Песни про ноты для детей — изучаем сольфеджио и поем

Содержание

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

Развить музыкальность

Что же делать, чтобы развить в себе музыкальность и научиться петь с листа по нотам?Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

  1. Самое главное с чего следует начать — изучение нотной грамоты. В первую очередь, вам необходимо выучить ноты. Это то же самое, что начать учиться чтению с изучения алфавита. Правда в музыкальном алфавите всего 7 нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Изучите их расположение на нотном стане, написание нот на латинском языке, а также основные аккорды и интервалы.
    Если вы ощутили трудности в запоминании нотной грамоты, то попробуйте подойти к ее изучению через систему “нот в виде геометрических фигур”. Изначально данная методика создавалась для обучения церковному пению, но со временем стала использоваться многими педагогами. Идея системы в том, что ноты представляются в виде геометрических фигур. Благодаря записи фигурных нот, партитура учится легче и быстрее. Такая система помогает выработать ученику устойчивую связь между гаммой, формой и звуком. Сначала звуки пропевают в виде названия фигур, после уже со словами.
    Также отличным способом запомнить тональности является квинтовый круг. Это запись всех мажорных и минорных тональностей в виде круга, а интервал между соседними знаками составляет квинту. На внешней части круга изображают мажорные тональности, а на внутренней их параллельные минорные. Также на круг прописываются знаки при ключе каждой из тональностей.
  2. Обязательно возьмите уроки сольфеджио. Это не самый любимый предмет учеников музыкальной школы, да и не самый простой, но очень полезный. На этих уроках учат петь музыкальные интервалы, а также ноты. Вы можете заняться этим самостоятельно, взяв учебник за 1-2 классы музыкальных школ. Пойте, для начала, самые простые мелодии, в которых ноты идут по порядку. Постепенно переходите к более сложным — к чередованию нот. Так со временем, вы научитесь петь с листа любую мелодию, видеть и чувствовать ее звучание.
  3. Отличным способом для развития “внутреннего” слуха считается распевание интервалов “про себя”. На уроках сольфеджио такое часто практикуют. Пишут на доске короткую мелодию, задача учеников воспроизвести ее про себя, а потом пропеть по одному или небольшими группами. Если ученик в данный момент не поет, то он все равно озвучивает ее мысленно. Также кого-то из учеников могут попросить воспроизвести хорошо знакомую всем мелодию в другой тональности.
  4. Обязательно контролировать ритм мелодии. Для этого рекомендуют читку с листа начинать с народных песен. Они более мелодичные и лирические, легче воспроизводить голосом. Чтобы избежать сбивания ритма, можно отсчитывать ритм “про себя”, простукивать его рукой или дирижировать. Также можно использовать метроном.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Пробуйте аккомпанировать себе на инструменте, чтобы было проще тренировать связки и запоминать звучание нот. Начинайте с нот, после переходите к гаммам в пределах первой октавы. Она самая популярная в мелодиях. После того как вы научитесь улавливать голосом звучание нот, попробуйте спеть без помощи музыкального инструмента. Лучше всего записать свои занятия на видео или диктофон, чтобы можно было корректировать ошибки.

Перед тем как начинать пение с листа по нотам, внимательно ознакомьтесь с произведением. Просмотрите мелодию, все тональные скачки, паузы, ритм, интервалы. Мысленно пропойте ее. Это поможет вам избежать неприятных неожиданностей в виде шестнадцатых и тридцать вторых нот.

Тренируйтесь как можно чаще. Можете подпевать известным исполнителям, когда слушаете музыку дома или в машине. Тренируйтесь попадать в резонанс с певцами.

Учитесь чувствовать свой голос и связки. Обязательно распевайтесь перед началом занятия. Если почувствовали дискомфорт в горле во время тренировки или боль, сразу прекращайте практику. Перенапряжение мышц голосового аппарата может привести к травме и даже полной потере голоса. Ни в коем случае не пойте с больным горлом.

Если вы чувствуете, что не попадаете в ноты, не переживайте. Это происходит из-за раскоординированности мышц вокального аппарата. В разговорной речи мы задействуем лишь малую часть связок, поэтому, когда мы начинаем учиться петь, непривычные для нашего горла мышцы включаются в работу. А так как раньше они практически не использовались, то сразу слаженного звучания добиться будет тяжело. Идеальное звучание достигается регулярными занятиями и желанием научиться петь красиво любую мелодию.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

  • дудочка;
  • детская гитара;
  • барабан.

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту

Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие

Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!. Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

Песенки для тренировок

Теоретическая часть закончилась и теперь можно сыграть песни на синтезаторе для начинающих. Ниже приведен список простеньких мелодий, которые хорошо подойдут для обучения.

Популярные статьи  Старый Новый год песню слушать онлайн или скачать

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Ну вот пришла лягушка

С этой песни по цифрам на синтезаторе начинают все дети. Куплет играется всего на 4 клавишах первой октавы. Мелодия простая, но зато она учит чувству ритма и помогает научиться быстро перемещать пальцами.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Мелодия из Гравити фолз

Конечно, кроме классики по нотам-цифрами для синтезатора можно играть и современные песни. Например, вступительная мелодия из мультика «Gravity Falls».

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Здесь подключены аккорды, записанные в столбик. Они как-бы соединяются в один звук, поэтому их зажимают быстро и последовательно.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Играется мелодия аж на 4 октавах: малой, первой, второй и контроктаве, поэтому на тренировку понадобится больше времени. К тому же, здесь нужно быстро нажимать по клавишам.

С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)

Красивая и простая песенка, которой можно поздравить с Днем Рождения друзей или родственников. Не сложнее кузнечика, но здесь уже включены сразу 2 октавы: первая и вторая.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

В лесу родилась ёлочка

Традиционная новогодняя песенка, которую можно исполнить на утреннике. В усвоении она чуть сложнее «Кузнечика», зато —  циклична. Последующие куплеты играются точно также, как и первый.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Используется 2 октавы: первая и малая. Она научит малыша быстро играть двумя руками.

Песня из мультфильма «Фиксики»

Красивая детская песня из «Фиксиков» легко играется на синтезаторе. Хоть она и кажется сложной, используется всего 3 октавы: первая, вторая и малая.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Облака, белогривые лошадки

Песенка из старого советского мультика «Трям-здравствуйте» до сих пор преподается в большинстве музыкальных школ. Она простенькая, но для развития способностей подходит отлично. Хоть мелодия и простая, одна партия включает от 10 нот. Ребенок научится дольше играть без перерывов. А вот гармония легкая: всего 3 октавы.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)

Еще одна советская классика, которая подойдет для «продвинутых» пианистов. Песенка богатая на ноты и партии быстро сменяют друг друга. К тому же она длинная, что хорошо развивают сенсорную и механическую память.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

А вот октав всего 2: первая и вторая. С ее изучением не возникнет проблем, если ребенок осилил «Облака, белогривые лошадки».

Пусть всегда будет солнце!

Настоящий гимн человеческому счастью, который часто поют на утренниках и детских праздниках. Песенка была написана так, чтобы ее смело могли играть дети, хоть нот здесь и много.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Играется на первой, второй и третьей октаве. Хоть она и кажется сложной, здесь куплет и припев повторяются несколько раз, поэтому достаточно выучить небольшой отрывок.

«Маленькая страна» (Николаев)

Милая песенка за авторством Игоря Николаева. Почти вся мелодия играется на контроктаве с небольшим включением третьей.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Так как интервалы между нотами короткие, придется быстро перемещать пальцы по клавишам. А учитывая, что контроктава предназначена для левой руки – это хорошая тренировка.

«Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Под эту песню засыпали миллионы детей в СССР. Она медленная, размеренная и очень простая в усвоении. Целиком играется на контроктаве.

Ноты для синтезатора по цифрам представлены ниже.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

«Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку

Одна из самых грустных и красивых советских мелодий. Композитором Шаинским были задуманы красивые переходы на полутонах из третьей октавы, когда основная часть играется на контроктаве.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

«Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»

Очень простая в усвоении песенка, практически полностью играющаяся на контроктаве. Дети с ее помощью могут развить хорошее чувство ритма, так как в припев построен на повторяющихся нотах.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

«Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами

И напоследок, настоящая классика советской эстрады – «Лесной олень» Крылатова. Мелодия с резкими, неравномерными интервалами и плавными переходами из третьей октавы.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Мифы и легенды про певцов

И в завершении, давайте еще немного поговорим о мифах и легендах, которые окружают певцов.Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

  • Если нет слуха и голоса, то петь точно не получится. Давайте разбираться по порядку. Голос есть у каждого из нас, кроме разве что людей, которые не могут говорить. Все мы умеем кричать, шептать, разговаривать. Значит голос есть. Просто в обычной жизни мы чаще спокойно общаемся, а значит задействуем лишь малую часть наших связок. Когда человек начинает учиться пению, он тренирует весь вокальный аппарат.
    Очень часто люди путают понятия “нет слуха” и фальшивое пение. На самом деле, на Земле есть очень маленький процент людей, которые не способны чувствовать мелодию и ритм. Вся музыка для них выглядит как непонятный шум. Это называется амузия. У всех остальных людей просто отсутствует навык пения и не натренированы связки.
    Болезнь под названием “нет слуха и голоса” лечится регулярными занятиями;
  • Если хочешь красивый голос, нужно разогреть его сырым яйцом. Этот миф передавался из поколения в поколение, практически как семейная музыкальная легенда. На самом деле, сырое яйцо сушит слизистую гортани, что может привести к травме во время пения. Самый лучший способ разогреть связочный аппарат — распевка естественным путем.
  • Певцу нельзя заниматься физическими упражнениями на пресс. Кажется этот миф придумали ленивые люди, которые искали оправдание своему нежеланию выглядеть красиво. На самом деле, хорошо тренированные мышцы живота только способствуют лучшему звучанию и правильному дыханию.

    И помните, что люди учатся петь, читать с листа и разрабатывают свой музыкальный слух годами. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Но если у вас есть желание, и вы получаете огромное удовольствие от процесса, то вы обязательно добьетесь успеха. А регулярные тренировки в школе музыки 1musicfamily помогут закрепить полученный результат. Даже профессионалы своего дела не перестают заниматься и постоянно поддерживают себя в форме. Ведь в пении как в спорте — без упорного труда и регулярных тренировок не будет должного результата. Петь надо с душой и от души.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Вместо предисловия

Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.

Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).

Популярные статьи  Детские песни про осень - слушать онлайн или скачать

В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.

В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.

Основные проблемы в изучении нот

Даже дети, которые посещают музыкальную школу, могут столкнуться с проблемами в изучении нотной грамоты. Так, уроки сольфеджио предполагают обучение с первой октавы, а обучение игре на гитаре – со второй. Дети же могут различать ноты первой и второй октавы как нечто совершенно разное, и тогда в их сознании цельная система нотной грамоты просто не складывается. Такая проблема чаще всего касается детей младшего возраста.

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Естественно, проблемы возникают у тех, кто музыкальную школу не посещает. С учениками постарше все просто: им можно быстро и просто объяснить основы теории, а вот в случае с малышами на педагога возлагается слишком большая нагрузка. Как же помочь детям выучить ноты? Лучше делать это в несколько этапов.

Разница между верхом и низом

Первое, что стоит сделать – научить малыша понимать разницу между верхом и низом. Различать он должен и на листе тоже – тогда он сможет понять, как движется гамма, и как звуки соотносятся по высоте. Самый простой пример – птички, которые поют «тонкими голосами» и высоко летают, соответственно, «тонкие звуки» — высокие. Такой же пример нужно придумать для низких звуков – с помощью ассоциации дети понимают их очень хорошо. Если малыш не различает понятия высоких и тихих звуков, нужно объяснить, что произноситься тихо могут и высокие, и низкие звуки. Произнесите для него высокие и низкие звуки, чтобы он услышал их и понял еще лучше.

тексты, ноты, минус, плюс

— есть караоке  — есть ноты — есть минус (фонограмма без голоса) — есть плюс (фонограмма с голосом) — есть аккорды

Пусть всегда будет солнце

  • Солнечный круг, небо вокруг –
    Это рисунок мальчишки…

Лавата (песенка-игра)

  • Мои ручки хороши,
    Хороши, хороши…

Я маленькая девочка

  • Маленькими, маленькими ножками
    Топаю по сказочной Земле…

Считалка-умывалка

  • Можно мыться в жаркой бане,
    Можно дома — в белой ванне…

Подари улыбку

  • Я улыбаюсь солнцу и морям,
    Жизни и свету отдаю себя…

Пропала собака

  • Висит на заборе, колышется ветром,
    Колышется ветром бумажный листок…

Песня о собаке из т/ф «Приключения Электроника»

  • Если меркнет свет в окошке,
    Hа душе скребутся кошки…

Горошинки цветные

  • Горошинки цветные в ладошки соберу
    И превращу горошинки в весёлую игру…

Маленькая страна

  • Есть за горами, за лесами
    Маленькая страна…

Красная Шапочка

  • Красную шапочку мне подарили,
    Шапочкой Красной назвали меня…

Песенка про поросят

  • Нас двенадцать поросят
    Родилось зимою…

Свет добра

  • За годом год обходят стрелки круг,
    Душа поёт, ей подпевает друг…

Пусть будет так!

  • Если желаем друг другу хорошего,
    Пусть будет так!..

Если весело живётся, делай так!

  • Если весело живётся,
    Делай так! (хлоп-хлоп)…

Звездочка моя

  • Только взгяну на ночное небо —
    Радует красота…

Живое храните в ладонях

  • Живое храните в ладонях
    От встречи до новой встречи…

Альбом нарисованных сказок

  • Целый альбом нарисованных сказок
    В старых игрушках своих отыскала…

Краски

  • Я прошу только дать мне краски,
    Я окрашу разноцветными нитями небо…

Зажги свою звезду

  • Сколько звезд озаряют высь,Знаем мы их по именам!..

Гимн дворцу

  • Есть город России, который стал дорог,
    Который себя распахнул для друзей…

Города в облаках

  • Если строить города в облаках,По улицам будут летать самолёты…

Ласковая сказка

  • Вечер хороший в нашем окне,Сказку читает бабушка мне…

Давайте рисовать!

  • Я нарисую новый дом!А я — трубу на доме!..

Пирожки

  • Я пеку, пеку, пекуДеткам всем по пирожку.

Фотоохота

  • Поутру идем из дома,Чуть алеет край небес…

Северный полюс

  • Смотрите, смотрите, снега и снега.
    Четвертые сутки бушует пурга…

Зимняя шуба

  • Снег пойдет и перестанет,
    Незаметно он растает…

Веселый воробей

  • Как-то с другом Васей
    Cпешили мы домой…

Оранжевая песня

  • Оранжевое небо, оранжевое море,
    Оранжевая зелень, оранжевый верблюд…

Большой хоровод

  • Мы на свет родились,
    Чтобы радостно жить…

Подари улыбку миру

  • Пусть зажгутся в небе звёзды,И на сцене вспыхнет свет…

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Песни про ноты для детей - изучаем сольфеджио и поем

Научиться петь с помощью технологий

Сегодня прогресс в обучении пению шагнул далеко вперед. Если у вас нет времени, возможности, финансов, чтобы заниматься с педагогом в вокальной студии, вы можете делать это дома с помощью мобильных приложений. Например, Voice training learn to sing, GNU Solfege, Абсолютный слух. Эти приложения помогают тренировать ритмичность, чувствовать тональность, развить внутренний слух. В них вы можете изучать нотную грамоту, знакомиться с фортепианной клавиатурой и учиться петь. Единственный недостаток — такое обучение не сможет заменить работу педагога по вокалу и скорректировать ваши ошибки. Вам также необходимо будет записывать себя на видео или диктофон. К тому же вы не сможете наработать навык исполнения на публику.
“GNU Solfege” — это приложение для компьютеров. Самым главным его преимуществом являются тренажеры, которые эффективно знакомят вас с основами нотной грамоты, интервалами и помогают тренировать слух.
“Абсолютный слух” — более удобное приложение, так как оно доступно для установки на мобильные устройства. К сожалению, установить его можно только на Android. Наличие такого приложения на телефоне поможет вам заниматься пением где угодно и когда угодно, без привязки к конкретному месту. Преимуществом “Абсолютного слуха” являются упражнения, направленные именно на чтение с листа.
Voice training learn to sing — приложение можно установить как на ПК, так и на мобильное устройство. Отлично подходит на новичков, помогает найти свой голосовой диапазон, развить слух. Главное преимущество, во время занятия вокалом помогает понять насколько чисто вы поете. На клавиатуре приложения подсвечивается нота, которую нужно спеть и которую вы поете сейчас.

Пляски для малышей со словами

  1. Ай-да. Музыка Г. Ильиной. Обработка М. Попатенко. Слова Г. Ильиной.
  2. Ай, да березка. Музыка Т. Попатенко. Слова Ж. Агаджановой.
  3. Березка. Музыка Р. Рустамова. Слова А. Матлиной.
  4. Вот какие шишки. Музыка и слова Е.А. Гомоновой.
  5. Вот так вот! Белорусская народная мелодия в обработке Г. Фрида.
  6. Где же наши ручки? Музыка Т. Ломовой. Слова И. Плакиды.
  7. Ёлочка — заблести огнями (Снеговик, снеговик, ты такой хороший). Музыка и слова Л. Олифировой.
  8. Зимняя пляска (вариант 1). Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской.
  9. Зимняя пляска (вариант 2). Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской.
  10. Игра с погремушками. Музыка А. Лазаренко. Слова О. Высотской.
  11. Игра с погремушкой. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
  12. К деткам ёлочка пришла. Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой.
  13. Каштанчики. Музыка и слова Е. А. Гомоновой.
  14. Осенние листочки. Музыка и слова Н. Вересокиной.
  15. Очень хочется плясать. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
  16. Парная пляска. Немецкая плясовая мелодия.
  17. Пляска зайчиков. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой и Т. Волгиной
  18. Пляска с листочками. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.
  19. Пляска с платочками. Музыка Е. Тиличеевой. Слова И. Грантовской.
  20. Пляска с платочком. Русская народная мелодия. Слова А. Ануфриевой.
  21. Пляска с погремушками. Музыка и слова В. Антоновой. Обработка И. Кишко.
  22. Пляска с флажками. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
  23. Пляска с цветами к празднику 8 марта. Музыка и слова Е. Гомоновой.
  24. Погуляем. Музыка и слова Е.Макшанцевой.
  25. Полька зайчиков. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
  26. Приседай. Эстонская народная мелодия. Обработка А. Роомере. Слова Ю. Энтина.
  27. Танец зайчат. Музыка белорусская народная песня «Пошел Апанас». Слова Н. Зарецкой
  28. Танец с куклами. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
  29. Танец с флажками. Музыка Т. Вилькорейской. Слова О. Высоцкой.
  30. Танец снежинок. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
  31. Фонарики. Мелодия и слова М. Матлиной. Обработка Р. Рустамова.
  32. Весёлая девочка Таня. Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской и Н. Борисовой
  33. Танец ко всем праздникам. Музыка и слова Т.В. Бокач

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Популярные статьи  Песни из фильма Буратино слушать онлайн бесплатно или скачать

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Собственно методика

Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.

Изучение базовых нот

Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.

  1. Устанавливаем программу Anki
  2. Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
  3. В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
  4. Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
  5. Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
  6. «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.

Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда

Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.

Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.

Таким образом, алгоритм должен быть такой:

  1. Открыли очередную карточку
  2. Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
  3. Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
  4. Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
  5. Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
  6. Опционально пропели ее в тон
  7. Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.

И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно

Это просто чрезвычайно важно

Изучение производных нот

К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.

Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:

Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.

Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.

В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:

То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.

Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).

А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.

Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Заключение

Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.

Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.

Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:

  • Приучает начинать чтение нот с ключа, а ведь это тоже частая ошибка начинающих
  • Дает представление об октавной структуре, все октавы учатся в связи друг с другом
  • Дополнительные линейки вводятся сразу и на равных участвуют в процессе распознавания
  • Обучение происходит спокойно и без превозмогания (по крайней мере у меня это было так)

Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.

До встречи и с наступившим новым годом!

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Песни про ноты для детей — изучаем сольфеджио и поем
Минусовки детских песен — скачать бесплатно в mp3