Условия развития навыка
Если родители хотят научить малыша ползать, то можно помочь ему, создав подходящие условия для развития этого навыка.
Прежде всего, ребенку понадобится простор для движения.
Лучшее решение для этого – пол. В манеже или в другом ограниченном пространстве у крохи нет стимула, чтобы ползти. Поэтому нужно опускать малыша на пол, предварительно его подготовив и убрав опасные предметы подальше.
Поверхность для того, чтобы учиться должна быть твердая и жесткая.
Это может быть специальный коврик, жесткое покрывало и другое. На скользкий паркет или линолеум опускать кроху не стоит. Кровать также вряд ли подойдет – она слишком высокая. Не стоит использовать также наклонные плоскости.
Необходимо завлечь кроху, стимулировать его двигательную активность.
«Приманкой» может стать любимая игрушка, новый интересный предмет, домашняя кошка или собака
Вообще хорошо окружить ребенка интересными вещами, чтобы привлекали его внимание
Можно расположить на пути следования крохи небольшие преграды в виде скрученного пледа и прочего.
Это заставит малыша поднимать корпус, если он ползает по-пластунски.
Еще один способ научить маленького исследователя – поместить его в среду таких же ползающих детей.
Это может быть центр раннего развития или просто пригласите друзей с малышами в гости. И возможно вскоре вы сможете принять участие в таком чемпионате:
Нужно ли учить
Некоторые родители, желая побыстрее развить малышей, пытаются помочь им в приобретении такого навыка. Педиатры этого не запрещают, хотя советуют отказаться от попытки заставить малыша ходить или сидеть до 12 месяцев. При этом подготовку к ползанию можно начинать с рождения.
Проявлять настойчивость не стоит
Необходимо ненавязчиво и осторожно подталкивать малыша к этому интересному занятию, вызывая у него естественный интерес. Помочь в этом могут специальный массаж, упражнения, занятия в воде
Непосредственно процесс
Когда ребенок не проявляет желания ползать, ему могут помочь родители. Рекомендации:
- Для начала стоит дать крохе больше свободы. Для этого необходимо вытащить его из манежа или кроватки и посадить на пол. Когда он сядет, можно дать ему немного времени привыкнуть, оглядеться, рассмотреть окружающие предметы. Только когда ребенок привыкнет к новой неизведанной обстановке, можно начинать процесс.
- Необходимо тоже опуститься на пол, а не возвышаться на крохой. Так он будет чувствовать присутствие рядом мамы, поэтому будет меньше бояться и беспокоиться. Лучше не стоять над ребенком: его подсознательно может напугать большая разница в росте, и он заплачет.
- Малыша можно аккуратно приподнимать и поддерживать под животик. Ему должно быть интересно оторваться от земли, посмотреть на окружающую обстановку с другого ракурса.
- Помочь малышу ползать можно в игровой форме. Подойдут интересные яркие игрушки, которые можно положить чуть поодаль от ребенка. Ему станет интересно посмотреть на них, а это будет способствовать попытке передвижения.
- Когда малыш только начинает ползать, ему необходима поддержка. Мама и папа тоже могут участвовать в этом процессе: для этого необходимо просто встать на четвереньки. Такая “моральная поддержка” поможет малышу освоиться.
Советы, как помочь ребенку научиться ползать
Все упражнения делайте, когда малыш накормлен, чист и в хорошем настроении, ему должно нравиться все, что вы с ним будете делать.
Укрепление рук лежа на спине. Разведите руки ребенка в стороны и сведите крестом, то левая, то правая ручка вверху. Пусть малыш сам держится за ваши пальцы, повторяйте до 8 раз.
Укрепление ног. Ребенок на спине. Возьмитесь за голень, начинайте сгибать одну ножку и разгибать, затем другую, потом две ноги одновременно
Делайте это осторожно, надо, чтобы ваши пальцы обхватывали голень и коленные чашечки. Дальше выпрямляйте ножки вертикально на пару секунд и опускайте вниз, тоже до 8 раз.
Обучение ползанию
Кроха лежит на животике. Нужно согнуть ножки и прижать пятки к попке. Иногда ребенок от такой лягушечьей позы начинает уползать, эта позиция удобна для старта. Когда он привыкнет к упражнению, сгибайте ножки по очереди, так вырабатывается навык ползать, попеременно ставя ножки.
Укрепить пресс. Ребенок лежит на спинке. Сделайте так, чтобы он покрепче схватил ваши большие пальцы рук, подождите – нужно, чтобы он сделал это сам, и крепко сам держал себя, тогда отведите ручки немного в стороны и слегка потяните, чтобы он присел. Повторить пару раз. Переверните малыша на животик, ножки пусть упираются в вас. Снова вложите большие пальцы рук в кулачки, чтобы кроха сжал их. Осторожно приподнимите ручки вверх, чтобы помочь крохе подняться на колени.
- Укрепление спины. Ребенок на животе, а вы делаете массажик, легкий и приятный, можно при этом что-то приговаривать, например, ехала машина… и водить по спине рукой, тереть, гладить, круговыми движениями, вертикальными, горизонтальными, пощипывать мышцы, постукивать слегка вдоль широких мышц спины, снов нежно гладить. Такой веселый массаж обязательно должен научить ребенка ползать.
- Развитие опоры. Это, пожалуй, главный навык, который нужно сформировать, чтобы ребенок пополз. Нужно научить его подниматься на руках, а также хватать что-то одной рукой, другой продолжая держаться. Положите ребенка на животик и подвесьте или подержите недалеко яркую игрушку. Чтобы до нее дотянуться, придется потрудиться, приподняться и тянуться к предмету. Если игрушка ему неинтересна, заинтересуйте ею, дайте ее потрогать, пусть она позвенит, потом отставьте, и пусть он к ней попробует двигаться.
- Развитие вестибулярного аппарата. Малыш лежит на животе. Нужно сделать валик из одеяльца и подложить под грудь малыша так, чтобы головка и ручки были выше валика, свисая, а ножки и живот лежали ровно. Из такой позы ребенок сможет разворачивать голову и трогать предметы двумя руками. Кстати, валик можно заменить вашей ногой: сядьте на пол, вытяните ногу и сделайте то же самое.
- Как научить ребенка ползать на четвереньках. Берете тот же валик, кладете под живот и грудь ребенка, чтобы конечности свисали сверху. Инстинкт подскажет ребенку желание опереться на них и встать на четвереньки. То же самое можно сделать с полотенцем, но потом взять за края полотенца и потянуть их слегка вверх, чтобы ребенок приподнялся благодаря ему на четвереньки.
- Учимся ползти на четвереньках. Это обучение нужного навыка двумя родителями. Один родитель отвечает за ноги, другой – за руки. Поставьте ребенка на пол, невдалеке положите игрушку и показывайте, как можно к ней продвигаться, двигая его конечностями.
- Осознание движения. Возьмите коробку, например, от хлопьев, и положите на нее ручки малыша. Они начнут двигаться и заскользят по поверхности коробки, это начало осознания сути движения.
- Препятствия. Когда малыш уже начнет ползать на животе, расставьте вокруг подушки и мягкие игрушки. Сядьте дальше шагов на 5, позовите ваше чудо – он захочет ползти к вам, но придется преодолевать препятствия. Это разовьет зрительные навыки, терпение и моторику.
Главная задача родителей – создавать интерес двигаться дальше и активно участвовать в этом, подавая пример, поощрять и любить. А если вы слышали про —кризис 1 года—, то будьте уверены, что так же, весело обучаясь чему-то новому, вы легко сможете его преодолеть.
Кстати говоря, большинство специалистов рекомендуют не применять ходунки и прыгунки, это расслабляет и не дает развиваться естественным системам движения.
Как помочь малышу ползать
Рекомендации как помочь ребенку научиться ползать на четвереньках и что нужно сделать?
Дайте ребенку достаточно времени полежать на животике
Хотя младенцы всегда должны спать на спине, полезно давать им немного времени полежать на животике каждый день, пока они бодрствуют. Когда ваш ребенок лежит на животе, он тренируется поднимать голову, что укрепляет его туловище и спину и заставляет его конечности двигаться свободно. Оба эти упражнения помогают накачать мышцы, необходимые для ползания.
Некоторым младенцам не нравится проводить время с лежа на животе, особенно поначалу. Если ваш малыш кричит или протестует, попробуйте делать это короткими интервалами и по несколько минут за раз. Вы также можете сделать игру на полу более увлекательной, предоставив им несколько минут в разных положениях, включая бока, спину и живот. И, наконец, попробуйте приклеить животик: лягте на спину и положите ребенка себе на живот, чтобы вы могли смотреть на его лицо, пока он тренируется поднимать голову.
Сократите время в ходунках
Младенцам, которые не проводят много времени на полу, может потребоваться больше времени, чтобы развить силу, необходимую для ползания. Несмотря на то, что детские качели, ходунки, шезлонги и другие детские сиденья являются отличным способом удержать ребенка в безопасном ограниченном пространстве, нахождение его на полу побуждает его исследовать предметы и двигаться.
Дайте ребенку дополнительную мотивацию
У младенцев уже есть инстинктивное стремление к движению, но вы можете сделать его немного захватывающим и мотивирующим, дав им то, к чему можно стремиться.
Попробуйте положить их любимую игрушку на пол во время положения на животе, но держите игрушку вне досягаемости. Это заинтересует их и даст им цель, ради которой они пытаются двигаться. Еще одна хитрость — поставить перед ребенком на пол зеркало. Когда младенцы видят свое отражение в зеркале, это может побудить их скакать, а затем постепенно подползать к объекту.
Они, вероятно, попробуют несколько творческих способов добраться до игрушки, например, кататься и растягиваться. Возможно, вам будет сложно не помочь им, но если вы сможете устоять перед соблазном пододвинуть игрушку поближе, вы можете быть удивлены, насколько терпеливыми они могут быть, работая над решением проблемы самостоятельно.
Обеспечьте им удобное пространство для изучения
Обустройте на полу места с интересными игрушками и вещами, которые можно будет безопасно исследовать и учить ребенка ползать на четвереньках. Если у вас пол без коврового покрытия, вы можете помочь ребенку начать бегать по полу немного раньше, надев ему штанишки. Одежда на гладкой поверхности поможет им двигаться с меньшим трением, что немного облегчит им начало работы.
Встаньте на пол и ползите вместе с малышом
Ребенок может начать ползать раньше, если вы или старший брат или сестра встанете с ними на пол во время пребывания на животе. На самом деле, даже если ребенок видит свою любимую игрушку в нескольких сантиметрах от него, он может не знать, как начать бегать или ползать. Но если вы покажете им, что делать, они могут имитировать ваше движение и попытаться подползти к объекту.
Как научить ребенка ползать: 5 советов в помощь родителям
Главная задача для взрослых — это создать подходящие условия для ползания и безопасность. Прежде всего, малышу необходимо пространство для передвижения и маневров, а это значит, что его надо переместить на пол. Тут тоже есть свои хитрости. Например, по слишком мягкой поверхности ползать неудобно. Поэтому пол — идеальное место. Но стоит проследить, чтобы малыш не зацепился и не поранился. Для этого обычно стелют нескользящий коврик или надевают на ребенка специальные наколенники. Их можно сделать своими руками из гетров или толстых носков, обрезав носок и пятку.
Надо также убрать все мелкие и легкобьющиеся предметы, а мебель закрепить и надеть на острые углы силиконовые насадки.
Как научить правильно ребенка ползать?
Обычно, ребенок впервые опирается четыре конечности и начинает ползти в возрасте 6-9 месяцев. Некоторые малыши начинают передвигаться ползком раньше, некоторые «ленивцы» — позже, некоторые и вовсе минуют эту стадию развития, сразу же начинают ходить.
У детей, которые освоили навык ползания, меньше проблем с осанкой.
Родители должны осознавать, что посредством игр и упражнений, обучающих кроху этом навыку, они не идут на рекорды, чтобы ребенок пополз как можно раньше, а стимулируют ползание перед хождением, но в тот период времени, когда ребенок будет к этому готов.
Польза ползания заключается в следующем:
Навык развивает моторные навыки. В процесс ползания включено все тело малыша. Занимаясь этим увлекательным занятием, он тренирует мышцы рук, ног, спины, живота, прочее. Он учится контролировать движения своего тела, координировать их, держать равновесие. Посредством передвижения на четвереньках дети укрепляют позвоночник. Ортопеды говорят о том, что у малышей, которые не ползали, а сразу пошли, чаще возникают проблемы с осанкой
Ползание благотворно влияет на развитие речи ребенка. В активности участвуют руки малыша – он опирается на внутренние поверхности ладоней, где есть огромное количество нервных окончаний, связанных с отделом мозга, отвечающим за речь
В процессе данной активности устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями ребенка. Это является предпосылкой последующего формирования у него более сложных неврологических навыков
Таким образом ребенок удовлетворяет познавательный интерес и учится быть самостоятельным. Передвижение на четвереньках – это первая возможность малыша самостоятельно изучить все то, что находится вокруг него. Ведь раньше его носила мама или другие взрослые
А теперь он может добраться в любой уголок комнаты, рассмотреть и потрогать те предметы, которые привлекают его внимание
Дети начинают ползать в возрасте от 4 до 9 месяцев.
Родители часто задаются вопросом, когда и как правильно учить ребенка ползать. По мнению специалистов, создавать предпосылки для данного вида активности у грудничка необходимо с самого его рождения, а именно:
- выкладывать малыша на животик
- делать ему массаж
- делать гимнастику для новорожденных
стимулировать его познавательный интерес (своим присутствием, игрушкой, звуком, прочее)
К самим же тренировка по передвижению на четвереньках можно перейти, когда крохе будет 4 месяца, он научится держать голову, переворачиваться со спинки на животик и предпримет первые попытки, опираясь на ручки, подняться на согнутых ножках.
Что касается стиля передвижения на четвереньках, у каждого крохи он свой, и о каком-то одном правильном говорить нельзя. Малыши чаще всего ползают таким образом:
- Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и правую ногу, потом левую руку и левую ногу
- Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и левую ногу, потом левую руку и правую ногу
- Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Как бы выбрасывает вперед ручки, или переставляет их поочередно, потом перемещает одновременно обе ножки
- Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и ступни. Держа равновесие руками, он как-будто шагает полуприседом
- Ребенок лежит на животе. Он передвигается, используя не только ручки и ножки, но и все тело. Он двигается подобно лягушке или змее, подтягивая ножки или извиваясь
Вопросы комфорта и безопасности
К такому этапу в развитии грудничка, как ползание, должен быть готов и он сам, и его родители. Они должны сделать так, чтобы во время этой активности малышу было удобно, и он был в безопасности.
- Ребенку нужна удобная одежда – плотные ползунки.
- Пол должен быть чистым
- Пол не должен быть скользким и холодным
- Острые углы нужно обезопасить
- На пути у малыша не должно быть лишних и, тем более, опасных предметов. В первую очередь, речь идет об электрических проводах. Если розетки электропитания расположены на уровне пола, их необходимо закрыть специальными заглушками
Ребенок-ползунок, находясь на полу, должен быть в безопасности.
Чего нельзя делать
Некоторые действия родителей не способствуют ползанию грудничков и могут быть опасны для младенца. Запомните, что крайне нежелательно делать следующее:
- Постоянно носить крошку на руках. Спускайте на пол, в манеж, чтобы он учился вставать на колени, опираться на ручки.
- Заставлять ползать, ставить на четвереньки насильно. Не требуйте от пяти-, шестимесячных детей невозможного. Дождитесь более позднего периода, пусть малыш подрастет. Если к 8–9 месяцам не захочет вас удивить, то обратитесь к доктору.
- Поднимать за ладошки, чтобы сел. Держите ребенка за локти или плечи.
- Использовать на ранних сроках ходунки, прыгунки, кресла для сидения. Садиться, прыгать, ползать малыш начнет тогда, когда у него сформируется опорно-двигательный аппарат.
- Оставлять малыша надолго в манеже или кроватке. Отсутствие свободного пространства негативно сказывается на физическом и психическом развитии.
- Забывать обезопасить младенца, подготовить комнату к изучению. Розетки, провода, стеклянные вазы, легкие стулья уберите наверх.
- Ругать, если ребенок странно ползает. Метод и способ передвижения малышу подсказывает интуиция, мышцы. Он прыгает на попе, переворачивается на полу не из-за вредности, а потому, что встать на четвереньки пока не может.
- Стелить жесткие ковры, паласы в комнате. На коленях и локтях можно натереть мозоли. Последствием становится отказ от ползания. В таких ситуациях используйте наколенники.
Лучше всего учить малыша ползать на собственном примере. Наверняка грудничок будет смотреть на маму удивленными глазами. Но если поиграть с малышом в догонялки на четвереньках, провести время весело и дружно, то он будет ждать следующего раза с большим интересом, подползать к вам самостоятельно, чтобы затеять забаву. И так быстро и легко научится ползать самостоятельно.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Упражнения для ползания
Тренировки можно проводить регулярно, если нет противопоказаний. Есть основные виды упражнений, которые испробовали для обучения множество родителей. В каждом случае тренируется определенная группа мышц. Умение может прийти не сразу, так малыш может научиться ползать по-пластунски, а только затем вставать на четвереньки.
Виды тренировок:
- Движение на валике. Ребенок находится в положении лежа на животе. Необходимо скатать небольшой валик из любой мягкой ткани и положить его под грудь. В таком положении грудничок вынужден будет опираться на руки и двигаться, чтобы была возможность достать интересующий предмет.
- Движение рук или упражнение «Тачка». Нужно расположить ребенка на животе, одной рукой приподнимают грудную клетку, второй придерживают ножки. Нужно чтобы малыш опирался только на руки. Изначально пусть ребенок научится стоять в таком положении, не нужно сразу заставлять его передвигаться.
- Чтобы научить ребенка ползать на четвереньках, ему необходимо дать понять, что руки должны быть выпрямлены, а ноги находиться в согнутом положении. Для этого необходимо подобрать подушку или сложить плед так, чтобы, расположив его под живот ребенка, конечности касались горизонтальной опоры (пола, дивана, матраса и т. д.). Изначально ребенок должен научиться стоять в этой позе, после подушку можно убрать.
- Нередко, ребенок, умея стоять на четвереньках, боится совершить дальнейшие движения. Для помощи в упражнении нужно задействовать папу и маму. Один взрослый должен держать руки и направлять движение, другой то же самое делает с ногами. Одновременно с левой рукой нужно передвигать правую ногу и так далее.
- Опора на коленки. Некоторые дети сразу пытаются встать на стопы, а это трудно. Нужно показать грудничку, что на согнутых ногах боле удобно, для этого нужно взять малыша спиной к себе (рукой обхватить живот), затем расположить ребенка на плоской поверхности, другой рукой направлять ноги. Спина малыша при расположении касается живота родителя. Для движения на коленях есть еще упражнение с матрасом. На пол нужно положить подушку или матрас, руки ребенка должны быть на возвышенности, колени на полу. Родитель должен потихоньку тянуть подушку на себя, тем самым, заставляя ребенка двигать ногами.
- «Лягушка». В этом случае малыш уже должен уметь опираться на руки. Под грудь нужно установить валик или подушку. Взрослый располагается сзади, при этом поочередно нужно сгибать ногу ребенку по направлению к попе, тем самым, давая возможность ему отталкиваться ступней. Позднее грудничок может самостоятельно начать передвигаться, опираясь о вертикальную опору. Изначально он будет отталкиваться только стопами, потом научиться ползать по-пластунски.
- Опора-пояс. Необходимо взять широкое полотенце, простынь, покрывало или шарф и сформировать полосу, длиною не менее 1 метра. Расположить ткань нужно в форме петли, то есть обернуть ею тело (от груди до живота) так, чтобы руками держать концы покрывала, одновременно контролируя движение. Приподымая таким образом ребенка, ему становится легче удерживать спину и передвигать руками и ногами.
Лучший способ стимуляции – это наличие примера. Дети легко перехватывают навыки друг от друга, т. е. если рядом будет находиться ребенок, который умеет ползать, то второй быстрее и легче этому научиться. Если других малышей нет, то родителям придется реализовывать задуманное на собственном примере, а именно – самим ползать рядом. Нужно проделывать это в зоне доступности ребенка, затем можно немного удалиться, чтобы у малыша был интерес приблизиться.
Упражнения
Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.
Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:
Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:
А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:
https://youtube.com/watch?v=BOY6irtucUU
Укрепляем мышцы рук
Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.
Учимся опираться на обе ручки
Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.
Тренируем вестибулярный аппарат
Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.
Покажите, как перевернуться
Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев
Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону
Стимулируем ползание
Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол
Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть
Учим переставлять ручки
Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.
Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.
Делаем упражнение «Лягушонок»
Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.
Тренируем стойку на коленях
Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.
Учимся стоять на четвереньках
Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.
Учимся ползать на четвереньках
Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.