Стихи с эпитетами — подборка к уроку литературы

План произведения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» можно рассматривать, мысленно разделив его на 4 части:

  1. В первой части лирический герой с нежностью и тоской обращается к женщине, ставшей его «второй матерью».
  2. Во второй он описывает ее жилище и привычки, ее постоянное ожидание любимого воспитанника, она ждет «будто на часах». Это сравнение указывает на постоянное томительное ожидание и тоску. Эпитет в стихотворении «Няне» ПУшкина «наморщенные руки» рисует постоянный тяжелый труд женщины в течение всей жизни.
  3. В третьей основной части поэт описывает ее душевные переживания и тревогу за судьбу близкого человека. Эпитет «забытые вороты» показывает одиночество старого человека, ее желание в последние годы жизни порадоваться на своего воспитанника, ставшего практически сыном.
  4. Она очень о нем переживает, знает, что судьба его не устроена, что он много страдает и «черный отдаленный путь» становится символом долгой, наверное, вечной разлуки. Именно на это указывает заключительная часть стихотворения.

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают тропы:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зелёный огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “разлетелись, как дым, облака “.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищён великолепием пейзажа, чувствует природу как живое существо и ощущает себя наблюдателем и частью её в одно и то же время.

Таким образом, поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть всё окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит его, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.

Примеры эпитетов в русской литературе:

  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Л. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Г. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула» (Ф. М. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. С. Тургенев).

А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(С. А. Есенин)

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Изображением пейзан.

(Н. С. Гумилев)

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой…

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

(М. Ю. Лермонтов)

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

  • бессмертное знамя;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных  (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

  • усиление образности;
  • создание выразительности;
  • отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры:
«Впервые луна эти цепи и трепет
…Лепит никем не лепленный бюст»;
«Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,»;
«И улицы старинной ПрагиМолчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.»
«Лицом поворотясь на юг,Сосна на солнце жмурится».

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Популярные статьи  Стихи про лето – тематический сборник для детей

Фоном для создания пейзажа стало поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, весёлое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведённый Блоком, статичный, поэтому прекрасно передаёт вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые, и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращён к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что лирический герой – беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Отличия эпитета от сравнения и метафоры

Стихи с эпитетами - подборка к уроку литературы

Если кратко, то сравнение сопоставляет одно явление, понятие либо предмет с другим: «дверь заскрипела как зверь».

Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:

«То не чудо сверкает над нами… то бессмертное Ленина знамя…» (Н. Тихонов). 

Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:

  • «оскалился по-волчьи» — сравнение;

  • «волчий оскал рта» — эпитет. 

Стихи с эпитетами - подборка к уроку литературы

Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:

  1. Метафора характеризует слово либо выражение в переносном значении. Кроме того, она придает им большую выразительность. Эпитет же обозначает какую-то важную черту в описываемом им предмете или явлении.

  2. Эпитет может быть несколькими частями речи. В любом случае он находится в рамках одного предложения с определяемым словом. Метафора же – только существительное, и конструкция, в которой она состоит, уже более сложная.

  3. Эпитет – художественный прием, отражающий характеристику предмета или явления и его оценку автором. Метафора отличается тем, что выражает признак, характеризующий только авторскую оценку. Ее роль – в выделении общих черт предмета с каким-либо другим по его свойствам, сравнение и преподнесение в более эффектном варианте. 

Примеры:

  • «тяжелый характер» (эпитет);

  • «костер рябины красной» (метафора).

Темы и настроение

Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.

Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

«Ты волна моя морская…» анализ стихотворения

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,

Отражая неба свод,

Иль мятешься ты и бьешься

В одичалой бездне вод —

Сладок мне твой тихий шёпот,

Полный ласки и любви,

Внятен мне и буйный ропот,

Стоны вещие твои.

Будь же ты в стихии бурной

То угрюма, то светла,

Но в ночи твоей лазурной

Сбереги, что ты взяла.

Не кольцо, как дар заветный,

В зыбь твою я опустил,

И не камень самоцветный

Я в тебе похоронил —

Нет, в минуту роковую,

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Бурный роман Федора Тютчева с юной Еленой Денисьевой открыл новую страницу в творчестве поэта. До этого момента он был довольно сдержан в вопросах, которые касались публичного проявления чувств, поэтому редко посвящал своим избранницам стихи. Елена Денисьева кардинально изменила жизнь Тютчева, привнеся в нее целую гамму новых и незабываемых ощущений. Бурный темперамент этой девушки, которая могла быть кроткой и ласково, но в следующую минуту становилась несдержанной и даже агрессивной, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Свою избранницу он неоднократно сравнивал с морской волной, своенравной и непредсказуемой.

После нескольких месяцев знакомства с Еленой Денисьевой поэт посвятил ей стихотворение «Ты волна моя морская» (1854 год), которое положило начало циклу любовных произведений, посвященных этой женщине. Почти 15 лет она была музой и вдохновительницей поэта, его отрадой и надежной опорой.

Ее характер значительно смягчился и стал более покладистым. Однако для Тютчева она по-прежнему оставалась той юной и непосредственной особой, которая первой призналась ему в своих чувствах, а потом без колебаний преступила запретную черту, став любовницей женатого мужчины.

Обращаясь в ней, поэт восклицает: «Судной жизни ты полна!». И это действительно так, потому что 18-летняя Елена Денисьева только открывает для себя мир взрослых радостей и наслаждений. Эта жажда познания и любви умиляет искушенного и опытного Тютчева, который не перестает удивляться душевной чистоте своей избранницы. Он готов принимать ее такой, какова она есть, терпеть ее перепады настроений ради того, чтобы услышать «тихий шепот, полный ласки и любви».

Обращаясь к своей возлюбленной, поэт просит лишь о том, чтобы она смогла сберечь свою непосредственность, как можно дольше оставаясь такой же искренней, темпераментной и непредсказуемой. При этом Тютчев понимает, что вряд ли рискнет связать себя узами брака с этой особой. Он искренне любит Елену Денисьеву, но при этом испытывает не менее теплые и нежные чувства к своей законной супруге, с которой не собирается расставаться.

В итоге поэту приходится содержать две семьи, терпя насмешки друзей и знакомых, многие из которых попросту отказываются иметь дело с человеком, который даже не пытается скрывать свою связь с юной девушкой. При этом о глубине чувств к Елене Денисьевой свидетельствуют следующие строки: «Душу, душу я живую схоронил на дне твоем». Он отождествляет возлюбленную с морской пучиной и признается, что в дар ей преподнес самое ценное, что имел.

«С добрым утром», анализ стихотворения Есенина 4 вариант

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

Популярные статьи  Стихи Лермонтова слушать онлайн или скачать в mp3

«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо» и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма — наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!». повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

Стихи с эпитетами - подборка к уроку литературы

Анализ стихотворения Сергея Есенина «С добрым утром» 3 вариант

Сергей Есенин вырос в сельской местности и все его творчество окутано лирикой. Он очень любил природу и сравнивал человеческие чувства с природными явлениями.

Поэт переносит характер и поведение человека на элементы пейзажа. Произведение «С добрым утром» отображает направленность всего творчества народного поэта. Автор одушевляет деревья и небесные тела.

Казалось бы, обыденный рассвет поэт видел через призму своей фантазии и творческой сущности бытия. Лучи солнца олицетворяют зарождение новой жизни, пробуждение всего живого. Как деревенский мальчишка, поэт с раннего детства рано вставал.

В сельской местности все жители поднимаются очень рано. Для С.А.Есенина утро имело особое значение. Уже проживая в Москве, он каждый день вставал рано и работал. Именно организованность позволила поэту написать множество произведений. Утром просыпалась природа, начиналась жизнь и приходила муза к великому поэту.

Некоторые люди даже не наблюдают восход солнца. Для С.А.Есенина это было чудесное явление. Он описывает его как необычное событие, которое преобразует весь мир. В стихотворении в образе исконно русского дерева читается образ молодой девушки. Она тоже просыпается ранним утром и расцветает.

Автор украшает «березу» каплями росы и «зелеными сережками». Таким образом, поэт подчеркивает красоту русских девушек и их естественность. В таком образе девушка как бы вросла корнями в русскую землю и именно здесь полна энергии, жизни и красоты.

Совмещая природу и обычные жизненные вещи, С.А.Есенин показывает силу единства. Вроде бы береза и заводь, а недалеко обычный деревенский забор. Просто часто люди за обыденностью вещей не замечают красоту окружающего мира.

С.А.Есенин наполняет стихотворение метафорами и сравнениями. Это позволяет читателям в полной мере оценить красоту окружающего мира, который не все замечают. Повторы звуков и создают своеобразное шуршание легкого утреннего ветерка и в полной мере передает атмосферу.

В образе крапивы автор изображает сварливую и «колючую» соседку, которая живет практически с каждым читателям. С.А.Есенин преобразовал образ и он уже не выглядит таким устрашающий. Таким образом, автор показывает, что самые неприглядные черты характера могут измениться. Практически все строфы начинаются с глаголов. Это создает ощущение движения и жизни.

Стихи с эпитетами - подборка к уроку литературы

Тема произведения

Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.

Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.

Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.

Виды эпитетов

Поскольку выразительнаяпалитра очень велика, и предложения с эпитетами могут иметь совершенно разную эмоциональную окраску, состав, структуру и логические акценты; относиться к разным стилям текста, выделяют несколько классификаций эпитетов. Каждая из них исходит из определенного критерия:

  • По происхождению –эпитеты делятся на общеязыковые, народно-поэтические и авторские (это деление встречается наиболее часто, ниже мы рассмотрим его детальнее);
  • По стилистике – контрастные, усилительные, уточнительные;
  • По составу – простые, слитные, сложные, составные;
  • По способу обозначения – метонимические и метафорические;

Кроме того, эпитеты могут быть эмоциональными, оценочными, постоянными или сквозными, однако эти признаки находятся за пределами общепринятых классификаций.

Общеязыковые эпитеты. Примеры из жизни

Общеязыковые обороты знакомы нам всем – пример такого эпитета можно привести не только из художественной литературы, но и из повседневного употребления. Ведь эти фигуры настолько устоялись в нашей речи и вошли в повседневный обиход, что стали устойчивыми выражениями.

И хоть зачастую они употребляются в переносном значении, мы все хорошо понимаем, о чём идет речь. Например – , , , , , , .

Народно-поэтические эпитеты. Примеры из фольклора

Определение «народно-поэтические» говорит само за себя. Это выражения, которые пришли к нам из фольклора и превратились в устойчивые выражения. Например – , , , , , . Особо много их встречается в сказках А. С. Пушкина, что подчеркивает их народные мотивы и фольклорный характер. Часто они употребляются в усеченном виде, со сменой традиционного ударения.

Популярные статьи  Стихи для детей 3 лет для развития и хорошего настроения

Авторские эпитеты. Примеры из литературы

Не так часто, но порой в речи приживаются выражения, придуманные конкретными авторами. Они подчёркивают индивидуальный стиль, являются воплощением неповторимого литературного почерка. Много таких авторских оборотов в произведениях М. Шолохова (, , ), А. Чехова (, ), С. Есенина (, , , ) и прочих.

Постоянные эпитеты с примерами

Эпитет, что приобрел устоявшуюся форму и употребляется в одном значении, называется постоянным. Он связан с употребляемым словом неразрывно и образует привычное устойчивое выражение, чем-то напоминая фразеологизм. Например, , , , , .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 33.

Стихи с эпитетами - подборка к уроку литературы
Анализ стихотворения Летний вечер Блок по плану

1. История создания. Стихотворение «Летний вечер» (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр произведения — элегия, пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения — торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену — Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон

Воцаряется тишина и умиротворение («ни ветерка, ни крика птицы»). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали «песня жницы».

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда «последние лучи заката» внезапно сменяются «красным диском луны». Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих «забот и печалей». В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку «навстречу ночи и луне».

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении «Летний вечер» присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его «витание в облаках».

4. Композиция произведения. Первые две строфы целиком посвящены описанию великолепного вечернего пейзажа. В последней строфе звучит призыв автора к достижению полной свободы.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В небольшом по объему произведении Блок использует широкий набор средств художественной выразительности: эпитеты («розовой», «некошенной»), метафоры («дремотой розовой», «красный диск луны»), олицетворения («лучи… лежат», «замирает песня»). Автор применяет обращения («забудь», «умчись»), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя и придает произведению динамику.

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен ценить свою молодость, когда еще есть возможность достойно применить свои силы. Желание «умчаться без цели» указывает на многообразие выбора жизненного пути. Блок чувствует себя на распутье. Перед ним открывается широкие перспективы или, образно говоря, весь необъятный мир.

Блок понимает, что учеба в университете представляет собой вступление во взрослую жизнь, когда человек становится полностью самостоятельным. С каждым годом за его плечами будет накапливаться тяжелый груз проблем, не позволяющий ощутить себя абсолютно свободным. Поэтому описываемый летний вечер очень дорог поэту, как воспоминание о незаметно уходящей молодости.

Источник

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
  • олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
  • метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
  • сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Тема

Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.

Оцените статью
Роман Неклюдов
Стихи с эпитетами — подборка к уроку литературы
Мифы Древней Греции о сотворении мира — читать полностью