Двусложные стихи — примеры с ямбом и хореем

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Дактиль

Двусложные стихи - примеры с ямбом и хореем

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова — «Тучки небесные, вечные странники…». Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза «Вырыта дактилем яма глубокая».

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный — в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова «палец». Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.

Тактовик

Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стёр с лица. «Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!» Сухими шагами командир идёт. И слова равняются в полный рост: «С якоря в восемь. Курс — ост. ‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´ (1)—´1—´3—´2—´(0) ‿—´‿‿—´‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´1—´(0) ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´2—´(0) ‿—´‿‿—´‿‿‿—´‿—´ (1)—´2—´3—´1—´(0) ‿‿—´‿—´‿‿—´‿—´ (2)—´1—´2—´1—´(0) —´‿‿—´‿—´—´ (0)—´2—´1—´0—´(0) 3-0=3 (ткт)
Никогда не перестану удивляться Девушкам и цветам! Эта утренняя прохладца По белым и розовым кустам… ‿‿—´‿‿‿—´‿‿‿—´‿ (2)—´3—´3—´(1) —´‿‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´(0) ‿‿—´‿‿‿‿—´‿ (2)—´4—´(1) ‿—´‿‿—´‿‿‿—´ (1)—´2—´3—´(0) 4-1=3 (ткт)

Акцентный стих

Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. —´‿—´‿‿—´‿—´ —´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿ —´‿‿‿‿—´‿—´ —´‿‿‿‿—´—´‿‿
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? ‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´ ‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Двусложные стихи - примеры с ямбом и хореем

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,Он уважа́ть себя́ заста́вилИ лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,где спускают семь шкур по старинке —жа́рят заживо, вдумчиво бьют,ко́рмят сельдью и пить не дают.А когда торжествует наука,в хо́д идет просвещенная мука:ра́й утраченный (вид из окна) —ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Сложные случаи

Ритм поэтического произведения бывает трудно уловить из-за пропущенных ударений, что связано с длиной слов, превышающей стопу, или из-за добавления лишнего ударного гласного. То и другое может быть использовано автором в качестве литературного приёма.

Примеры пиррихия уже встречались в приведённом выше фрагменте из стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».

Спондей встречается, например, в последней строфе стихотворения А.К. Толстого «Благовест»:

И се́рдце ра́достно

Дрожи́т и та́ет,

Пока́ зво́н бла́гостный

Не замира́ет

Стихотворение написано ямбом, но в трёх строчках из четырёх обнаруживается уже знакомый пиррихий, словно придающий повествованию плавность. А на этом фоне, будто имитируя удары церковного колокола, выделяется третья – с тремя ударениями подряд. Её схема выглядит так:

_ _́ / _́ _́ / _ _

Эффект колокольного звона создаётся спондеем во второй стопе.

Данный пример доказывает, что умение определять стихотворные размеры пригодится не только специалистам-литературоведам или тем, кто сам занимается поэтическим творчеством. Понимание законов поэзии даёт возможность глубже проникнуть в замысел автора, получить максимальное наслаждение от прочитанного стихотворения.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

˘ безударный слог

¯ ударный слог

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.

Название

Схема

Пример

Ямб

˘ ¯

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,Он Уважа́ть себя́ заста́вилИ лу́чше вы́думАть не мо́гА.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Хорей

¯ ˘

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,Ви́хри сне́жные крутя́;То, как зве́рь, она́ заво́ет,То запла́чет, как дитя́…А.С. Пушкин, «Зимний вечер»

Дактиль

¯ ˘ ˘

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ныйВо́здух уста́лые си́лы бодри́тН.А. Некрасов, «Железная дорога»

Амфибрахий

˘ ¯ ˘

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньяхС споко́йною ва́жностью ли́ц,С краси́вою си́лой в движе́ньях,С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.Н.А. Некрасов

Анапест

˘ ˘ ¯

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нныхРокова́я о ги́бели ве́сть.Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,Поруга́ние сча́стия е́сть.Александр Блок, «К Музе»

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Двусложные стихи — примеры с ямбом и хореем
Загадки на букву н разгадывать онлайн с детьми