Пословицы о мире — народный фольклор детям

Загадка как средство развития речи

Уже в два с половиной года дети способны отгадывать несложные загадки, если в тексте есть намек на содержание отгадки. Это связано с тем, что у детей уже сформировался определённый круг представлений, и они способны определенным образом общаться.

Большой ценностью в решении словарных задач является то, что дети отгадывают загадки. Во время подобных занятий они закрепляют знания о специфике разных предметов. У них формируется определенный словарных запас.

Чтобы развивать способность использовать образную речь, важно употреблять в загадках понятные детям метафорические образы. К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами

К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами.

Отгадывая загадки, дети незаметно для себя пополняют свой словарь. Ведь они учатся работать с многозначностью слов, начинают подмечать вторичные их значения. Так формируются представления о том, что слово может иметь и переносное значение. Дети сосредотачиваются на формах языка, анализируют их.

Загадка – это удивительная форма фольклорного жанра, которая дает возможность в образной и сжатой форме описать очень яркие свойства для разных явлений и предметов.

Процесс разгадывания загадок формирует способность обобщать и анализировать, самостоятельно делать те или иные выводы, строить собственную точку зрения, выделять наиболее общие признаки предметов и явлений, способность передавать образы разных предметов. Это формирует у дошкольников поэтический взгляд на реальность.

Согласно Ю.Г. Илларионовой, работа с загадками позволяет формировать у детей навыки речи. Дети учатся что-либо доказывать и описывать. Способность доказывать – это не только способность логически правильно мыслить, но и грамотно выражать свою точку зрения, облекать ее в новые словесные формы.

Доказательство же – это способность использовать определенные речевые обороты и работать с композицией. Как правило, малыши не используют эти приемы в своей повседневной речи. Но нужно создавать определенные условия, чтобы они могли их понимать и осваивать.

Чтобы развивать у детей интерес и учить их доказывать, Ю.Г. Илларионова советует ставить перед детьми определенные цели в процессе отгадывания. Дети должны не просто отгадывать, но доказывать, что они действительно правы.

Нужно знакомить ребят с тем, о чем затем будут загадываться загадки. Тогда дети смогут предоставлять наиболее полные доказательства.

Систематически развивая у дошкольников навыки речи, можно формировать способность оперировать интересными и разнообразными доводами, чтобы лучше обосновать отгадки.

Объяснение смысла небольших, коротких пословиц и поговорок для детей о Родине, патриотизме

Чтобы ребенок быстрее усвоил материал, нужно учить поговорки постепенно и постоянно. То есть, начните с небольших и коротких пословиц. Не перегружайте малыша, разучивайте по 1 пословице в день. А чтобы она хорошо запомнилась, и он успел ее понять, растяните разучивание на некоторый промежуток времени.

«У своего гнезда и ворона орла бьет» — даже птицы отгоняют чужаков от своего дома, защищая его любой ценой. Пусть даже ворона и слабее орла, но она на своей территории.

«В родном гнезде и воробей силен» — еще одна птица, которая явно не славиться большой силой. Но в родном крае набирается невероятной отваги.

«Можно покинуть дом, но не Родину» — дом меняется в нашей жизни неоднократно

Но Родину нельзя заново построить или купить, поскольку она единая и на всю жизнь.

«За родной край голову отдай» — белорусская поговорка, что показывает важность родного края. Именно за него следует стоять до победного конца.

«Кто родину любит, тот врага ненавидит» — нельзя любить другую страну и называть себе патриотом

Если человек действительно любит свою страну, то он приложит максимум усилий, чтобы сделать ее лучше любой другой нации или страны.

«На родной стороне каждый кустик знаком» — опять же, это подтверждение того, что за прожитые годы привыкаешь к каждому камешку, кустику и окружающим людям. А это создает ту самую теплую атмосферу, которая может быть только на Родине.

«Родная земля, что усталому постель» — в родной земле отдыхает не только тело, но и душа. Да, для своего дома нужно не жалеть труда, чтобы создавать только лучшие условия, но зато душа то этого будет только больше радоваться.

«В родном краю, как в раю» — эта поговорка точно передает состояние человека, которого переполняют чувства после долгой разлуки с родными землями.

«Отчий край от врага защищай» — поговорка учит будущее поколение защищать свою землю любой ценой. Ведь так поступали еще далекие наши предки, сложившие не одну голову на поле боя.

«Лучший друг — мать, лучшая сестра — Родина» — это азербайджанская пословица, которая дает понять, что мать всегда поддержит, но и Родина всегда «подставит свое плечо».

«В своей стороне и зима милее» — действительно, даже зима не такая суровая в своем крае, а солнце летом не такое палящее на своей Родине.

Пословицы о мире - народный фольклор детям
Интересные знания для ваших детей

  • «Родина, как мать: всегда защитит» — даже можно вспомнить законы, которые в каждой стране свои. И ни одна чужая страна не станет заботиться о приезжих жителях так, как это сделает Родина.
  • «Авось да небось на фронте брось» — эта пословица учит не столько патриотизму, а указывает на ненужные слова в нашей речи. Это авось и небось, ведь на них рассчитывать нельзя.
  • «Автомат и лопата — друзья солдата» — автомат – это главное оружие для защиты и нападения, а лопата необходима для выкапывания окопов, чтобы укрыться от врагов.
  • «Богатырь умрет — имя останется» — эта пословица указывает на вечную память великих героев, которые не боялись постоять и умереть за свою Родину.
  • «Бой отвагу любит» — настоящий патриот не будет прятаться от врага. А будет смело отстаивать свою страну.
  • «За родину, за честь — хоть голову снесть» — то есть, не страшно и умереть за Родину. А честь и выражается способностью отстаивать свой край и не сбегать при первых угрозах.
  • «Золоту старости нет, родине — цены нет» — такой металл, как золото, не портится с годами и не пропадает. Поэтому, и важнее Родины ничего нет.
  • «И журавль тепла ищет» — то есть, он ищет свой дом, что-то родное и теплое, как Родина.

Что такое фольклор?

Пословицы о мире - народный фольклор детям

Это одна из разновидностей искусства, которое выражается в сказках, потешках, частушках и т.п. Отличительная черта творчества отсутствие автора. Русский народный фольклор формируется путем передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему. В итоге получается полноценное творчество либо зачатки для его дальнейшего развития.

Слово «фольклор» в переводе обозначает «этническое знание». На протяжении тысячелетий он являлся единой формой самовыражения для славян.

Характерной особенностью подобного искусства считается коллективность. Иными словами, над созданием песни, поговорки и танца трудится не один человек, а сразу несколько. Многие эпические вещи зарождались во время народных гуляний и ярмарок.

Термин объединил в себе несколько разновидностей творчества:

  • Трудовые песнопения. Формировались в процессе работы (посев, вспахивание полей, сенокос). Представляют собой выкрики, напевы, сигналы.
  • Календарный фольклор (многочисленные заговоры и приметы).
  • Свадебное творчество.
  • Рекрутские причеты и поминальные причитания.
  • Необрядовое направление. Это небольшие жанры – пословицы, поговорки, приметы.
  • Устная проза – легенды, былины.
  • Фольклорный театр (кукольные представления, вертеп).
  • Детское творчество (потешки и колыбельные песенки).
  • Героический эпос: стихи, былины.
  • Художественное направление – сказки, романсы, баллады.

100 самых ярких русских народных пословиц и поговорок

  • На чужой каравай – роток не разевай.
  • Копейка рубль бережет.
  • Не буди лихо, пока оно тихо.
  • Друг познается в беде.
  • Работа дураков любит.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Кому война, а кому мать родна.
  • В тихом омуте черти водятся.
  • Дуракам закон не писан.
  • Двое пашут, а семеро руками машут.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • И швец, и жнец, и на дуде игрец.
  • Седина в бороду — бес в ребро.
  • Пришла беда – отворяй ворота.
  • Бери в работе умом, а не горбом.
  • Где родился – там и пригодился.
  • Сам заварил кашу — сам ее и расхлебывай.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Работа не волк, в лес не убежит.
  • Чем богаты, тем и рады.
  • Ворон ворону глаз не выклюет.
  • Дорога ложка к обеду.
  • Не учи ученого.
  • Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
  • Кто в лес, кто по дрова.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Не лыком шит.
  • Было, да сплыло.
  • Всяк сверчок знай свой шесток.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Голь на выдумку хитра.
  • Незваный гость – хуже татарина.
  • Одного поля ягоды.
  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Горбатого могила исправит.
  • Бог не выдаст — свинья не съест.
  • Клин клином вышибают.
  • Пьяному море по колено, а лужа по уши.
  • Своя рубашка ближе к телу.
  • Муж да жена — одна сатана.
  • Нет худа без добра.
  • Нужда крепче закона.
  • Если бы да кабы, да во рту росли грибы.
  • Конь о четырех ногах, а спотыкается.
  • Дают — бери, а бьют — беги.
  • Кто рано встает, тому Бог подает.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Бумага все терпит.
  • Из грязи да в князи.
  • Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
  • На Бога надейся, а сам не плошай.
  • Без царя в голове.
  • Дареному коню в зубы не смотрят.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Кто про что, а вшивый про баню.
  • Не в бровь, а в глаз.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Язык без костей.
  • Нет дыма без огня.
  • Переливать из пустого в порожнее.
  • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
  • Волка ноги кормят.
  • Бешеной собаке семь верст не крюк.
  • Ласковый теленок двух маток сосет.
  • С волками жить — по-волчьи выть.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Русский медленно запрягает, да быстро едет.
  • Всяк кулик свое болото хвалит.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Раз на раз не приходится.
  • На нет и суда нет.
  • Нашла коса на камень.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Овчинка выделки не стоит.
  • Обещанного три года ждут.
  • Мал клоп, да вонюч.
  • Будешь много знать — скоро состаришься.
  • Один в поле не воин.
  • Правда глаза колет.
  • У страха глаза велики.
  • Обещать – дело господское, исполнять – холопское.
  • Дурная голова ногам покоя не дает.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  • Бей своих, чтобы чужие боялись.
  • Не плюй в колодец — пригодится напиться.
  • Куй железо, пока горячо.
Популярные статьи  Скандинавские мифы и легенды читать онлайн для детей

Объяснение популярных русских народных пословиц и поговорок о Родине, патриотизме

Пословицы и поговорки помогают развивать и тренировать память. Да, они несут и поучительный характер, который перешел еще от предков. Но главное их качество – они остаются в памяти очень надолго. Ведь краткое содержание с огромным смыслом легко запоминается и откладывается в подкорках головного мозга.

  • «Береги землю родимую, как мать любимую» — еще одна пословица, которая дает прямое наставление. Идет сравнение родного места с матерью, которая подарила самое ценное – жизнь.
  • «В каком народе живешь, того и обычая держись»— народная мудрость, которая говорит об отличиях в каждом народе. И стоит придерживаться тех правил, в которых живешь. А не ориентироваться на иностранные приоритеты.
  • «Всюду хорошо, а дома лучше» — как бы хорошо не было в гостях, на море или на отдыхе, но дома все родное. Поэтому можно отдохнуть не только телом, но и душой.
  • «Где кто родится, там и пригодится» — каждому есть предназначение и у каждого есть свой долг. Но он полностью зависит от того, в каком краю человек находится. То есть, человек свой долг должен отдавать родной стране, где вырос.
  • «Родина — мать, умей за нее постоять» — родина приравнивается к матери. Поэтому, за нее нужно постоять не только делом, но и словом. Немного резкий пример, но обижать Родину практически то же самое, что и свою маму.
  • «Человек без Родины, что соловей без песни» — у каждого должен быть родной край, ведь без него человек теряет часть себя.
  • «Где не жить — родине служить» — даже в далеких краях нельзя забывать о Родине.

Правильные слова

  • «Где сосна взросла, там она и красна» — еще одна кратная поговорка, которая учит ценить свой родной край. Ведь именно то место красит человека, в котором он родился.
  • «На чужой стороне родина милей вдвойне» — понимаешь всю ценность родных мест, когда приходит время их покидать. И тогда вдалеке начинаешь по-настоящему скучать по ним.
  • «Если народ един, он непобедим» — еще одна поговорка, что указывает на невероятную силу народа в единстве. Вот явный пример, когда на одного могут напасть обидчики. А если подключаться друзья, то эти же обидчики не просто забоятся и сбегут, но еще и по «шапкам получат».
  • «Если по-русски скроен, и один в поле воин» — здесь речь о стойкости и силе духа каждого русского жителя, который будет бороться один до победы.
  • «Живешь на стороне, а свое село все на уме» — где бы ты ни был, а мысли будут возвращаться в родные края, а сердце будут по ним скучать.
  • «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел — заплакал» — эта поговорка имеет очень глубокий смысл. В своем краю не ценишь, что есть и на все жалуешь. А, уехав в чужой край, понимаешь, что дома было лучше.
  • «Жить — Родине служить» — это самое известное наставление, которое было очень популярно в послевоенные годы. Раньше жизнь вращалась вокруг борьбы за свои земли. Поэтому, главная и прямая обязанности была служить своей Родине, защищать ее и приносить пользу.
  • «Дома и стены помогают» — эта пословица подчеркивает, что родной край забоится и помогает. Прямая и точная аналогия – если человек болеет. Когда он лежит в больнице, и хотя о нем заботятся врачи, больному не становится легче. А вот дома через 1-2 уже становишься на ноги и моментально чувствуешь прилив сил и энергии.
  • «Без корня и полынь не растет» — не только полынь, но и любое растение. Человек и даже представители животного мира не могут существовать без Родины. Полынь в данном примере использует потому, что этот сорняк растет где угодно и в любых условия. Но даже ему нужен корень.
  • «На родной стороне и камешек знаком» — как бы ни было дома, но действительно даже камешек на дороге или дерево в поле будет знакомым знаком.
  • «На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость» — каким бы ни было красивым чужое место, но оно не даст того душевного тепла и жизненного комфорта, как родной дом и край.

Народное творчество в пословицах

Песни

С гармошкой лучше работа спорится.

С песней легко, с баяном еще лучше.

Песней душа растет.

Затянул песню— допевай, хоть тресни.

Играй, играй, да дело знай.

Иван в дудку играет, а семья с голоду умирает.

Парень игроват, да на деле плоховат.

Где песня поется, там счастливо живется.

Хорошему делу — хорошая и песня.

С песней и труд спорится.

Где песни, там и молодость.

С песней дружить — и в бою не тужить.

Хорошая песня дух бодрит.

Песню играть — не поле пахать.

Не всяк весел, кто поет.

Гусли-то те, да руки не те.

Танцы

Пляши, да не заплясывайся.

Пляши, Матвей, не жалей лаптей.

Всяк спляшет, да не как скоморох.

Плясать смолоду учись, под старость не научишься.

Были бы песни, будут и пляски.

Голосом пляшет, а ногами поет.

Устное народное творчество, сказки

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка — складом, песня ладом красна.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Сказка вся, больше сказывать нельзя.

Жил-был царь Овес, да и сказки все унес.

Всякая прибаска хороша с прикраской.

Не дочитав сказки, не бросай указки.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Сперва подумай, а потом скажи.

Сказал, как топором отрубил.

Сказал, точно гвоздем забил.

Недолго думано, да хорошо сказано.

Сказанное слово — пущенная стрела.

Слово слово родит, третье само бежит.

Говорит, как река льется.

Не всякий стрелок, кто много стреляет; не всякий оратор, кто много говорит.

Педагогические подходы использования фольклора

Чтобы достичь успеха в использовании фольклора, согласно методики Малиновой О.В., педагог должен:

  • знать, каков сейчас уровень сформированности речи у воспитанников;
  • уметь использовать средства художественной выразительности;
  • понимать смысл содержания используемых произведений;
  • уметь танцевать и петь;
  • применять инструменты артистичности;
  • использовать наглядные образы;
  • чаще пользоваться наглядными, игровыми и речевыми методами;
  • применять в своей работе разные методики.

Согласно Т. Пескишевой, фольклор можно внедрять в следующие виды деятельности;

  • организованные занятия;
  • дидактические и подвижные игры;
  • продуктивная деятельность
  • организация досугов;
  • проведение праздников.
Популярные статьи  Фразеологизмы со словом голова для детей и взрослых

Малые произведения фольклора пробуждают в детях высокие нравственные чувства – они наполняют их симпатией к животным и людям, развивают у них желание трудиться.

Чтобы постепенно и поэтапно усваивать малые фольклорные формы, необходимо выполнять следующие задачи:

  1. Ребенок должен иметь базовое понимание представленного материала.
  2. Он должен уметь выполнять синтетические и аналитические упражнения.
  3. Должен уметь повторять и заучивать тексты.
  4. Необходимо повторно использовать разученный фольклорный материал в речевой и игровой активности.

Окказиональный фольклор

Не соответствует классическим понятиям о народном творчестве. Носит индивидуальный характер, обусловленный специфическим поводом.

Заклички

Пословицы о мире - народный фольклор детям

Небольшие песенки, часто наполнены юмором и сопровождаются игровыми действиями. Фольклор русского народа богат на заклички. Сюжеты жанра разнообразны: о природе, погодных явлениях, магических существах, животных.

Например,

Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Считалки

Пословицы о мире - народный фольклор детям

Еще одна разновидность словесного творчества. Зародился много веков назад, но практически изжил себя в наши дни. Вам покажется удивительным и странным, но ранее считалки активно использовали взрослые. Таким образом они распределяли обязанности.

И не надо смеяться! Ведь в давние времена, многие работы были непросто тяжелыми, а опасными для жизни. Мало кто по собственной воле хотел браться за подобную деятельность. Поэтому на помощь приходили считалки. В итоге работа по-честному распределялась между всеми.

Сейчас эта «важная» роль утрачена, но детвора до сих пор иногда использует их для игр.

Заговор

Самый удивительный и одновременно сложный по структуре вид фольклора. Он актуален и в наши дни, причем его функциональное предназначение не изменилось. Заговор считается «магическим орудием», помогающим выполнить желание человека.

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица – всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

1. Законченное высказывание.

1. Незавершенное высказывание.

2. Имеет нравоучительный смысл.

2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла.

3. Может употребляться самостоятельно.

3. Отдельно от высказывания не используется.

4. Чаще всего,содержит две части.

4. Состоит из одной части.

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Найдем в нем все признаки одного из жанров:

  1. Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
  2. В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу – ни одного толком не выполнишь);
  3. Может употребляться отдельно от текста;
  4. Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал». Найдем в нем все признаки:

  1. Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
  2. Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
  3. Отдельно от высказывания употребляться не может;
  4. Отсутствует вторая часть.

Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал» является поговоркой.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать» и «Легко чужими руками жар загребать» принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.

Чужими руками жар загребать

Легко чужими руками жар

Значение: добиваться цели чужими усилиями

Значение: Легко добиться цели чужими усилиями

Есть только факт, но нет нравоучительного вывода         

Есть нравоучительный вывод

Отдельно от высказывания употребляться не может     

Может быть самостоятельным высказыванием

Состоит из одной части

Состоит из одной части

Поговорка

Пословица

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе – пословицей.

Пословицы о мире - народный фольклор детям 

Фольклор в разных видах деятельности

Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:

  • процесс образования;
  • игровая деятельность;
  • творчество по созданию чего-либо;
  • проведение досуга;
  • организация праздников.

Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.

Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.

Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.

Терминология

Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми.Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчикамиЗаклички – это обращения к природным явлениям.Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.

Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.

Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь

Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.

Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.

Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.

Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.

Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.

Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.

Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.

Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.

Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.

Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.

Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.

Популярные статьи  Скандинавские мифы и легенды читать онлайн для детей

Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?

Пословицы о маме

Пословицы о любимой маме помогут еще раз задуматься о том, что нужно беречь ее и уважать. Мама — это первый человек, который заботится о детях и так бывает не только о людей. Животным, насекомым тоже очень важна мать. Так, у пчелок матка — управляет роем.

  • Без матери и отца изба не красна.
  • Без матери пчёлки – пропащие детки.
  • Без матери рой не держится.
  • Без матушки родной и радость наполовину.
  • Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
  • Без отца — полсироты, а без матери — вся сирота.
  • Береги матушку, пока по земле ходит, а как ляжет в землю, тогда уже поздно.
  • Всякой матери своё дитя мило.
  • Где матушка, мил дружок, там и мой сапожок.
  • Дитя не плачет, мать не разумеет.
  • Дитятку за ручку, а матку за сердечко.
  • Для матери дети всегда маленькие.
  • Для матери плохих детей не бывает.
  • Для матери ребенок до ста лет детенок.
  • Добрая мать добру и учит.
  • Жалость матери меры не знает.
  • Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матери.
  • Жена с советом, теща с приветом, а родимая матушка с лаской.
  • И красно, да не лето, и добра, да не мать.
  • И лыком шита, да мать, и шелком, да мачехе.
  • И пчелки без матки пропащие детки.
  • Как рой без матки, так и дитя без мамки.
  • Какова матка, таковы и детки.
  • Кому — мать, кому — мачеха.
  • Кто матери не послушает — в беду попадет.
  • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  • Куда матушка, туда и дитятко.
  • Куда мать, туда и дитя.
  • Маменька родимая — свеча неугасимая
  • Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.
  • Материно сердце в детях, а детское — в камне.
  • Материнская душа кривая, материнская любовь слепая.
  • Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Материнская ласка нормы не знает.
  • Мать праведная — ограда каменная.
  • Мать при детках, что птица в клетке.
  • Мать при сыне не наследница.
  • Мать приветная — ограда каменная.
  • Мать трудолюбива и дети не ленивы.
  • Мать у корзины накормит, отец у сусека заморит.
  • Мать хвалит дитя, а свинья — поросенка.
  • Мать худому не научит.
  • Мать чешет по шерсти, а мачеха против шерсти.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
  • Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
  • Нет друга нежнее матери.
  • Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
  • Никто так детям не верит, как мать родная.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Около матки хорошо дитятке.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Птица рада весне, а младенец — матери.
  • Птица радуется весне, а мать — деткам.
  • Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.
  • Ради деток мать готова себя продать.
  • Ребенок без матери — что стол без скатерти.
  • Родина — всем матерям мать.
  • Родина любимая — мать родимая.
  • Родина-мать, умей её защищать.
  • Родину-мать ничем не заменишь.
  • Родить трудно, научить добру ещё трудней.
  • Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха.
  • Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.
  • Родную мать никем не заменишь.
  • Родных много, а мать роднее всего.
  • С матерью жить — ни скуки, ни горя ни знать.
  • Самое ценное и дорогое на свете — это мать и отец.
  • Сердце матери к детям из воска, сердце детей к матери из камня.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Сестра плачет, что ручей течет; мать плачет, что река льется.
  • Скверную мать трудно отыскать.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
  • Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
  • Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна.
  • У детины заболит пальчик, а у матери — сердце.
  • У кого есть матка, у того и головка гладка.
  • У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.
  • У матери дочь и в тридцать лет дочурка.
  • У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.
  • У сына заболит пальчик, а у матери — сердце.
  • Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.

Источник

Игры и потешки в развитии речи

Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.

В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.

Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков

Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.

Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.

Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.

Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.

С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.

На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.

Научные исследования

Филолог Михаил Иосифович Шахнович посвятил пословицам несколько работ, в частности, диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1936) и «Краткую историю собирания и изучения русских пословиц и поговорок» (1936). Он тщательно изучил библиографию по паремиографии и составил библиографический список, включивший 1435 ссылок. Эти материалы содержали двадцать разделов, среди которых были: «Феодальные княжества XIV—XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV—XVII вв.». Шахнович полагал, что русская паремиография может использоваться для изучения истории, семейных отношений, права, языка и религии. Шахнович составил сборники пословиц — «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945), «Русская книга любви» (конец 80-х).

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Пословицы о мире — народный фольклор детям
Сказки про мышей: лучшая подборка произведений для детей