Содержание произведения
Молодому поэту приходилось много ездить по стране, поэтому ему не понаслышке были знакомы тяготы пути. С художественным мастерством он описал состояние лирического героя во время ночного путешествия в метель. В живописную картину природы автор вплел мистику и фольклор. Во время разгула снежной бури ямщику и путнику почувствовался бесовский разгул. Более глубокий анализ «Бесы» Пушкина раскрывает творческий замысел поэта, который отразил в тревожных строках жизнь простого русского народа.
С первых слов читателю передается волнение автора, который описывает свои ощущения во время ночной поездки в поле. Неизвестно, по какой причине ямщик и лирический герой оказались в дороге ночью. Возможно, не успели добраться в нужное место до заката, или их гнали вперед какие-то важные дела. Зимней ночью не на шутку разыгралась метель. Ничего не видно впереди — небо мутное, луна не освещает небосвод, лишь снег и ветер со всех сторон. Дорогу замело, и путники оказались в незавидном положении.
Среди неведомых равнин ямщику и автору стихотворения становится страшно. Герой просит извозчика поторопить лошадей, стараясь скорее проехать место, которое вызывает чувство тревоги. Но лошади устали, а дорога заметна лишь временами. Путникам кажется, что они ходят по кругу, ведомые бесами, которые кружатся в хороводе и торжествуют в непогоду.
Усиливает картину воображение ямщика. Один бес у него играет, другой — плюет, третий — толкает коня. Четвертый путает мысли — то он стоит рядом с путниками, то, сверкая очами, исчезает в темноте. Сил ехать дальше нет. Кони устали, снежная буря не стихает, дороги не найти. Даже колокольчик перестал звенеть, что усиливает безысходность.
Вдруг кони снова встрепенулись, почувствовав рядом нечистых духов. Они понеслись вперед, а лирическому герою открылась картина того, как танцевали среди безбрежных равнин невесомые и безобразные демоны. Попутно они издавали странные звуки то ли торжества, то ли боли («домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»).
Основная тема и идея
Ключевая тема в стихотворении — тяжелая жизнь русского народа. Поэт говорит, что бояре (бесы) водят простых людей по кругу, не давая им выбраться на свободу. Социальная несправедливость сильно тревожила Александра Сергеевича, он много раз поднимал темы, связанные с ней:
- положение простых людей в стране и обществе;
- беззаконие представителей власти;
- стремление народа к свободной жизни и его попытки поиска возможностей для выхода из сложившейся ситуации.
В стихе Пушкин придается раздумьям о судьбе человека. Он поднимает проблему поиска верного пути в жизни, стремление личности выйти из затруднительных ситуаций, не подчиняясь окружающему миру и сложившимся обстоятельствам .
Крестьяне в период жизни поэта были утомлены хозяевами. Люди были несчастны и подавлены, подобно изображенным в стихе путешественникам. А правительство не давало ни единой возможности простому люду найти свое место под солнцем и отыскать счастье в жизни. В стихотворении в основном мрачные настроения, чувствуется тревога центральных героев. Читатель ощущает растущее в произведении напряжение, определенное чувство страха. Поэт мастерски описал мрачность окружающей его действительности и создал тяжелый, угнетающий эмоциональный фон.
Стихотворение «Бесы» (анализ)
Несмотря на длительную ссылку, Пушкину приходилось много ездить, и даже зимней ночью. Поэтому состояние, которое испытывает путешественник, ему было известно не понаслышке.
Пушкин – художник, и с художественным мастерством он описал ночную метель в стихотворении «Бесы». Но в этом стихотворении в живописную картину природы вплелась мистика. В картине вьюги сначала ямщик, а потом путник увидели бесовской разгул.
По жанру – это лирическая баллада. В ней есть описание природы, элементы действия героев. Повторяющееся в 4-й и 7-й строфе первое четверостишие делит стихотворение на части:
В повторяемости четверостишия также подразумевается кружение заблудившихся в стихии саней.
Фраза «средь неведомых равнин» подчеркивает, что путник оказался здесь впервые. В ненастную погоду, когда снег слепит глаза, недолго сбиться с пути, заехать в поле. Ветер кружит снег, и складывается впечатление, что вьются тучи, а в природе появляются неведомые существа, которые путают ямщика, сбивают его с пути.
Первая часть – разговор путника с ямщиком, занявший 2 строфы. Ямщик жалуется, что бес его водит, плюет на него, толкает коня в овраг. Эти разговоры наводят страх и на путника.
В четвертой строфе следует повтор, как мотив из песни. И далее говорится о том, что кони стали, умолк колокольчик.
Вьюга злится сильнее. Но кони, видимо отдохнули, или нащупали знакомую дорогу, вновь понесли. Снова зазвенел колокольчик. И путник замечает множество духов. Лошади пошли, и, кажется, путник задремал под звон колокольчика. Он слышал вой вьюги, и в полу-дремлющем, полу-бодрствующем сознании возникли мистические картины, словно это не снег, а бесы кружились в природе. В последней строфе снова следует повтор.
Стихотворение немаленькое, 7 строф, по 8 строк в каждой строфе. Рифма перекрестная. Ритм стихотворения – четырехстопный хорей.
Состояние стихии и людей, оказавшихся в ее власти, передаются в основном глаголами, в которых заключена динамика стихотворения.
- Тучи мчатся, вьются;
- Луна освещает;
- Вьюга слипает (очи); злится, плачет;
- Бес водит, кружит, играет, дует, плюет, толкает, торчал, сверкнул, пропал.
- Духи, бесы собралися, закружились, мчатся;
- Кони стали, храпят, понеслися.
На эмоциональный настрой стихотворения могло оказать влияние состояние, охватившее Пушкина, когда он оказался запертым в Болдине из-за холеры. Вокруг действовали карантины. Пушкин узнал, что холера добралась до Москвы. Он переживал за Наталью Николаевну, с которой был разлучен, и это сказывалось на его импульсивной душе. Утешение он находил в поэзии.
Стихотворение «Бесы» было написано 7 сентября. На листке со стихотворения он приписал: «шалость», вероятно, желая сказать этим, что стихотворение всего лишь игра его поэтического воображения. Но даже если это шалость, надо отдать должное поэту в том, что оно получилось весьма выразительным, реалистичным и поэтизированным одновременно.
Образы и символы произведения
Здесь присутствует три образа. Первый образ выступает основным – это наш лирический герой, от которого и происходит все повествование. В образе лирического героя не сложно заметить самого автора.
Вторым образом произведения можно назвать образ бесов. Для Александра Сергеевича в роли беса выступали те проблемы, которые так внезапно на него навалились. Эпидемия холеры, которая не на шутку разыгралась и не давала ему возможности вернуться домой. Данная проблема стояла на пути поэта и рушила все его планы, отодвигая их в дальний угол.
В образе бесов автор так же показывает ту ситуацию в стране, которая происходила. Пушкин полностью разделял взгляды декабристов, которые были нацелены на отмену крепостного права.
В образе ямщика мы видим народ, который на себе ощущает все те перемены, которые происходят вокруг.
Автор показывает то, что ему не безразличны проблемы, с которыми довелось столкнуться простому народу. Он, так же как и они переживает все это, пропуская через себя всю информацию.
Система образов
В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.
С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.
С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.
Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.
Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.
МОЙ ПОРТРЕТ
Вы просите у меня мой портрет, / Но написанный с натуры; / Мой милый, он быстро будет готов, / Хотя и в миниатюре.
Я молодой повеса, / Еще на школьной скамье, / Не глуп, говорю, не стесняясь, /И без жеманного кривлянья.
Никогда не было болтуна, / Ни доктора Сорбонны – / Надоедливее и крикливее, / Чем собственная моя особа.
Мой рост с ростом самых долговязых / Не может равняться; / У меня свежий цвет лица, русые волосы / И кудрявая голова.
Люблю свет и его шум, / Уединение я ненавижу; / Мне претят ссоры и препирательства, /А отчасти и учеба.
Спектакли, балы мне очень нравятся, / И если быть откровенным, / Я сказал бы, что я еще люблю… / Если бы не был в Лицее.
По всему этому, мой милый друг, / Меня можно узнать. / Да, каким Бог создал, /Таким и хочу казаться.
Сущий бес в проказах, / Сущая обезьяна лицом, / Много, слишком много ветрености – / Да, таков Пушкин.
Известны несколько рифмованных переводов этого стихотворения на русский. Самые известные — Генриха Сапгира и Нонны Слепаковой. Правда, они не поверили самому Пушкин, написавшему, что у него русые волосы (les cheveux blonds). Сапгир перевел: «С курчавой шапкою волос, /Румяный без излишка, / Я до Вильгельма не дорос, /Но и не коротышка», а Слепакова: «Не вырос молодцом / Высоким, величавым, / Зато я свеж лицом / И родился курчавым».
Лицей, в котором учился Пушкин, был особенным учебным заведением и открыт по воле императора Александра I для подготовки будущих государственных деятелей из числа дворян. Располагался в Царскосельском Екатерининском дворце. Лицеистов было немного – 30 человек, учились они 6 лет, каждый жил в своей комнате. У Пушкина была №14, в соседней комнате жил его друг Пущин.
А таким видели Пушкина-лицеиста его современники. Вот как описывает юношу М.С. Пилецкий, надзиратель по учебной и нравственной части, в официальном отзыве или, как бы мы сейчас сказали, характеристике. Кстати, «Мартына» (прозвище Пилецкого) юный Пушкин недолюбливал, мягко говоря.
«Пушкин (Александр), 13 лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие не сделалось еще его добродетелью. <�…> Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем еще и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприняли новый и лучший вид со счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его еще мало постоянства и твердости».
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.
Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.
Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.
Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.
Ямщика можно сравнить с народом, который первым чувствует новые веянья, видит «бесов» и, соответственно, сообщает об этом лирическому герою. То есть поэт «впитывает» основные события времени, понимает (или пытается понять) весь народ, чувствует его проблемы. Он является концентратом всей эпохи, современники которой проходят через сложности, сквозь «бесов».
Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».
Краткий АНАЛИЗ стихотворения БЕСЫ: смысл названия, проблематика, по плану
Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики.
Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой.
Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова. Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить.
Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя. Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать.
Размер стиха – 4-стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха.
Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы.
Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания. Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает.
Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам.
Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.
Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.
Полезный материал по теме:
- КРАТКИЙ АНАЛИЗ Полтава: тема, идея, проблематика, смысл, вывод, 7 класс
- Краткий АНАЛИЗ стихотворения ЗИМНЕЕ УТРО: 6 класс по плану, средства выразительности, кому посвящено
- Анализ стихотворения Поэт: жанр, размер, смысл названия
- Краткий анализ стихотворение Пророк: по плану, тема
- Анализ и структура поэмы «Медный всадник». Тематика и проблематика поэмы «Медный всадник». Смысл названия поэмы.
Композиция
Стихотворение «Бесы» состоит из 7 восьмистиший. Композиция произведения кольцевая, имеет три выраженные части.
Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности
Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.
Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.
Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.
Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.
Затем в произведение добавляются мистические краски.
В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.
Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.
Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.
Третья часть – развязка, последняя строфа. Здесь мы видим всю происходящую картину как бы из далека, абстрактно. Атмосфера необъяснимого присутствует, но она уже ни так страшна, как в первых двух частях. Вновь просматривается граница между реальностью и сверхъестественным
Композиционное кольцо замкнулось, то есть внимание наше вновь сконцентрировано на главном герое, которого теперь, пройдя вместе с ним «средь неведомых равнин», мы узнали лучше
Анализ стихотворения «Мчаться тучи, вьются тучи…» (А. С. Пушкин «Бесы»)
- История создания
- Жанр
- Композиция
- Символика произведения
- Художественные приемы
История создания Стихотворение родилось в самый плодотворный период автора именуемый Болдинская осень. В этот период Александр Сергеевич находился на самоизоляции из-за эпидемии холеры. Затворничество Пушкина выпало на осень 1830 года, которую он провел в родовом имении Большое Болдино. Эпидемия унесла много жизней, но подарила миру 32 стихотворения, одну поэму и долгожданное окончание «Евгения Онегина».
Жанр
Если рассматривать стихотворение по его содержанию, то оно скорее относиться к философской лирике, по форме же является балладой. Своими строфами Пушкин буквально околдовывает читателя, унося его в фантастический мир, где неизвестность ночи отражает страх героя будто зеркало.
Для Александра Сергеевича более традиционным считается реализм, но именно в «Бесах» он отлично показывает, что владеет и романтизмом с его красочными описаниями и расплывчатыми образами.
Само стихотворения написано четырехстопным хореем, где женская и мужская рифма умело чередуется. Ритм держится уверено и буквально просится на музыкальную основу.
Композиция
Стихотворение «Бесы» — это семь восьмистиший с тремя выраженными частями.
Все три эпизода начинаются одинаково:
«Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
Мутно небо, ночь мутна…»
Из-за такого одинакового вступления во всех трех частях композиция является цикличной. Такой прием чаще всего используется для глубоко погружения читателя в атмосферу происходящего и сгущения красок. Как мы можем заметить, в этом произведении цикличная структура полностью выполняет свое предназначение.
Во вступительной части нас знакомят с происходящим – путники, потерявшиеся в дороге среди ночи:
«…Хоть убей, следа не видно
Сбились мы. Что делать нам!»
В следующей части Александр Сергеевич сгущает краски и добавляет мистике происходящему:
«…Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…»
В последней части нам не рассказывают о судьбе героев, но вместо страха перед неведомым, читателя оставляют со смирением и принятием происходящего:
«…Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…»
Символика произведения
Ключевой персонаж стихотворения путник, но не последнюю роль играет и ямщик. Главный герой символизирует самого Пушкина, который не раз оказывался в дороге среди ночи, поэтому образ автору весьма близок. Ямщик же это обычный человек из народа, которому свойственно испытывать страх. Именно он первый и жалуется на неведомую силу – бесов, передавая свой страх и путнику.
В данном произведении «неведомая сила» не дающая найти дорогу путниками символизирует страх перед неопределённостью, которая появилась в жизни Александра Сергеевича из-за вынужденной самоизоляции. Оказавшись запертым перед самой свадьбой в родовом поместье, он словно начал ходить по кругу и страшится неведомого, как и его герои. Бесы, ведьмы и домовые жили на уровне фольклора, и только слухи ходили о творимых ими бесчинствах и убийствах. Такими же слухами для Пушкина стала холера, которая свирепствовала где-то и убивала, а ему просто не давала двигаться вперед.
Художественные приемы
- В основе стихотворения, символизирующую его цикличность преобладают звуки «у» и «ю», что при прочтении вслух подсознательно вызывает ощущение вьюги;
- есть звукоподражание «дин-дин-дин…»;
- разнообразие эпитетов: «снег летучий», «визг жалобный», «беспредельная вышина» и т.д.;
- Лексические повторы: «вьюга злится, вьюга плачет»;
- в шестом восьмистишие идет повторения звуков «с» и «з», что создает ощущения шипения невидимых, но опасных существ.
История создания
«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.
Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.
Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.
Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.
Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.
https://youtube.com/watch?v=QValaecNygA
Тема
Лирический герой едет ночью в повозке через поле. Вьюга. Облачно, мрачно. Звенит колокольчик. Герою жутко, и он торопит ямщика, но тот говорит, что лошади устали, да и верного пути не найти. Ямщик высказывает предположение, что это бесы путают дорогу, и даже утверждает, что видит этих бесов. Внезапно кони останавливаются, колокольчик замолкает. Лирический герой спрашивает у ямщика, что их напугало. Тот отвечает неопределённо («Кто их знает? пень иль волк?»). Кони скачут дальше, колокольчик звенит без умолку, а лирическому герою видятся духи (призраки, бесы), роящиеся и завывающие. Они словно бы поют, и лирический герой думает о причинах песнопений бесов: возможно, они хоронят домового или выдают ведьму замуж.
Повозка едет дальше, и только жалобные крики бесов рвут сердце лирическому герою. Герой сочувствует этому миру и в то же время боится и не понимает его.
Образ бесов аллегоричен и может рассматриваться как образ правителей России, которые совсем запутали несчастного путника (русский народ).
Анализ стихотворения Пушкина «Бесы»
Осенью 1830 года Александр Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе. Однако из-за того, что в Москве началась эпидемия холеры, поэт был вынужден на несколько месяцев задержаться в имении. В этот период он создал множество философских и лирических произведений, одним из которых стало стихотворение «Бесы».
В нем автор вновь затрагивает так близкую и понятную для себя тему народного фольклора, описывая путешествие в метель, которое у любого путника того времени вызывало настоящий ужас
. «Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!», — отмечает поэт и тут же обращается к ямщику с просьбой, чтобы тот что есть силы гнал лошадей. В ответ он слышит весьма типичный для того времени рассказ, что путники заблудились, и виной тому являются бесы, которые заманили их в снежную ловушку. «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам», — отвечает своему спутнику ямщик и приводит множество примеров, как за время путешествия ему довелось столкнуться с нечистью. Она заманила лошадей в овраг, потом предстала в виде верстового столба и огонька в далекой избушке. И вот, наконец, упряжка вообще остановилась, так как «вот уж он далече скачет, лишь глаза во мгле горят».
Пушкин с огромным интересом и уважением относился к подобным рассказам, считая их неотъемлемой частью русской культуры. Однако как человек образованный, поэт прекрасно понимал, что бесы, сбивающие путешественников с пути, являются всего лишь вымыслом. И любому явлению всегда найдется простое и логическое объяснение, которое даст ответы на любые вопросы. Почему же тогда автор сделал акцент именно на этот мифический и заведомо лишенный правдоподобия сюжет? Все объясняется достаточно просто в последних строчках стихотворения, где Пушкин проводит параллель между бесами и людьми, в чьих руках сосредоточена власть. Заблудившиеся путники в стихотворении «Бесы» символизируют русский народ, который действительно потерян среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к более счастливой и свободной жизни
. Виной этому являются не суеверия и не безграмотность людей, которые бережно хранят свои традиции и культуру. Причина в том, что русские крестьяне до сих пор еще являются крепостными, и их жизнь не принадлежит им самим, заключается именно в тех самых бесах – кучке сытых и самодовольных людей, которым попросту невыгодно терять дармовую рабочую силу и развеивать иллюзии низших сословий, давая им знания, которые при определенных условиях могут стать одним из самых мощных видов оружия. Именно с бесами Пушкин сравнивает правящую элиту России, которая строит козни «простым путникам», т.е. постоянно усложняет жизнь обычным людям, заставляя их испытывать страх, унижение и обиду. У Пушкина же бесы в человеческом обличии чувство отвращения и раздражения. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны», — именно так они представляются поэту, который в этих строках проводит аналогию со светскими балами, которые в Москве не прекратились даже во время холерного карантина.
Бессмысленность существования людей, которые считают себя избранными, поэт готов им простить со спокойной душой, ведь каждый человек, по его мнению, вправе стоить свою жизнь так, как считает нужным. Однако при этом никто не имеет права бездарно распоряжаться судьбами других, используя людей для того, чтобы улучшить свое благосостояние за счет их нужд и проблем. Поэтому у Пушкина праздность светского общества, которую автор сравнивает с бесовским шабашем, вызывает глубокую печаль, «визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Поэт, так зависящий от мнения высшего света, наконец-то осознает, что оно является насквозь фальшивым и представляет собой очередной жизненный мираж, «игру бесов», которые готовы запутать сбить с пути и уничтожить любого здравомыслящего человека не по злобе душевной, а исключительно ради собственного развлечения. И это неутешительное открытие заставляет автора по-новому взглянуть на свою принадлежность к дворянскому сословию и правящей касте, где он является таким же изгоем, как и любой крестьянин.
Комментарии
- В 2010-е годы, однако, появилось текстологическое замечание о том, что этот подзаголовок добавлен в беловой автограф уже после того, как основной текст стихотворения был написан, и, таким образом, не может указывать на некий оригинальный замысел, изменённый впоследствии.
- В дореволюционной России «Бесы» стали одним из самых частых стихотворений в школьных хрестоматиях: историк литературы А. Вдовин, проанализировавший 108 хрестоматий за период с 1805 по 1912 год, нашёл «Бесов» в 35 из них. Чаще из пушкинских стихотворений в хрестоматии включалась только «Песнь о вещем Олеге» (49).