Древесные красавицы
Совсем иными были мавки. Эти лесные духи жили в деревьях. Каждая из мавок имела свою обитель, а потому и называлась в соответствии с выбранным деревом – Рябинницей, Ясенницей, Дубовинкой, Вербинкой и т.д. Внешне мавки невероятно привлекательны – они напоминают прекрасных девушек с длинными волосами. Однако если посмотреть на такую красавицу со спины, можно увидеть, что у неё отсутствует эта часть тела, а потому видны внутренности. Чтобы замаскироваться под обыкновенную девицу, мавки закрывали зияющие в спине дыры копной своих тёмно-зелёных локонов.
Встречи с мавками для людей часто заканчивались печально. Как правило, древесные покровительницы не были дружелюбно настроены по отношению к чужакам. Впрочем, в славянском фольклоре сохранились истории об искренней любви между мавкой и человеком. Известно, что с наступлением осенних дней красота мавок тускнеет, а зимой они отправляются спать в стволах своих деревьев.
Внешне мавки – это красивые девушки с длинными волосами / dartti / reactor.cc
Легенда о «Те-Хокиои»
Маори, коренные жители Новой Зеландии, столетиями верили в легенду о «Те-Хокиои» — гигантской чёрно-белой птице с красным гребнем и огромным клювом, которая похищала младенцев. Исследователи считали её типичным мифом.
Но позже были обнаружены доказательства существования этой крупной птицы. Ей был орёл Хааста, весивший от 10 до 14 килограммов и имевший размах крыльев до 2,6 метра. Основой питания хищников были моа — вымершие птицы, похожие на страусов.
Эти орлы могли легко схватить жертву весом более 15 килограммов, а их мощные когти были способны проткнуть тазобедренные кости. Эта птица действительно могла без особого труда схватить младенца, если поблизости не было более привычной пищи.
Учёные предполагают, что орёл Хааста вымер после исчезновения моа, примерно в 15 веке, но некоторых представителей этого вида замечали даже в 19 веке.
Имена лесных нимф
Современными мифологами хорошо изучены и описаны истории 500 нимф, самые известные из дриад срединих – это:
- Фигалия. В честь этой лесной девы был назван город в Аркадии.
- Дафна, ставшая лавром.
- Кария. Нимфа с острова Гидрисса (нынче Кеа).
- Леймакиды. Обитательницы лугов и лесных полян.
- Мелия. Относится к древнейшим, самым первым дриадам, связанных с деревом ясень.
- Напеи. Общее название нимф, обитающих в равнинных лесах.
- Хлорида. Нимфа, «отвечающая» за цветение деревьев и других растений.
- Эрато. Дева, жившая в лесах на горе Акеси.
- Эвредика. Дриада, ставшая женой Орфея.
К сожалению, лесные красавицы редко позволяли людям себя увидеть, также они избегали попадаться на глаза богам с Олимпа, чтобы не подвергать себя опасности, поэтому современной мифологии известно мало их имен.
Славянские мифы для детей – кратко о самом интересном
Знакомство с образцами древнерусской литературы, устными сказаниями и мифами имеет огромное значение для всестороннего развития детей. Знать о своем прошлом необходимо и взрослым, и самым маленьким. Славянские мифы (5 класс) познакомят школьников с пантеоном главных богов и самыми известными сказаниями. В хрестоматию по литературе входит интересный пересказ А.Н.Толстого о Кикиморе, есть сведения об основных персонажах мифологии древних славян, дается представление о таком понятии, как «капище».
По желанию, родители могут и в более раннем возрасте познакомить ребенка с пантеоном славянских богов и другими мифологическими существами. Целесообразно выбирать положительных персонажей, и не рассказывать маленьким детям о таких пугающих существах, как навьи, злыдни, волколаки.
Для ознакомления с персонажами славянской мифологии можно посоветовать книгу Александра Асова «Мифы славян для детей и их родителей». Она будет интересна и младшему поколению, и старшему. Светлана Лаврова – еще один хороший автор, написавший книгу «Славянские сказания».
Леший, интересные факты
- Лешие терпеть не могут домовых, но водяных – они просто ненавидят. И если в лесу есть речка или озеро, то вблизи от него постоянно что-то происходит. Считалось, что это леший и водяной дерутся друг с другом. Что касается встреч с домовыми, то они пересекались только тогда, когда леший приходил в чей-то дом. Но победить домового на его территории – невозможно.
- Лешие голосисты. Существует упоминание о том, что они умеют петь без слов, но всегда с чувством, носясь по лесу, как ошалелый, и прихлопывая в ладоши.
- В старину лешие воровали детей, которых даже случайно проклинала мать, например, от боли, во время родов. Однако известна легенда, когда леший пришел в деревню и унес с собой мужика, ругающегося матом, поднимаясь на колокольню.
- Иногда похищенные люди находились. Но, как правило, в жалком состоянии, без памяти и с полным равнодушием к жизни. В большинстве же случаев – они погибали.
Вот такие они, духи леса. Как видите, и тут христианство достаточно сильно исказило образ, достаточно мирного духа. Тем не менее, информация о нем дошла до наших дней, а это уже, своего рода, достижение. На этом мы заканчиваем нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
Миф о Виле, Домне, Асе, и Сидне
Потом Сурья повелел своим сыновьям Велесу с братом Хорсом искать себе супруг. Хорс и Велес пустили в поле стрелы — куда стрела упадет, там и искать невесту.
Так Хорс отыскал Зарю-Зареницу, а стрела Велеса улетела далеко за горы и попала в болото, упала прямо перед Царевной Лягушкой. Принес Велес домой Лягушку.
И тогда Сурья и Амелфа стали ее и Зарю-Зареницу испытывать — какие они хозяйки? Повелели испечь хлеб, сшить ковер. Ковер и хлеб Лягушки оказался лучшим. Тогда Лягушку и Зарю-Зареницу пригласили на пир, дабы посмотреть: как она пляшет. И Лягушка скинула свою лягушечью кожу, обернулась Премудрой Вилой и пришла на пир.
Тогда Велес решил сжечь лягушечью кожу. Он пришел Домой и бросил ее в огонь. И так нарушил старинное заклятье. Потому Вила ушла в Навь. И Велес сам превратился в Чудо-Юдо. Велесу было предсказано, что заклятье спадет только в том случае, если его в сем ужасном виде полюбит прекрасная девушка. Велес сватался ко многим девицам, но все его пугались и избегали. Сватался он и к Домне, дочери Ра-реки. Но Домна от ужаса убила себя и стала рекой. Но, все же Велес, как бог любви, сумел и в сем страшном обличьи влюбить в себя дочь человека Асю Звездинку. Прекрасная Ася сняла с него заклятье, и они долго и счастливо жили на острове Буяне и в Святых горах.
Но она была смертной, пришел срок и Ася отправилась в Навь. Вслед за ней пошел и Велес. Прийдя в Навь, он встретил хранительницу Пути в Навь Вилу Сиду. И узнал, что все его жены были ликами, нисхождениями в земной мир Сиды. И Азовушка, и Золотая Матерь, и Ясуня Святогоровна, и Буря-Яга, и Дива Дыевна, и Домна, и Ася Звездинка.
Впрочем, это не мешало ее ликам жить отдельной жизнью и даже ревновать Велеса друг ко другу. С тех пор Велес не расставался с Сидой. А когда Кощей похитил Сиду — он победил и Кощея, и все его войско с помощью своих друзей.
В той великой битве прославились духи деревьев и звери, ведомые Святибором и Велесом. И с тех пор Велес почитается владыкой лесов, животного мира, богатства, поэзии, богом Лунного Света, братом Солнца, Нисхождением Всевышнего и Великим Хранителем Прави.
Ещё миф о Велесе…
» В Начале Времен, когда еще не была создана Земля, Род Вседержитель парил в виде Ясного Сокола над Бездною Первозданного Хаоса — Окиян-Моря бездонного. И захотел Сокол приземлиться где-нибудь и отдохнуть, глянул вокруг, но не увидел ничего, кроме бескрайнего Окиян-Моря. И повелел тогда Сокол-Род свои. Словом крепким подняться из пучин Окиян-Моря белому Острову Буяну. И сделалось так; и поднялася по слову Рода-Вседержителя, посреди Острова Буяна белая Мер-Гора, всем горам мать, и взметнулась вершина ее выше самих Небес, а корни ее создали подземелья Нижнего Мира. На вершине той Горы вырос, по Слову Рода Вседержителя, сырой раскидистый Дуб, всем деревьям отец. Вершина того могучего Дуба достигает Ирия Светлого Небесного, и, как Остров Буян возвышается над волнами Окиян-Моря, так крона Дуба возвышается Островом Небесным посреди Светлого Ирия-Сада. Вокруг Дуба ходят Солнце и Луна, и с ними кружат две тени Ясного Сокола — Рода Вседержителя, белая и черная — Белобог и Чернобог, и будет так до Конца Времен. Сам же Сокол воссел на вершину Дуба, думая Думу крепкую, что весь мир — Небеса, Землю и Подземье — охватывает. От Думы той родились могучие Боги Мира Древнего: Ящер, владыка Мира Подземного Нижнего; Стратим-Птица Сильнокрылая, охраняющая вход в Ирий небесный, и Коза Седунь, вышедшая из утробы Земной. И пошли от них три линии Древних Богов… Сила желания сотворить мир у Рода Вседержителя была столь велика, что породила Земун, Корову Небесную, которая вскормила своим молоком Богов на Заре Мира. Приняв облик Быка, Род Вседержитель соединился с Земун и родил сына Своего единственного — Быкоголового Велеса. Нет Бога старше и мудрее Велеса, нет силы, которая победила бы его силу, нет облика, которого не мог бы принять Велес… «Велес-батюшка, предок далёкий,
страж-хранитель на грани миров,
научи меня знаньям сокрытым
и коснись волошбы ты основ.
по пути твоему жизнь иду я
познавая все тайны без слов,
воздавая славления Роду,
помня всех своих древних богов.
Многогранен твой лик величавый:
ты охотник, поэт, скотовод,
волхв небесный, кудесник, волшебник
— о тебе хранит память народ.
Деде-Велесе будь благосклонен,
освети мною выбранный путь,
покажи ту тропинку заветную
и огня в сердце дать не забудь.
Ю.Купаев
Предыдущий Следующий
Главный красавец леса
Даже у лесной нежити были свои щёголи и галантные кавалеры. Почётное первое место среди них по праву занимал Перелесник. Его описывали статным красавцем с рыжими волосами и сверкающими очами. Появлялся он в лесу по весне, после чего зазывал на игрища прочих духов.
Он может очаровать и мавку, и простую девушку, но рядом с одной возлюбленной Перелесник долго не задерживается – страсть тянет его к новой избраннице. Несмотря на эту ветреность, Перелесника часто называли покровителем влюблённых.
Перелесник. Иллюстрация Софии Караффа-Корбут к драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»Местонахождение: Литературно-мемориальный музей Леси Украинки, Колодяжное, Украина
Что же олицетворяли лесные духи? В первую очередь, отношение наших предков к лесу. Эта стихия была близка людям, но они прекрасно понимали, что в ней скрыто немало опасностей
Лес требовал уважения и осторожности, разумного поведения и почтительности со стороны человека. Живя по лесным законам, человек находил гармонию с теми, кто обладал невидимой властью под кронами деревьев
На обложке: Фрагмент картины Андрея Клименко «Дубыня»
Добрые Хухи
Среди лесных духов было немало опасных созданий, однако существовали и вполне добрые существа. Называли их Хухами. Их представляли в виде маленьких пушистых зверьков. Они пробуждались по весне и бодрствовали до самой поздней осени. Хухи могли менять окраску в зависимости от места, где находились. Именно поэтому их часто называли невидимыми духами.
Согласно поверьям, увидеть Хух может лишь человек со светлой доброй душой. К людям Хухи относились по-доброму. Они нередко помогали найти дорогу путникам, потерявшимся в лесу. С особенным теплом Хухи относятся к детям, которых часто выручают, уберегая от беды.
Добрый лесной дух Хуха / Рената Бедро / animalist.ru
Как бороться с лешим
Славяне верили в волшебную силу железа. Как и любого другого духа, убить лешего невозможно, но отогнать и отпугнуть – вполне реально. В этом случае славянам помогало железо или медь, которых очень боялись лешие.
Кстати говоря, в западной мифологии также встречаются лесные создания (эльфы и феи). При этом, они как и лешие, очень боялись металлических предметов.
Как правило, лешие показывались людям только в очень редких случаях, и еще реже нападали. Они предпочитают действовать тихо, обманом, поэтому заблудившемуся человеку нужно было произвести манипуляции с одеждой, а если заблудились несколько людей, то им нужно было обменяться одеждой друг с другом.
Кроме того, для противостояния применялись соль и огонь, а также колья, сделанные из рябины, осины или липы. После принятия христианства считалось, что православные молитвы также отгоняют леших. А самое интересное, леший, как и любая другая нечисть, очень не любит матерную брань.
Лесные нимфы из греческой мифологии
Эллины почитали всех нимф, а потому устанавливали святилища в их честь и алтари, называли их именами леса, горы, растения. Например, упомянутая выше наложница Аида – Минфа – была убита, а затем превращена в растение, сегодня известное под названием «мята душистая».
Отдельно стоит упомянуть нимф гесперид. Согласно мифам, это дочери Геспериды и Атланта, некоторые из которых также были превращены в растения, например, Гесперия стала тополем, а Эгла – ивой. Вообще, в греческих мифах довольно часто персонажи, и лесные девы, в том числе, превращались в растения или деревья после смерти. Видимо, таким способом люди старались увековечить своих любимиц.
Герои древних легенд
Славянская мифология являет собой совокупность былин, мифов, верований и культов славянских народов, где значительная часть нашей истории связана с малоизвестными хранителями традиции и героями древних легенд.
Берендеи — были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. т.е. считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой — каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек. Кроме того, Берендеи обладали тайными магическими знаниями. За долгое время своего существования, Род Берендеев выработал в себе способность не только к оборотничеству. Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить.
Волот — малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.
Среди славянских мифических существ очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.
Интересные факты
- К водяным нередко обращались за советом. Считалось, что они владеют знаниями о законах мироздания.
- В разных местностях почитания водяного были свое. На Севере, к нему очень уважительное отношение. Ведь там многие промыслы зависят от него.
- Пчеловоды верили, что водяной может наслать дождь на их улей. Поэтому одаривали его медом и воском.
- В мифологии японии, есть тоже свой водяной. Называется он каппа.
- Водяные живут с семьями.
- Он мог прийти к людям за помощью. Если человек не откажет, то водяной что-нибудь подарит ему.
- Считается, если вода выходит из берегов. То это водяной, хорошо погулял на свадьбе.
Пчелы: описание
Лес в европейской истории
Леса существовали задолго до того, как предок человека взялся за палку, чтобы сбить с ветки плод или ударить соплеменника, — то исчезали, стертые ледниками, то начинали новую жизнь. Первые сухопутные растения появились на Земле около 500 млн лет назад, радикально изменив состав почвы, климат и облик планеты. Древесина — не самый прочный материал, но пыльцевой анализ всё же позволяет ботаникам смотреть сквозь тьму веков. Оболочки спор и зерен не разрушаются в течение очень долгого времени, поэтому их следы можно обнаружить в окаменелостях.
Неотъемлемой частью хозяйственной деятельности европейцев лес стал с развитием земледелия и формированием оседлого образа жизни. Считается, что беспощадно эксплуатировать природу человечество начало в индустриальную эпоху, но в древности и Средневековье люди нуждались в дереве гораздо больше. В Европе оно превратилось в главный строительный материал, хотя камень был престижнее. Леса вырубались для выращивания сельскохозяйственных культур, шли на возведение зданий, укреплений, кораблей, производство телег, мебели — не говоря уже о растопке, необходимой для поддержания тепла, приготовления пищи и всех видов ремесел.
В Средневековье и в эпоху Ренессанса значительная часть Европы была занята древесными массивами, которые сливались в огромные зеленые «моря». От Альпийских гор Северной Италии до Карпат простирался древний и густой Герцинский лес. Один из его участков, Шварцвальд на юго-западе Германии, исследователи отождествляют с той самой чащобой из сказок братьев Гримм, в которой их персонажи подвергались страшным испытаниям.
Однако по мере того, как росли потребности человека, пространство дикого леса уменьшалось: люди отвоевывали у природы территорию. Когда древесины в окрестностях начинало не хватать, ее доставляли из других регионов, сплавляя по рекам. Глобальное похолодание (так называемый малый ледниковый период), длившееся с XIV по XIX век, активное развитие европейских городов и рост производства — всё это привело к нехватке ценного естественного ресурса.
Сказки про лесных нимф
Самые известные мифы о лесных красавицах – сказание о Нарциссе. Именно они должны были похоронить прекрасного юношу, умершего от любви к своему отражению в озере. Придя на место, где он обычно сидел у воды, они увидели лишь красивый белый цветок, который был назван в честь умершего юноши нарциссом.
Также многим хорошо известна история несчастной любви Аполлона к Дафне. Амур пронзил их сердца стрелой, но так как богу попал в сердце ее наконечник, а нимфе – оперенный «хвост», так и получилось, что первый влюбился, тогда как вторая осталась безразлична к красавцу Аполлону. Его преследования надоели Дафне так, что ей пришлось просить защиты у Геи, которая превратила бедную нимфу в лавровый куст.
Еще одна печальная история – любовь Орфея к Эвредике. Дриада так пленилась его пением, что влюбилась, как и он в нее, покоренный ее красотой. Их семейное счастье длилось недолго, так как Эвредика умерла от укуса змеи, когда гуляла в лесу со своими подругами дриадами. Орфей настолько был безутешен, что отправился за ней к Аиду. Ему даже удалось убедить последнего отпустить его любимую, но условием было то, что он ни разу не обернется, выходя из подземного царства. Согласно мифу, он не удержался и посмотрел через плечо, следует ли за ним Эвредика. Нарушив условие, он тем самым сам обрек любимую на возвращение в тартар.
Также существуют легенды о проклятиях, которые нимфы насылали на смертных, за нарушение их покоя или вырубку деревьев.
Этим красавицам было посвящено много как литературных, так и музыкальных опусов, например, опера «Орфей и Эвредика». Философы древности писали трактаты на темы происхождения дриад и других нимф.
Также не обходили их своим вниманием великие художники, среди которых Ренуар, Рубенс, Майоль, Пуссен. Часто их увековечивали в мраморе
Самая известная скульптура принадлежит Де Фризу. «Битва нимф с сатиром» установлена в Праге в Вальдштейнском дворце.
Легенда о Садко.
Одна из русских легенд, относящаяся к историческому периоду еще до создания Киева, — это былина Садко, древнерусский эпос, обычно передаваемый в стихах.
История рассказывает нам, как молодой гуслар (музыкант, играющий на гуслях, древнем русском традиционном инструменте) из Новгорода зарабатывал на жизнь игрой, что он делал с большим мастерством. Однако наступило время, когда в этот район пришли другие музыканты, и постепенно Садко начал терять клиентуру, вплоть до того, что его перестали нанимать. Один день, опечаленный своей бедностью и тем, что его никто не нанял, он начал играть на берегу озера Ильмень.
Пройдя несколько раз прикоснуться к Ильмену, однажды ему явился бог вод озера. Он сказал ему, что слышал его игру и хотел помочь ему в его сложной ситуации. Он предложил, чтобы в следующий раз, когда он поедет в город, его вызовут на работу, он должен был убедиться, что в озере была рыба с золотыми плавниками, и поспорил с торговцами, что они существовали. Молодой человек так и сделал, и, к всеобщему удивлению, когда молодой человек и те, кто сделал ставку против него, отплыли в лодке, чтобы порыбачить, они обнаружили, что действительно, собрав сети, им удалось поймать большое количество золотой рыбы.
С рыбой и выигрышем, полученным от пари, молодой человек вскоре стал очень богатым купцом. Однако однажды ночью, когда он возвращался на лодке, молодой человек вернулся, чтобы играть свою музыку. Воды бурлили от ярости и собирались потопить корабль. Садко подумал, что бог вод хочет, чтобы он делился своей прибылью (благодаря заработанной ему), поэтому он бросил несколько бочек богатства, но это не имело никакого эффекта. Моряки ответили, что, может быть, бог хочет человеческую жертву, и после нескольких обходов всегда была очередь Садко.
Молодой человек бросился в воду и встретил бога, который хотел, чтобы он играл для него в его дворце. Там музыка Садко с огромным неистовством заставила гигантский танец. Но однажды во дворец вошел старик, когда молодой человек играл, и показал, что сила танца бога вызывала большие приливы. Садко решил прекратить играть, чтобы избежать этого, сломав струны, чтобы оправдаться.
После этого он попросил бога вернуться на его землю, и бог в конечном итоге уступил. В некоторых версиях бог озера пытается предложить ему остаться в жены, от которой, как предупреждал его старик, я могу уйти, выбрав последнюю и младшую из его дочерей, с которыми он не ел и после чего божество освободило его от службы.
Легенда о снежной даме.
Как и у многих других народов, которые сталкиваются с отрицательными температурами, у русских также есть легенда, касающаяся холода. В своем случае он также обращается к неверности и предательству. Речь идет о легенде о Сгое.
Эта внешне молодая и привлекательная женщина — разъяренный дух, который ненавидит мужской пол из-за обмана, которому подвергся ее партнер, хотя в других версиях она является божеством, карающим за неверность.
Сгроя появляется на дорогах, предлагая свое внимание мужчинам, которые переходят ее, соблазняя их. Принимая ее приглашения и целуя ее, она превратится в льдину и приведет свою жертву к смерти, замерзнув, или же сведет ее с ума
Как призвать лешего
Само собой, наши предки жили в тесноте с природой, поэтому нередко им приходилось обращаться за помощью к духам. Леший иногда даже помогал людям. Например:
- Известно, что лешие обладали способностью предсказывать будущее. Людям, желавшим узнать его, нужно было отправиться в лес, найти старую березу, залезть на нее и прокричать: «царь лесовой, всем зверям батько, явись сюда!». Но делать это нужно в первую неделю после Пасхи.
- Известно, что часто приходилось договариваться с лешим и пастухам. Но не один пастух не отваживался отправляться со стадом в лес, предварительно не пообщавшись с лешим. По преданию, пастухи подобным образом находили или березку, или пень, произносили особое заклинание и призывали лешего. Ему они преподносили дары, в основном еду. За это леший отправлял своих помощников, чтобы они все лето следили за животными.
- Важен леший был и для охотников, которые, как и пастухи, частенько договаривались с лешим, чтобы охотиться в его владениях. За это они также оставляли духу подарки – пасхальные яйца, блины или другую еду.
Что касается обычных крестьян, то им достаточно просто было попросить разрешение у лешего, при входе в лес, а также пообещать, что без надобности они не будут шуметь и нарушать его покой. На ночевку в лесу также нужно было испросить дозволения.
Пантеон божеств
Славянские боги (мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве) достаточно обширен. К сожалению, из-за крайне скудной информации сложно восстановить функции многих славянских божеств. О мифологии древних славян не было известно до момента выхода их к границам Византийской империи. Благодаря записям историка Прокопия Кесарийского удалось узнать некоторые подробности религиозных верований славянских народов. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона. Взойдя на трон, князь Владимир приказал поставить неподалеку от своей резиденции идолов шести важнейших богов.
Цветок папоротника
Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывал у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых местах и, видимо, хранил в себе какое-то тайное знание. Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.
Сын Сварога в славянских мифах
Сварог относится к основным богам, возглавляющий следующий пантеон богов после Рода. Он считается покровителем кузнецов. богом небесного огня. Сварог научил людей ковать железо, сбросив с неба кузнечные клещи. Чтобы люди могли изготовить украшения и оружие, Сварог на землю посылал небесный огонь. По утрам Сварог на небо выводил солнце и оно согревало всё своими теплыми лучами. Появлению первого плуга славяне тоже обязаны Сварогу. Он же научил наших предков пахать землю. Сегодня мы считаем железную лошадиную подкову оберегом, так как она сделана из железа, которое в древности считалось священным. Еще Сварог научил людей жить по законам. Всех детей Сварога звали Сварожичами, после его ухода на покой, миром стали управлять его дети, самый первый из них — Даждьбог.
Следующим сыном Сварога был Семаргл
Самый известный из сыновей — Перун.
Славянские мифы Русалка
В славянской мифологии русалки представляются вредоносными существами, с длинными зелеными волосами (всегда распущенными) и рыбьими хвостами. Волосы русалки не заплетали никогда, иногда на голову одевали венок из цветов. Это были девушки с красивым лицом и стройным телом. Древние славяне никогда не сомневались в том, что русалки существуют. Но, откуда они берутся, мнения разнятся. В одних местах считали, что русалки, это утопленницы, в других, умершие не крещенные дети. В любом случае встреча с русалкой не сулила ничего хорошего. Она могла влюбить в себя юношу и утащить его на дно водоема, могла до смерти защекотать, утопить лодку, отнять у коровы молоко. Чтобы защититься от нечистой силы, люди придумывали обереги.
Силы и роль лесных нимф
Задачей дев лесов было защищать их от вырубки, приумножать занимаемую ими территорию. Также в их «обязанности» входило сопровождать богов и богинь на охоте или во время развлечений и празднеств. Так, дриады были спутницами Пана, Дианы, Аполлона, Вакха. Они помогали богам и славили их своими песнями и танцами. Вообще, было принято считать, что жизнь лесных нимф проходит в веселье и развлечениях.
Все духи природы обладали силами, и обитательницы лесов, в том числе.
Дриада
Лесные нимфы, меняющие свой облик вместе с деревьями. Так как дриады питались энергией солнца и дождевой водой, то преображались весной и летом, когда и того, и другого было вдоволь. С наступлением осени девы меняли окрас волос на рыжий, а к зиме покрывали свое тело корой, чтобы быть как можно незаметнее.
Дриада лесная нимфа
Дриады были лояльны к людям, не раз помогали им найти путь из леса, если те не приходили с целью вырубить деревья. В этом случае нимфы становились мстительницами. Они готовили людям ловушки, могли заставить их ходить по кругу до изнеможения. В лучшем случае дриады зазывали мужчин своими голосами к выходу из леса, в худшем – уводили в чащобу.
Гамадриада
Это самая уязвимая разновидность лесных нимф. Будучи наполовину девами и наполовину деревом или кустарником, они не могли убежать, а потому подвергались риску быть срубленными. Красавицы погибали, если их растительная часть была повреждена, что случалось не только от рук людей, но и пожаров, вызванных молниями.
Гамадриада лесная нимфа
Очень романтично описал рождение гамадриад Ференик, древнегреческий сочинитель комедий. По его словам, Гамадриада родила для своего брата восемь дочек. Каждая красавица была связана со своим деревом:
- Кария – с орехом.
- Балана – с дубом (желудем).
- Крания связана с кизилом.
- Морея была частью шелковицы.
- Эгера – тополем.
- Птелея была частью вяза.
- Ампела связана с виноградной лозой.
- Сика – со смоковницей.
Все дочери получили общее название «гамадриады». По легенде, они обладали силой проклятия. Если нимфа проклинала срубавшего ее дерево человека, то страдали все поколения его семьи. Чтобы загладить вину, «обидчику» нужно было установить погибшей деве алтарь и принести жертву.
Легенда о Перуне и Скипер Звере
То-ли сказка, то-ли миф никто точно уж не скажет, но в народе из уст в уста передавали историю о могучем Перуне и Скипер Звере. Согласно легенде, когда Перун был еще совсем младенцем на Русь прибыл Скипер-Зверь. Сумел он похитить сестёр Перуна прекрасных Живу, Марену и Лелю, а самого младенца заточил в подземелье где тот просидел 300 лет.
Кто знает почему, но лишь через три столетия на помощь сыну мать позвала Велеса, Хорса и Стрибога. Прибыли они на зов и стали искать пропажу. Всю землю они облители но так и не нашли его, пока не прилетели к Скиперу-зверю. Они стали выспрашивать о судьбе Перуна и его сестёр, но хитёр был собеседник и пытался их обмануть.
Да только куда там, сварожичам помог Буря-конь, отыскать подземелье где томился молодой бог. Да только спал он сном крепким и разбудить его они никак не могли. Поняли боги, что тут поможет лишь живая вода и послали за ней птицу Гамаюн.
Не простым было её путешествие, но добыла она воду и омыли ей тело бога молодого. Проснулся Перун, да и решил отправиться, сестёр вызволять да Скипер-зверя наказать. А куда тому тягаться с могучим богом? Вскоре одолел он врага, а сестёр освободил.
Сказочные существа
Славянские сказки — бездонный кладезь мудрости, который, однако, за минувшие столетия претерпел существенные изменения, как естественные, обусловлены культурными особенностями развития нашего народа, так и искусственные, привнесенные (в первую очередь, имеются ввиду искажения, сознательно введенные христианами, о чем будет сказано ниже). Тем не менее, многие легенды, эпосы и сказки славянской мифологии до сих пор сохранили в себе изначальные образы и символы, которые могут многое поведать нам о наших предках.
Баба-Яга — темная колдунья, дочь Вия, жена Велеса, изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Многие старые сказки, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.
Жар-птица — сказочная птица с ярким, золотистым с переливом в красный оперением. воплощение Бога грозы, грома и молний Всесильного Громовержца Перуна, прилетающее к нам из божественного Ирия или из далекого тридесятого царства. В тридесятом царстве находятся сказочно богатые люди и земли, потому-то и окраска самой Жар-птицы золотая. Питается Жар-птица молодильными яблоками, дарующими каждому бессмертие, молодость и красоту. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперение обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь.
Кащей Бессмертный — культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогович был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.
Змей Горыныч — олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают.
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти.
Легенда о существовании горилл
До середины 19 века гориллы считались чем-то вроде снежного человека – сомнительной легендой. Впервые горилл описали ещё в 500 году до нашей эры, но никакого подтверждения реального существования этих животных не было.
Лишь в 1847 году Томас Севидж и Джеффрис Вайман рассказали в книге Proceedings of the Boston Society of Natural History о примате, известном сейчас как западная горилла. Описание было составлено по найденным исследователями костям и черепам, после чего научное сообщество начало задумываться о реальности этой легенды.
Впервые вживую гориллу увидел в 1856 году французский исследователь Поль Дю Шайю во время путешествия по западной экваториальной Африке. После доставки в Великобританию нескольких горилл в 1861 году наука официально признала существование этих приматов.