческих качеств – это любовь к Родине. Патриотизм не приобретается, он рождается вместе с человеком, с его кровью и молоком. Это невозможно объяснить научным методом.
  • Анализ произведения Мертвые души Гоголя Мёртвые души» – грандиозное произведение Николая Васильевича Гоголя, над которым писатель трудился очень долго и кропотливо.
Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Басня Крылова — Волк и журавль
Рассказы Бориса Житкова читать онлайн, список произведений для детей