Чистоговорки для детей 3 лет
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
Чистоговорки на И
- И И И санки в горку ты вези.
- И И И прилетели соловьи.
- И И И птиц зимою покорми.
Чистоговорки на Ы
- Ы Ы Ы в поле выросли цветы.
- Ы Ы Ы не хватает нам весны.
- Ы Ы Ы мы отважны и добры.
Чистоговорки на У
- У У У в садик скоро я пойду.
- У У У много травки на лугу.
- У У У не дадимся комару.
Чистоговорки на звук В
- ВА ВА ВА опадает вся листва.
- ВО ВО ВО жук живое сущетсво.
- ВУ ВУ ВУ мы приехали в Москву.
- ВЫ ВЫ ВЫ в джунглях обитают львы.
- ВИ ВИ ВИ мяч скорее ты лови.
Чистоговорки на Н
- НА НА НА длинный хобот у слона.
- НУ НУ НУ санки в горку я тяну.
- НИ НИ НИ сегодня мне ты позвони.
- НЕ НЕ НЕ вижи солнышко в окне.
- АН АН АН стучу я в барабан.
- ИН ИН ИН зашли мы в магазин.
- ОН ОН ОН зазвонил вдруг телефон.
- УН УН УН только в сказках есть колдун.
Чистоговорки на К
- КО КО КО дети любят молоко.
- КА КА КА бежит быстрая река.
- КИ КИ КИ белоснежные носки.
Чистоговорки на Г
- ГА ГА ГА гуси вышли на луга.
- ГУ ГУ ГУ много сена на лугу.
- ГИ ГИ ГИ разукрасили круги.
- ГЕ ГЕ ГЕ есть начинка в пироге.
Чистоговорки на Х
- ХА ХА ХА накормили петуха.
- ХУ ХУ ХУ дружно варим мы уху.
- ХИ ХИ ХИ подарили мне духи.
- ОХ ОХ ОХ мы посеяли горох.
- УХ УХ УХ крыльями хлопал наш петух.
Чистоговорки на Ф
- АФ АФ АФ сложим вещи в шкаф.
- АФ АФ АФ в Африке жираф.
- ИФ ИФ ИФ прилетел к нам гриф.
- ФЭ ФЭ ФЭ мы пойдём в кафэ.
Чистоговорки на звук Т
- ТА ТА ТА в доме чистота.
- ТО ТО ТО поиграли мы в лото.
- ТИ ТИ ТИ книжку умную прочти.
- ТЫ ТЫ ТЫ сметану любят все коты.
- ТЯ ТЯ ТЯ говорите не шутя.
- ТУ ТУ ТУ очень быстро я расту.
Чистоговорки на звук Д
- ДУ ДУ ДУ я гулять сейчас пойду.
- ДА ДА ДА по трубе течет вода.
- ДЫ ДЫ ДЫ все собрали мы плоды.
- ДИ ДИ ДИ в гости к нам ты приходи.
- ДО ДО ДО на дереве гнездо.
Чистоговорки Й
- АЙ АЙ АЙ вижу едет наш трамвай.
- ЕЙ ЕЙ ЕЙ чай ты в кружечку налей.
- ОЙ ОЙ ОЙ приходи скорей домой.
Чистоговорки для детей 4 лет
С З Ц
Чистоговорки с буквой С
- СА СА СА прилетела к нам оса.
- СА СА СА вот бежит лиса.
- СА СА СА укусила в нос оса.
- СА СА СА у норы сидит лиса.
- СА СА СА сколько сена и овса.
- СА СА СА на траве лежит роса.
- СА СА СА в лесу бегает лиса.
- СА СА СА косит луг коса.
- СА СА СА под кустом сидит лиса.
- СА СА СА у сосны стоит лиса.
- СА СА СА любит сладости лиса.
- СА СА СА в сказке были чудеса.
- СА СА СА испугалась нас оса.
- СА СА СА у Оксаны есть коса.
Чистоговорки на звук С
- СЕ СЕ СЕ семена сдесь все.
- СЕ СЕ СЕ карасей ловили все.
- СЕ СЕ СЕ киселя дадим осе.
- СЕ СЕ СЕ большая дырка в колесе.
- СЕ СЕ СЕ на скамейку сели все.
- СЕ СЕ СЕ лента красная в косе.
- СЕ СЕ СЕ свистнул селезень лисе.
- СЕ СЕ СЕ еду на гусе.
- СЕ СЕ СЕ прищимили хвост осе.
- СЕ СЕ СЕ знаем сказку о лисе.
- СЕ СЕ СЕ у Сони бантик на косе.
- СЕ СЕ СЕ сойка спряталась в овсе.
- СЁ СЁ СЁ молоко пролили всё.
- СЁ СЁ СЁ вот и лето всё.
- СЁ СЁ СЁ скоро я узнаю всё.
Автоматизация звука С в чистоговорках
- СИ СИ СИ в водоёме караси.
- СИ СИ СИ корм цыплятам отнеси.
- СИ СИ СИ ты сырочек откуси.
- СИ СИ СИ сено ты домой неси.
- СИ СИ СИ едем мимо на такси.
- СИ СИ СИ поскорей всё принеси.
- СИ СИ СИ к нам приехало такси.
- СИ СИ СИ тесто сдобное меси.
- Си-си-си — в речке караси.
Чистоговорки на звук С для дошкольников
- СО СО СО укатилось колесо.
- СО СО СО а у Сони колесо.
- СО СО СО мы сменили колесо.
- СО СО СО спрятались за колесо.
- СО СО СО крутим колесо.
- СУ СУ СУ сыро осенью в лесу.
- СУ СУ СУ на лугу телят пасу.
- СУ СУ СУ маме сумку я несу.
- СУ СУ СУ мы увилели осу.
- СУ СУ СУ было холодно в лесу.
- СУ СУ СУ съел котенок колбасу.
- СУ СУ СУ не боимся мы осу.
- СУ СУ СУ обманули мы осу.
- СУ СУ СУ видел я в лесу лису.
- СЫ СЫ СЫ не боимся мы осы.
- СЫ СЫ СЫ хвост красивый у лисы.
- СЫ СЫ СЫ а у сома есть усы.
- СЫ СЫ СЫ есть лисята у лисы.
- СЫ СЫ СЫ на полу стоят весы.
- СЫ СЫ СЫ прилетели две осы.
- СЫ СЫ СЫ влезли куры на весы.
- СЫ СЫ СЫ на стене висят часы.
- СЫ СЫ СЫ подарили бусы.
- СЭ СЭ СЭ рядом с садом есть шоссе.
- СЭ СЭ СЭ шёл автобус по шоссе.
- СЮ СЮ СЮ в гости мы идем к гусю.
- СЮ СЮ СЮ Соня кашу съела всю.
- СЮ СЮ СЮ не везет же карасю.
- СЮ СЮ СЮ веселимся мы вовсю.
- СЯ СЯ СЯ у бабуси два гуся.
- СЯ СЯ СЯ мы поймали карася.
- СЯ СЯ СЯ Костя ловит карася.
- СЯ СЯ СЯ есть лосята у лося.
Чистоговорки на З
- ЗА ЗА ЗА на лугу стоит коза.
- ЗА ЗА ЗА приближается гроза.
- ЗА ЗА ЗА здесь привязана коза.
- ЗА ЗА ЗА залезает в сад коза.
- ЗА ЗА ЗА забрела в наш лес коза.
- ЗА ЗА ЗА пролетела стрекоза.
- ЗА ЗА ЗА уходи домой коза.
Чистоговорки со звуком З
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ травку дали мы козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ дай воды козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ комары летят к козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ нелегко в лесу козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ Зоя едет на козе.
Автоматизация звука З в чистоговорках
- ЗИ ЗИ ЗИ обезьянку привези!
- ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя — не привози!
- ЗИ ЗИ ЗИ арбуз скорей вези.
- ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя, так не вези.
- ЗИ ЗИ ЗИ поросята все в грязи.
- ЗИ ЗИ ЗИ можно ведь застрять в грязи.
- ЗИ ЗИ ЗИ сено с папой отвези.
Чистоговорки на звук З для дошкольников
- ЗО ЗО ЗО идёт урок ИЗО.
- ЗО ЗО ЗО у Кати тройка по ИЗО.
- ЗО ЗО ЗО вот идет бизон.
- ЗО ЗО ЗО нам с тобою повезло.
- ЗО ЗО ЗО у Зои зонт.
Чистоговорки со звуком З для детей
- ЗУ ЗУ ЗУ мы увидели козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ отвязали мы козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ волк увидел ту козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ зайку моем мы в тазу.
- ЗУ ЗУ ЗУ паровозик я везу.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ мало травки у козы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугался волк козы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ подарили маме розы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугались мы грозы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ вымыли тазы.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ без козы домой нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ обезьянам здесь нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ по газону ходить нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ поймали мы езя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ ехать через лес нельзя.
Чистоговорки на звук Ц
- ЦО ЦО ЦО умываю я лицо.
- ЦА ЦА ЦА вижу в поле зайца.
- ЦА ЦА ЦА на лугу стоит овца.
- ЦЫ ЦЫ ЦЫ посолили огурцы.
Артикуляционный массаж, как средство комплексного воздействия на нервную систему при заикании
При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.
Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.
Чистоговорки для детей на звуки
Чистоговорки для детей на звуки
Чистоговорки для детей на звуки:
-
Ам-ам-ам — каши тебе дам.
Аша—аша—аша — вкусненькая каша.
Аша—аша—аша — любит кашу Маша.
Ам-ам-ам-ам — кушай кашу по утрам. -
Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим! -
Вот Валюшка, вот Варюшка, вот ворона, вот ватрушка,
Вот вагончик, вот варенье,
Вот про «В» стихотворенье! -
Кто у нас говорит – говорит?
Целый час говорит – говорит?
Целый день говорит – говорит?
И когда идет, говорит – говорит? -
Когда стоит — говорит – говорит?
Когда сидит — говорит – говорит?
Когда лежит — говорит – говорит?
И когда бежит — говорит – говорит?
Даже если ест — говорит,
Даже если спит — говорит. -
То не Петя говорит, говорит.
То не мальчик говорит, говорит.
То его язык говорит.
Длинный розовый язык говорит. -
Хоть болтать и не годится, говорить,
Не могу остановиться, говорить. -
Дятел, дятел — наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом. -
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже? -
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. -
Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом! -
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница – река
Еду полощет, трет слегка,
А после – ест досыта.
Енот – любитель чистоты,
Не мытого не ест… А ты? -
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твое житье-бытье?
Буква Ё дает отчет:
Ничего житье течет.
Я ударная всегда!
Ой-ей-ей, вот это да! -
Ялик с якорем у Яшки.
Якорь даже на тельняшке.
Моряк наш Яшка! -
Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнет на юге Юля. -
Ключик, ключик, родничок, чистая волна!
Чей-то круглый кулачок звонко бьет со дна. -
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко! -
Мама купала в лохани малышку,
Мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Теплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Теплым, лохматым, большим полотенцем. -
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке. -
Нарисуй подъезд, портал,
Парус, павильон, пенал,
Постамент, плакат, планшет,
Папку, поручни, пакет. -
Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста. -
Весит слон
Триста тонн.
Тонна – ушко,
Тонна – ножка.
Вот так крошка! -
Филин со шкафа
Фыркал жирафу:
– Фу-фу,
Пыль на шкафу! -
Ходики ходят, они на ходу.
Ходики встали — попали в беду. -
Над кузницей, мельницей
Вьется метелица,
По лесу танцует,
И по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся. -
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист, чист! -
Дали Маше манной каши.
Маше каша надоела.
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
маме не надоедай! -
Два щенка щека к щеке
щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
Автоматизация звука «р» в стихах
Обучение в виде игры всегда проходит легче и веселее, поэтому хорошая идея закреплять в речи сложный звук с помощью забавных стихов-скороговорок.
Хорь
Хмурый-хмурый ходит хорь – На него напала хворь. Смотрит хитрая куница Сверху с пихты на хоря: – Ты сходил бы, хорь, в больницу, Не вздыхал, не охал зря. У тебя, наверно, хорь – Корь! В. Суслов
Стрекоза
Стрекоза, стрекоза – Как фонарики, глаза. – Спи, – баюкает лоза… Будто дремлет стрекоза, Но глаза-фонарики Ищут, где комарики. В. Мусатов
Теремок
Терем, терем, теремок. Звери строили домок – Ставенки резные, Двери расписные. Пришел медведь, Принялся реветь: – В теремок пустите! Двери отворите! Выходили звери, Отворяли двери. Смотрят на мишку: – Велик ты слишком! Теремок сломаешь, Зверей распугаешь! Уходи, медведь! Перестань реветь! И. Лопухина
***
Спорили, ссорились Андрей с Григорием: – Я, – говорит Андрей, – Переговорю тебя быстрей! – А я, – говорит Григорий, – Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: – Помирись, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить, Помирить, передружить сумею! И. Лопухина
***
У реки росла рябина. А река текла, рябила. Посредине глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба, рыбий царь, Называется пескарь. Г. Сапгир
Варежки
Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара! Е. Благинина
Буква Р
Пять лет Серёже в январе, пока четыре, пятый, но с ним играют во дворе и взрослые ребята. На брата сердится сестра. Её зовут Марина, а он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей». Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей», – вздыхая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, прижми покрепче к нёбу». Он, как прилежный ученик, берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи – метро. В метро поедем к дяде». «Нет, – отвечает он хитро, – В автобус лучше сядем». А как на санках, например, он с гор летает смело. Серёже только буква «р» немножко портит дело. Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда». Но вот в один прекрасный день с утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера сказать он это слово. А. Барто
Способы избавления от болезни для детей
Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.
- Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
- Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
- Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
- Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.
Чистоговорки на букву Щ
Ща-ща-ща-ща — в дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу-щу — зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще-ще — буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё — и в сапожках ещё.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.
Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. — Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?
Удачи вам в звукопроизношении!
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
С какого возраста можно заниматься логоритмикой?
Если дошкольник в возрасте двух лет до сих пор не начал говорить, нужно организовать занятия по логоритмике. Этот возраст характерен тем, что очень сложно организовать правильное логопедическое воздействие на малыша. Ведь дети быстро утомляются и не способны выполнять многие артикуляционные упражнения.
Дошкольникам постарше, которые уже находятся под наблюдением у логопеда, логоритмика для детей помогает закреплять произношение сложных звуков, отрабатывать навыки плавной речи, совершенствовать координацию движения, обучать детей навыкам коммуникации.
Главная задача логоритмики – это преодоление нарушений речи с помощью формирования двигательной сферы. Согласно этой цели подбираются и задачи логоритмических занятий: корректировать речь детей, воспитывать их и предоставлять им образование.
Коррекционные задания: устранение главного речевого нарушения, формирование дыхания, развитие голоса, работа с артикуляцией, совершенствования качеств психомоторики во всех типах моторики.
Шипящие звуки
Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.
1. К Чебурашке в чашкуШлёпнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.
2. Ветеp ёлками шумит,Ёжик наш домой спешит,А навстpечу ему волк,Hа ежа зубами «щёлк»!Ёж иголки показал,Волк со стpаху убежал.
3. Ёжик в бане вымыл ушки,Шею, кожицу на бpюшке.И сказал еноту ёж:«Ты мне спинку не потpёшь?».
4. Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,Как в капюшоне он смешон!
5. На реке — камыши,Разыгрались там ерши:Круг — постарше,Круг — помладше,И совсем малыши!
6. Дедушка Ежок,Не ходи на бережок:Там растаял снежок,Заливает лужок.Ты промочишь ножки,Красные сапожки!
7. Шесть мышат шагают в школу,Шаловливых и весёлых.На уроках шесть мышатШелестят, шумят, шуршат.Тише, кот сюда спешит!«Шмыг» — и в школе ни души.
8. Чижик в клеточке сидел,Чижик в клетке громко пел:«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,Я на волю улечу».
9. Жёлтый жук нёс старый жёлудь.Жёлудь очень был тяжёлый.Жёлтый жук был жутко жадным,Даже листик было жалко.Жук свой путь держал под гору,Жёлудь же терял опору.Жук сердито гнал всех прочь,Кто желал ему помочь.Жёлудь вдруг с жука свалился,С горки живо укатился.Жук теперь вздыхает сложно —Жёлудь он сжевать не сможет.
10. На чайничке крышечка, На крышечке шишечка. Ручечкой за шишечкуПоднимаем крышечку.
11. Четыре Анюточки Прокричали суточки. Прокричали суточки, Не устав ни чуточки.
12. Сшили штанишки Плюшевому мишке. На штанах кармашки, На кармашках — пряжки.
Пение
Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.
Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.
Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.
При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:
- начинается с сильной доли;
- мелодия нисходящая;
- темп медленный;
- короткие фразы;
- текст прост для произношения.
Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.
Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.
Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.
Расширяем словарный запас
Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры, не забывая о проговаривании чистоговорок.
Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Такое игровое упражнение будет интересно и для самых маленьких, и для более старших деток. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.
Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит
Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка. Отличие только в одной гласной букве
По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.
Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Цель этой игры в следующем —Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук». Эта игра подойдёт для детей 6-7 лет, которые уже хорошо знают буквы. Хотя некоторые детки и в 5 лет умеют читать.
Чистоговорки
При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.
Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.
Правила выбора
В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.
Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.
Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.
Примеры
Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе,
Прорычали, промолчали
И проснулись на заре.
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.
Дедкова Юлия Витальевна,
учитель-логопед МАОУ СОШ № 19 г. Томска
Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.
Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе. Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Используя пословицы и поговорки, я учу детей ясно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи. Например: интонационная окраска речи в приговорке.
Девица-сестрица,
Сходи за водицей –
Я волка боюся,
Медведя страшуся.
Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.
Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха,
Методика по формированию речевого дыхания
Прежде чем начать формировать речевое дыхание, необходимо использовать практику молчания. Это поможет легче побороть в дальнейшем образовавшиеся условные рефлексы заикания. Режим молчания позволит чувствовать себя комфортнее и в психологическом плане, так как человек, страдающий заиканием, не будет испытывать дискомфорт при взаимодействии с другими людьми. Такую практику рекомендуется проводить в среднем в течение недели.
Упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием классифицируются на:
- упражнения с элементами логоритмики;
- комплекс, направленный на формирование правильного вдоха/выдоха;
- дыхательная гимнастика.
Для того чтобы работа над дыханием с заикающимися детьми или взрослыми была проведена целостно, рекомендуется:
- перед занятием хорошо проветривать помещение;
- заниматься не раньше, чем через полчаса после последнего приема пищи;
- не переутомляться, не затягивать занятие, работать следует не на количество, а на качество;
- следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно.
Прежде чем приступить к комплексу на развитие правильного речевого дыхания, проследите за тем, чтобы осанка была ровной, особенно если упражнения выполняются в положении сидя или стоя.
При коррекции произношения сначала предлагаются простые задания. Постепенно они усложняются. Для дошкольников занятия должно проводиться в игровой форме.
Упражнение 1: помогает научиться правильно делать вдох и выдох.
Выполняется лежа. На живот кладется легкий устойчивый предмет, к примеру, подушка. На вдохе живот поднимается, воздух выходит на выдохе через рот со звуками «пф».
Упражнение 2: выполняет ту же функцию, что и предыдущее.
В положении сидя, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, при этом воздушная струя на выдохе не должна быть прерывистой. Грудная клетка не должна подаваться вперед во время вдоха.
Упражнение 3: направлено на формирование правильного выдоха и расширения объема легких. Выполняется следующим образом.
В положении стоя необходимо вытянуть вперед руку параллельно полу и ладонью вверх. Представьте, что на руке лежит что-то, что можно сдуть, например, перышко. Далее сложите губы в трубочку и плавно, не обрывисто и бесшумно начните потихоньку выдыхать воздух, как бы пытаясь сдуть.
За основу ежедневного комплекса дыхательной гимнастики можно взять разработку А. Н. Стрельниковой. Комплекс заданий, которые она предлагает, можно включать в логопедические занятия, использовать в самостоятельной форме во время индивидуальной работы в качестве дыхательных упражнений от заикания.
Т Куликовская — ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ
Ш — всегда шипящий звук: Шар воздушный сдулся вдруг, Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Море Черное шумит. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. — Как погода хороша! — Зашипели змейки — ША. Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша. — Никуда я не спешу! — Прошипела змейка — ШУ. Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу. — Свежим воздухом дыши! — Произносим слоги — ШИ. Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши. — Солнце греет хорошо! — Повторяем слоги — ШО. Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо. Как приятно на душе! — Улыбнулись змейки — ШЕ. — Ше-ше-ше-ше-ше-ше-ше. Есть игра у малыша. Мы напишем слоги — ША. Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша. Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ. Ш И-ШИ- ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ ь Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ. Шу-шу- шу- ш у-шу- ш у-шу. Дом построен хорошо. Мы напишем слоги — ШО. Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо. Мы споем о малыше. И напишем слоги — ШЭ. Шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ. Ж — конечно, звук жужжащий: Это — жук жужжит блестящий, Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. А еще жужжит пила, Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. И летящая пчела. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Ж — уселись у реки Очень шумные жуки. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. — Не боимся мы ужа, — Зажужжим ему мы — ЖА. — Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа. — Не достаться чтоб стрижу, — пропоем ему мы — ЖУ. — Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу. — Налетели вдруг чижи, — Испугаем мы их — ЖИ . — Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи. — Стало вечером свежо. — Прожужжали жуки — ЖО. — Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо. Наступает ночь уже, Улетим и скажем — ЖЭ. Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ. Мы смотрели на моржа, Повторяем слоги — Ж А. Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа. Рыбку дали мы моржу, Повторяем слоги — ЖУ. Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу. Любят рыбу все моржи, Повторяем слоги — Ж И . Жи-жи-жи-жи-жн-жи-жи. Среди льдин моржу свежо, Повторяем слоги — Ж О. Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо. Всем расскажем о морже, Повторяем слоги — ЖЭ. Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ. Мягко Щ произношу: В поле я траву кошу, Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. Щеткой вещи чищу чисто, Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. Обрывает ветер листья, Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. Щ — метем мы мусор щеткой, Произносим звуки четко: Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. — Вычистим любую вещь, — Пропоют нам щетки — ЕЩ. Ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ. Станет чистым мамин плащ. Щетки звонко чистят — АЩ. Ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ. Ни соринки на плаще. Щетки так довольны — ЩЕ. Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще. — Что почистить вам ещё? — Спросят щетки маму — ЩЁ, Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё. Вещь для чистки поищи. Повторяют щетки — ЩИ. Щи-щи-щи-щи-щи-щи-щи. Вырос в доме длинный плющ. Пишем ровно слоги — ЮЩ. Ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ. Много листьев у плюща. Пишем ровно слоги — ЩА. Ща-ща-ща-ща-ща-ща-ща. Я забочусь о плюще. Пишем ровно слоги — ЩЕ. Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще. Дам водички я плющу. Пишем ровно слоги — ЩУ. Щу- щу- щу- щу- щу- щу- щу. Завтра плющ полью ещё. Пишем ровно слоги — ЩЁ. Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё. Ч — напомнит этот звук, Как пускает пар утюг, Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч, Как вагончики спешат, Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-чч-ч-ч-ч, Как жалеют малыша. Ч-Ч-ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч. Шипящие звуки Ч — промчался поезд быстро, Впереди два машиниста. Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч А в вагоне едет врач. Пропоют вагоны — АЧ. — Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач. Хочет врач больным помочь. Пропоют вагоны —Оч-Оч-оч-оч-оч-оч-оч-оч. Очень ждут того врача. И спешат вагоны — ЧА. Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча. Будут рады все врачу. Повторяем слоги —ЧУ. Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу. Его встретят горячо. Повторяем слоги — чо. Чо-чо-чо-чо-чо-чо-чо. Прочитал стихи нам грач. Повторяем слоги — АЧ. Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач. А стихи все о граче. Прочитаем слоги — ЧЕ. Че-че-че-че-че-че-че. Мы заслушались грача. Прочитаем слоги — ЧА. Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча. Прилетели к нам грачи. Прочитаем слоги — ЧИ. Чи-чи-чи-чи-чи-чи-чи. Благодарны мы грачу. Прочитаем слоги — ЧУ. Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.
Методы исследования воздействия логоритмики на организм
Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.
Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.
В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.
Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.
В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками
Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову
В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.
В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.
Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения arduvan
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Логопедические занятия с детьми —
скороговорки на букву Р и Л (ль)
У маленьких детей часто возникают трудности с произношением некоторых звуков. Этому горю ))) можно помочь с помощью скороговорок (чистоговорок), а также с помощью специальных упражнений для язычка. После частых повторений таких скороговорок речь ребенка довольно быстро исправится. *** Курочка шустра, пестра, Уточка с носка плоска. *** Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: -Сено грабь граблями, краб. *** На лугу под горкой Лежал сырок С красивой красной коркой Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.
*** Тара-тара, тара-ра! У крыльца растет трава. Ай, тари-тари-тари, Куплю Рае литари. *** Солил Терентий грибочки — Сразу тридцать три бочки, Съел Терентий грибочки — Сразу тридцать три бочки. *** На горе у речки Уродилась гречка. *** У стряпухи Дарьи весь день аварии. *** Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот. *** Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде. *** Три дровосека, Три дровокола, Три дроворуба Говорили про Ларю, Говорили про Ларьку, Говорили про Ларькину жену. *** Толкал лапой Полкан палку. Полкан палку толкал лапой. *** Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок. *** Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила. *** У елки иголки колки. Иголки колки у елки. *** В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод. *** Наш полкан попал в капкан. *** Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла. *** Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки! *** Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. *** Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова. Кот молоко лакал, А Витя булку в молоко макал. *** На горе Арарат рвала Варвара виноград. *** Дятел дуб долбил, да не додолбил. *** Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. *** Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели. *** Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. *** Коля колья колет. Поля поле полет. *** Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить. *** Прохор и Пахом едут верхом. Едут верхом Прохор и Пахом. *** Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. *** Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа. *** Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром. *** Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, бобры бодры. *** Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека — цап! *** Расскажите про покупки Про какие про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои *** Шел Егор через двор Нес топор чинить забор *** Галка села на забор Грач завел с ней разговор *** На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора. *** Осип орет, Архип не отстает — Кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип. *** На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор. *** У Аграфены и Арины растут георгины. *** Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок. *** На горе Арарат растет крупный виноград. *** Три сороки-тараторки тараторили на горке. *** Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку. *** Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. *** Прибыл Клим из Клина в Крым. *** Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Дробью по перепелам да по тетеревам. *** Иван болван молоко болтал, да не выболтал. ИСТОЧНИК это будет тоже интересно Скороговорки для детей на букву Б Логопедические упражнения — скороговорки и стихи для детей на букву Ж Логопедические занятия с детьми — скороговорки на букву Р и Л (ль) Чистоговорки для детей для развития речи — на букву С Скороговорки для развития правильной дикции на букву Ф Скороговорки для улучшения дикции и развития речи у детей и взрослых на букву Ч Скороговорки для развития дикции — на букву Ш Самые сложные скороговорки Логопедические упражнения для языка для детей, в картинках Логопедические упражнения. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки Веселые физминутки в стихах и картинках ПЛАКАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (алфавит, этикет, цифры, правила ДД и т.п.) в большом разрешении