Рождение и происхождение Персея
Эта история начинается задолго до появления Персея. Как показало время, его рождение было совсем не случайным.
По замыслу Зевса, именно Даная, дочь Акрисия, должна была положить начало полубожественному роду, в 10 колене которого родится смертный герой, который спасет не только мир людей, но и богов. Все мы знаем, что план Зевса удался тяжелым трудом и десятком измен Гере, но Геракл – величайший герой в истории из рода Персеидов все же появился на свет и выполнил свое предназначение.
Началась эта история в Аргосе, во времена, когда его правитель Акрисий был несметно богат и влиятелен. Долгое время царь хотел себе наследника, но боги подарили ему лишь дочь Данаю. Однако Акрисию было дано предсказание, согласно которому, его свергнет с престола и убьет собственный внук.
В надежде изменить свою судьбу, Акрисий запер собственную дочь в глубоком подвале, куда не проникал даже не один луч солнца. Несмотря на это, Даная выросла настоящей красавицей, и даже многие богини завидовали ее красоте.
Не удивительно, что Даная покорила сердца богов, наблюдавших за ней. Но больше всех молодой красавицей восхищался Зевс. Он действительно полюбил ее, кроме того, у него были собственные планы на будущее этого рода, поэтому он решил обмануть Акрисия. Зевс, под покровом ночи, обратился золотым дождем и все же проникнул в темницу принцессы Данаи.
В результате этого Даная родила мальчика, сильного, здорового и красивого и назвала его Персеем. Так бы и воспитывался он в темнице, если бы однажды Акрисий, проходивший мимо темницы дочери, не услышал детский плач. До смерти перепугавшись, царь Аргоса попытался выяснить, кто же впустил мужчину в темницу ее дочери. Он ни на минуту не поверил, что ее оплодотворил сам Зевс таким чудодейственным способом. Акрисий казнил и охрану, и служанку Данаи, а саму дочь и ее новорожденного сына он приказал посадить в деревянный ящик, наглухо его заколотить и отправить плыть по морю.
Предательство ученика и гибель героя
Стрелка почитали люди, поэтому тот жил в достатке. Он владел большим домом с множеством слуг, среди которых был один особенно любимый. Имя ему Фэнмэну. К нему И относился как к собственному сыну. Он видел в нем свое продолжения, поэтому очевидным было его решение передать свое искусство стрельбы из лука.
Позвал герой своего ученика и приказал ему практиковаться в неотрывном взгляде без моргания. Сразу, как только тот сможет не моргать, он должен вернуться к И.
Нельзя сказать, что эта практика с трудом далась Фэнмэну. Лежа дома он наблюдал за движением педалей ткацкого станка своей жены и старался не моргать. После, он просил подносить к глазам иглу или шило. Как только ученик обрел стойкий взгляд, он прибежал к господину и попросил поскорей дать ему лук, но И приказал не спешить.
Следующим шагом на пути постижения мастерства стала практика умения видеть большое в малом. Фэнмен привязал к волосу быка блоху и прибил этот поводок к потолку. Ученик отказался от еды и воды, день и ночь он наблюдал за маленькой черной точкой.
Дошло до того, что жена посчитала его сумасшедшим и позвала знахаря, но Фэнмен пригрозил смертью каждому, кто войдет в его спальню. Не пустыми были его старания. Еще день и размер блохи увеличился в его глазах. Вначале она стала походить на пуговицу.
Прошло еще трое суток и насекомое казалось стало больше колеса от телеги. Только достигнув такой остроты взгляда, Фэнмен смог оторваться от своей практики. Насытившись он отправился к учителю, где его ожидал долгожданный урок стрельбы из лука.
Много дней практиковались они в умении поражать цель стрелой. Мастерство оттачивалось до момента, пока по всему Миру не начали говорить об Фэнмене и его учителе как о самых искусных лучниках. Их имена стали наравне.
К сожалению, ученик И был завистлив. Герой не разглядел этого недостатка в своем воспитаннике. Фэнмен задумал избавиться от учителя, тогда он стал бы самым метким и быстрым лучником.
Если читать оригинал мифа о подвигах стрелка И, то можно узнать, как именно Фэнмен решил убить героя. Первым шагом в его плане стало приобретение большого колчана, способного вместить дополнительные 12 выстрелов. После, однажды в путешествии, он предложил учителю игру на скорость и меткость, в которой они должны поочередно поражать стрелы друг друга.
Первым сделал выстрел ученик, И выпустил стрелу вдогонку и пронзил древко, находящиеся еще в полете, то же сделал и Фэнмен. Так продолжалось пока стрелок-герой не остался с пустым колчаном, тогда его воспитанник коварно отпрыгнул в сторону и выстрелил в своего учителя.
Он попал ему в рот и тот упал. Фэнмен решил подойти к своей жертве, будучи уверенным, что тот повержен, но И поднялся, как ни в чем не бывало, и выплюнул наконечник стрелы, пойманный зубами. И не стал наказывать ученика, тот и дальше мог жить и служить ему, но обучать стрелок его перестал.
Такое решение было опрометчивым, так как зло, затаившееся в сердце Фэнмена, не успокоилось. Однажды он смог осуществить свои планы, убив господина дубинкой из персикового дерева. На этот раз ничто не спасло героя от смерти. После его гибели народ Китая начал почитать стрелка как божество Цзумбу.
Ясон
Ясон, известный предводитель аргонавтов, правнук бога ветров Эола, был сыном Эсона, царя Иолка, и Полимеды. Эсона сверг с престола его брат Пелий, сын Посейдона и Тиро. Эсон, боясь, как бы Пелий не погубил его сына Ясона, сказал, что ребенок умер сразу же после рождения, а сам отдал его на воспитание кентавру Хирону. Здесь Ясон овладел мастерством владения оружием, кроме того, Хирон научил его искусству врачевания. Когда Ясону исполнилось двадцать лет, он вернулся в Иолк. По дороге юноша потерял одну из сандалий, а Пелию было предсказано, что он погибнет от рук пришедшего с гор человека, у которого будет обута только одна нога. Увидев Ясона, пришедшего требовать, чтобы трон был возвращен его отцу, Пелий испугался, но решил схитрить и пообещал отдать власть Эсону, после того как Ясон привезет ему из Колхиды золотое руно.
С помощью богини Афины был построен корабль «Арго», и Ясон вместе со многими греческими героями отправился из Иолка в путь. Им пришлось столкнуться со многими опасностями и искушениями. С помощью полюбившей его Медеи, дочери колхидского царя Ээта, Ясон похитил руно и бежал. Вместе с ним бежала и Медея. Чтобы задержать погоню, она совершила преступление: убила брата и разбросала куски его тела в море, понимая, что отец соберет их, чтобы похоронить сына. Аргонавты пристали к острову феакийцев Керкира (Корфу).
Ясон с золотым руном. Мишель КортаццоЯсон и Медея. Джон Даунмен
Царь Алкиной радушно принял их, и они рассчитывали отдохнуть на острове после долгого и полного опасностей пути. Но на следующий день около острова появился флот колхидцев, потребовавших вернуть им Медею. Чуть не разгорелась битва, и Алкиной решил выдать Медею колхидцам, если она не является женой Ясона. Узнав об этом, Ясон и Медея ночью совершили свадебный обряд, и на следующий день Ясон клятвенно заверил хозяев острова и колхидцев, что Медея — его супруга. Алкиной принял решение, что Медея должна оставаться с мужем, а колхидцам пришлось возвратиться домой ни с чем.
Когда Ясон после множества трудностей и приключений вернулся в Иолк к Пелию с золотым руном, то узнал, что тот убил его отца и брата. Пелий отказался выполнить свое обещание. Тогда волшебница Медея посоветовала дочерям Пелия разрубить тело отца на куски и сварить в котле, чтобы вернуть ему молодость. Так погиб коварный Пелий, но в Иолке воцарился его сын Акает, изгнавший Ясона и Медею.
Геракл
Сын Зевса и Алкмены (дочери микенского царя Электриона и жены тиринфского царя Амфитриона) родился в Аргосе. В тот день, когда он должен был появиться на свет, Зевс дал клятву, что его потомок, родившийся в этот день, получит власть над Микенами и соседними землями. Заранее ненавидевшая младенца Гера сделала так, что роды Алкмены задержались, а Никиппа, жена микенского царя Сфенела, родила в этот день — ее сын Эврисфей был правнуком Зевса и, таким образом, получил власть над Микенами.
Геракл родился двумя месяцами позже (при рождении он получил имя Алкид). Его отец хотел, чтобы он стал сильнейшим из людей, и Геракл действительно обладал огромной силой. Узнав о его рождении, ревнивая Гера послала двух огромных змей, чтобы они задушили новорожденного. Однако проснувшийся младенец сам схватил змей за шеи и задушил их. Когда у Геракла родились дети, Гера наслала на него безумие, и он убил их, после чего удалился в изгнание. Дельфийский оракул, к которому Геракл обратился за советом, приказал ему двенадцать лет служить Эврисфею и совершить двенадцать подвигов, после чего он получит бессмертие.
Геракл совершил двенадцать подвигов: он убил немейского льва, лернейскую девятиголовую гидру, поймал керинейскую лань, убил эриманфского вепря, очистил конюшни царя Авгия, прогнал стимфалийских птиц, поймал, укротил и привел в Микены критского быка, привел к Эврисфею коней Диомеда, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, доставил в Микены с острова Эрифия коров Гериона, достал золотые яблоки Гесперид, привел из царства Аида стража преисподней Цербера.
Геркулес выводит Цербера из преисподней. Иван Келер-ВилиандиГеракл и критский бык. Эмиль Фриан
Эврисфей приказал Гераклу очистить от навоза конюшни царя Элиды Авгия, сына Гелиоса. У Авгия был огромный скотный двор, в его стаде насчитывалось более пятисот быков. Геракл проделал отверстия в двух противоположных стенах скотного двора и пустил туда воды двух рек -Алфея и Пиньоса (Пенея),- которые унесли весь навоз и промыли стойла. Это был пятый подвиг Геракла. Выражение «авгиевы конюшни» употребляется, когда хотят сказать о приведении в порядок чего-то очень грязного, сложного и запутанного.
Лучшие отели ГрецииПосмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц. Подробнее
15% скидка
10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании
Pomegranate Wellness Spa Hotel
Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами. Подробнее
20% Скидка
До 15% скидка отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании
Saint John Hotel Villas & Spa
Главная особенность отеля Saint John — восхитительный вид на закат, Эгейское море и остров Делос. Подробнее
5% доп. скидка
Забронируйте с эксклюзивной доп. скидкой 5% от Грекомании
Больше отелей в Греции
Гибель и дальнейшие события
Много неточностей можно встретить и в описании смерти Ахиллеса, а также предшествующих ей событий. Так, согласно одному источнику, герой убил царицу Пенфесилею и несколько ее амазонок, а также царя древней Эфиопии Мемнона, отомстив ему таким образом за своего погибшего ранее друга, а по совместительству, еще и жениха Елены Антилоха. После этого он уничтожил еще многих других важных бойцов, количество которых в общей сложности перевалило за 70 человек, и трудно прогнозировать, как могли развиваться события дальше, если бы не вмешательство Аполлона.
До сегодняшних дней дошло несколько версий убийства отважного полубога, среди которых:
- Когда войско Ахиллеса уже оказалось у Скейских ворот, сын Приама и Гекубы Парис выпустил стрелу, попавшую прямо в слабое место греческого предводителя, и такая точность была обеспечена благодаря прямой наводке Аполлона.
- Выстрел из лука был произведен Парисом, скрывавшимся за статуей Аполлона, который не принимал в убийстве Ахиллеса никакого участия.
- Для того чтобы попасть в пяту Ахиллеса Аполлон превратился в стрелу, выпущенную Парисом из лука в сторону заклятого врага, убившего ранее его родного брата Гектора.
- Убийство произошло в храме Аполлона, куда Ахиллес явился, чтобы посвататься к дочери Приама Поликсене.
Кроме того, в память об Ахиллесе был возведен роскошный мавзолей прямо на берегу древней реки Геллеспонта, после чего было решено принести ему в жертву дочь Троянского царя Поликсену. В дальнейшем между Аяксом и Одиссеем разгорелся крупный спор за доспехи погибшего Ахиллеса, которые в итоге достались царю Итаки. Появляется герой и во второй часть эпопеи Гомера, посвященной Троянской войне, «Одиссее», правда, уже как персонаж из царства мертвых.
По преданию, тело Ахиллеса было сожжено и помещено в отлитую из чистого золота амфору, которая передалась Дионисом матери героя Фетиде. Однако в другом цикле древности «Эфиопида» было указано, что мать Ахиллеса спасла сына из пылающего костра, перенеся на живописный остров Левка, расположенный в дунайском устье (в современности Змеиный остров). Примечательно, что это место до сих пор считается памятником Ахиллу, как, впрочем, и Сигейский курган, считающийся многими знатоками древности истинным местом захоронения полубога.
Идёт бычок — качается
Вторая фаза, говоря языком любителей ролевых компьютерных игр, посвящена «прокачке». Это странствия в волшебном мире, уже с действительно серьёзными опасностями, а не игрушечными в стиле «всё равно Том Бомбадил за нами присмотрит». Она содержит 6 элементов.
Путь испытаний
О чём тут говорить? Хоббиты попадают в один переплёт за другим, и в результате открывают в себе такую находчивость и храбрость, о которых даже не подозревали.
Встреча с Богиней
Кэмпбелл пишет: «Встреча с богиней (которая воплощена в каждой женщине) является последним испытанием способности героя заслужить благо любви, которая, как оболочка вечности, присуща самой жизни».
![]() |
Ветхозаветный пророк Иона. Одна из многочисленных жертв прожорливых рыб, китов и других зверей. Автор фрески Микеланджело как бы намекает нам, что проглатывание рыбой — не физическое событие, а символ духовного испытания. |
![]() |
Одиссей был храбр в путешествиях, а его жена Пенелопа верна в ожидании. Героические похождения мужа позади, и супруги снова вместе. Картина Франческо Приматиччо (XVI век) |
Женщина как искусительница
На этом этапе герой встаёт лицом к лицу с тайными желаниями, которые могут помешать выполнить миссию и которые часто — но не всегда! — олицетворяются женщиной.
А теперь давайте вспомним Галадриэль, во владениях которой странники нашли отдых после смертельных опасностей Мориии которая подвергла их ещё более суровому испытанию, давая каждому возможность заглянуть в собственную душу, увидеть, что лежит там, в глубине: любовь или эгоизм. И простить себя за свою слабость, чтобы победить её. Как мы помним, Боромир не прошёл испытания: не смог признать, что из-за гордыни и только из-за гордыни считает себя достойным обладать Кольцом.
Примирение с отцом
Кэмпбелл был неофрейдистом и рассматривал мифы как аллегорию взросления, поэтому считал, что кульминация пути героя символизирует момент в жизни, когда сын становится равен отцу и преодолевает эдипов комплекс. Это не единственная возможная трактовка, и сам Кэмпбелл пишет, что речь идёт о приобретении контроля над самой страшной силой в жизни героя, и символизировать её может любой персонаж или предмет, обладающий властью над жизнью и смертью.
Во «Властелине Колец» таким финальным испытанием для Фродо становится борьба с Кольцом у жерла Ородруина. Он поддаётся искушению, но благодаря Голлуму всё заканчивается благополучно. Джоди Боуэр, автор статьи «Властелин Колец — архетипическое путешествие героя», считает, что Голлум — двойник Фродо. Он символизирует тёмную сторону души героя. Во время перехода через Гиблые топи Фродо относился к Голлуму с сочувствием. Это аллегория того, что в душе герой признал свои слабые стороны, не обманывая себя, в отличие от того же Боромира. Благодаря этому Фродо смог очистить душу от тёмных желаний в решающий момент, что выражено падением Голлума в жерло вулкана.
Апофеоз
Это блаженство героя, когда все трудности уже позади, а возвращение домой ещё только предстоит. Нирвана Будды, познавшего наконец мудрость десяти тысяч миров. А на бытовом языке — пиршество на поле славной битвы.
Вознаграждение в конце пути
Часто то, ради чего затевалось путешествие, выражено материально: меч, склянка с эликсиром, растение и так далее. Во «Властелине Колец» это освобождение Средиземья от сил тьмы, а для конкретных героев — духовный рост или обретение должного места в жизни. Так, Арагорн заслуженно становится королём людей. Фродо, в конечном счёте, приобщается к лику святых, уплыв за море с эльфами и скинув головную боль по управлению Широм на преданного Сэма. В Мерри и Пиппине не остаётся ничего от юных недотёп, их храбрость и военное мас терство вызывают вос хищение и трепет у односельчан. А Сэм из садовника одного огорода становится «садовником» всего Шира.
Но мы забежали немного вперёд: мы ещё не в мирном Шире, а в трещащем по швам Мордоре, и вознаграждение — пока что категория теоретическая. Нам только предстоит засолить его, закатать в кадки и поставить в кладовку у себя дома, а до дома ещё пилить и пилить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО | |
Сказки — упрощённый вариант героического мифа. Народные варианты сказок, как правило, очень жестоки. Например, в обработках Шарля Перро и Братьев Гримм сказка о Красной Шапочке весьма безобидна, однако в некоторых народных вариациях (их известно более сотни) волк накрывает стол блюдами с мясом бабушки и графинами с её кровью, а Красная Шапочка ужинает и ложится с ним в одну постель. Это символизирует совращение девственницы Сатаной. |
Власть над разумом и чувствами
Пятый подвиг Геракла — очищение конюшен царя Авгия, в которых тридцать лет копился навоз. Авгиевы конюшни — место обитания инстинктивных сил и пороков, сближающих человека со скотом, это сознание, которое давно не подвергалось очищению от негативных мыслей и установок. Очищая авгиевы конюшни с помощью смекалки, а именно, направив в них воды протекающей рядом реки, Геракл освобождает душу и сознание от всего сгнившего, отжившего, мешающего.
Шестой подвиг Геракла — убийство стимфалийских птиц с бронзовыми клювами, когтями и перьями, принадлежавших богу войны Аресу. Они символизируют агрессивные, похотливые и разрушительные мысли. Птицы обитали в болоте, и Геракл не мог до них добраться, однако богиня Афина подарила ему трещотки, с помощью которых герой поднял птиц в воздух и убил стрелами Аполлона (покровителя мудрости и искусств). Ясный разум и творчество помогают очиститься от разрушительных мыслей.
Седьмым подвигом Геракла стало усмирение критского быка, рожденного морем и подаренного Посейдоном царю Миносу. Бык — это слишком сильные эмоции, вышедшие из-под контроля, которые причиняют вред, а не улучшают жизнь человека. Геракл оседлал быка и отправил его в море, то есть вернул той стихии, которой тот принадлежал. Это символизирует контроль сознания над эмоциями.
Подвиги Геракла можно разделить на три типа: обуздание хтонических чудовищ, военные подвиги и богоборчество
Восьмой подвиг Геракла — подчинение коней Диомеда, которых этот суровый фракийский царь держал в цепях за высокими стенами и кормил мясом чужеземцев, попадавших в его владения. Кони — символ силы, которая должна быть направлена на созидание, из-за неправильного использования оборачивается своей противоположностью и начинает разрушать. Стены, которыми окружил коней Диомед, — символ закрытости от мира, фанатизма и тех рамок, которые ограничивают наше сознание. Победить Диомеда и подчинить его коней означает освободиться от власти ограничений, которые мешают направить свои силы на созидание.
Для совершения девятого подвига, получения пояса царицы Ипполиты, Геракл с друзьями отправился в страну амазонок. Царица влюбилась в него и хотела сама отдать ему пояс, но Гера внушила амазонкам, что герой хочет похитить царицу, и ему пришлось сражаться. Пояс Ипполиты символизирует тут организованные эмоции и подчиненные инстинкты. Амазонки — символ женского эмоционального начала, отвергающего власть мужчины-разума. В итоге пояс возвращается к богам — именно высшие силы обладают властью упорядочивать духовную жизнь человека и его эмоции.
Десятым подвигом Геракла стало похищение стада коров, принадлежавших исполину Гериону. Геракл отправился за ними на край света, по пути соорудил Геркулесовы столбы, затем убил Гериона, с помощью флейты похитил его стадо и с большим трудом доставил его в Микены. Стадо коров символизирует здесь позитивные и плодотворные мысли и чувства, которые, тем не менее, должны находиться под контролем разума, а иначе они разбегутся в разные стороны и их невозможно будет использовать во благо. Главный смысл десятого подвига — в необходимости для человека научиться управлять своими творческими способностями.
Флейта — символ порядка и гармонии, она помогает разуму подчинять мысли и эмоции, служит организующим началом
Познание законов бытия
Одиннадцатое задание, которое дал Гераклу Эврисфей, — отыскать и принести ему три золотых яблока, которые растут в чудесном саду Гесперид и даруют бессмертие. Чтобы отыскать сад, Геракл обратился за советом к мудрому старцу Нерею, и тот рассказал ему, как туда добраться, и дал совет — не ходить в сад самому, а отправить туда титана Атланта, держащего небесный свод. Геракл так и сделал: обратился к Атланту за помощью и подержал за него небесный свод, пока тот доставал яблоки. Атлант хотел обмануть Геракла и оставить его навсегда держать небо, но Геракл перехитрил титана: попросил ненадолго снова принять эту тяжелую ношу, пока он положит подушку на плечи, а сам взял яблоки и ушел. Но Эврисфей не смог завладеть яблоками и отдал их богине Афине или, по другим источникам, Гере.
Дерево с золотыми яблоками символизирует тут мудрость и познание истины, а сами яблоки — плодотворность прекрасных идей, чувств и поступков, а также единство духа, души и тела человека. Старец Нерей — опыт, который появляется у каждого человека в процессе жизни. Держать на своих плечах небо — значит прикоснуться к вселенской мудрости, а добыть яблоки — обрести гармонию внутри себя.
Добыв яблоки Гесперид, по дороге домой Геракл совершает еще одно деяние — побеждает царя Ливии Антея, сына Геи, богини земли. Победить Антея означает преодолеть свою привязанность к земному, материальному
Для совершения последнего, двенадцатого подвига Гераклу пришлось спуститься в Аид. Эврисфей приказал ему похитить и привести в Микены пса Цербера, охранника адских врат. Геракл спустился в царство мертвых и попросил у Аида разрешения увести пса. Тот согласился при условии, что Геракл сам одолеет Цербера без оружия. Тот принял условие, схватил Цербера и начал его душить. В конце концов, пес подчинился ему. Геракл привел зверя в Микены, но царь Эврисфей, ужаснувшись, повелел отправить его обратно.
Спуск в царство Аида символизирует здесь соприкосновение сознания с самой мощной трансформирующей силой — смертью. Пытаясь познать эту сферу, сознание рискует не вернуться обратно к жизни и творчеству, удерживаемое Цербером. Геракл, однако, одолевает эту сдерживающую силу и выносит из путешествия в страну смерти знание законов бытия. Осознав свою победу, герой возвращает стража Цербера обратно на его место.
Лукас Кранах Старший. Геракл и эриманфский вепрь. 1530-е. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг
После совершения двенадцатого подвига Эврисфей освободил Геракла от службы.
Поделиться ссылкой
Наслаждения возвращенцев
Третья фаза — это путь назад, препятствия на котором страшны для простого смертного, но почти незаметны для героя, обретшего божественную силу.
И здесь есть опциональные этапы.
Отказ от возвращения
Герой навсегда остается пировать с богами, лишая своих соотечественников шанса на лучшую жизнь. Соблазн велик, и даже Будда сомневался, стоит ли идти назад и показывать людям путь к Нирване, ведь этих-то даже плетью в царствие небесное не загонишь.
Волшебное бегство
Этап, более всего характерный для сказок, когда герой, завладев артефактом в замке тёмного властелина, бежит обратно, чудовища преследуют его, а добрые волшебники помогают спастись.
Спасение извне
Силы добра, помогавшие герою на пути к сокровищу, оставляют его в самый трудный момент — в момент решающего сражения, ведь что это был бы за подвиг, если бы за героя его совершили боги? Но как только последнее испытание состоялось, силы добра могут развернуть спасательную операцию и быстро эвакуировать героя с места событий.
Так и поступили орлы во «Властелине Колец», забрав Сэма и Фродо с Ородруина, грозящего вот-вот взорваться. Понятно, что забросить героев на гору таким же образом орлы не могли: не спортивно это, не будет почёта отширской братвы.
![]() |
Плановая эвакуация диверсионного отряда хоббитов с Ородруина. Герои показали свою выносливость и отвагу, теперь можно и «читы» включать. |
Пересечение порога в мир повседневности
Сложность здесь в том, чтобы в обыденном мире сохранить сокровище, добытое в мире «волшебном», а по-простому — не зазнаться, не отказать людям в помощи, не впасть в рутину повседневности. Для многих героев древних мифов это испытание становилось более сложным, чем собственно завоевание сокровища.
ЭТО ИНТЕРЕСНО | |
За двадцать лет до издания «Тысячеликого героя» советский фольклорист Владимир Пропп опубликовал книгу «Морфология сказки». Он выделил 31 элемент, к которым сводятся все сюжетные ходы сказки, и 7 ролей, к коим сводятся все сказочные персонажи. Непонятно, почему разработчики ролевых игр до сих пор не использовали модель Проппа и не сделали игру, где требуется по очереди отыграть каждую роль, чтобы сделать сказочный мир непротиворечивым. |
Хоббиты не стали в этом плане исключением, и зачёт сдали — не сказать чтобы очень легко. Во-первых, зло, как оказалось, не было побеждено полностью даже в решающей битве, и предстояло разобраться с Саруманом, установившим мордорские порядки в ранее не знавшем горя Шире. Во-вторых, даже когда зло, следуя своей природе, изъело само себя, даже когда Саруман был убит, и отнюдь не рукой хоббита, даже тогда испытания героев не закончились. Ведь им еще нужно было не превратиться в «тёмненьких властелинчиков» в родном Шире, пользуясь тотальным превосходством над беспомощными Туками, Брендибаками, Сэквиль-Бэггинсами и прочими.
16 и 17 элементы называются в книге Кэмпбелла «Властелин двух миров» и «Свобода жить»
Речь идет о счастливой жизни «бога» среди людей. Он может в любую секунду сходить на прогулку в мир волшебный, всё равно что из дома в сад. В его жизни нет суеты и лихорадочных планов, он живёт настоящей минутой и находится в полной гармонии с собой. Это счастливый конец, классическое «и стали они жить-поживать…».
Это жизнь Сэма Гэмджи в Шире после прощания с Фродо и Гэндальфом.
![]() |
Геркулес ликвидирует последние очаги хтоники в мире. Гидра обречена. Картина Антонио дель Поллайоло (XV век). |
Биография героя
Жизнь Геракла — это путь постижения своей природы, овладения своей силой и усмирения страстей и пороков. Он сын Зевса и Алкмены, один из потомков Персея, ведущий свой род от царя Эпафа, который, в свою очередь, был сыном Зевса и Ио. Таким образом, Зевс участвует в появлении на свет Геракла не один, а несколько раз, отчего божественная сила героя увеличивается.
Однако испытания Геракла также начались практически с рождения. Зевс обещал царство в Микенах тому из потомков Персея, который появится на свет в определенный час, однако Гера задержала роды Алкмены, поэтому царем стал внук Персея Эврисфей, не обладавший и десятой долей достоинств Геракла.
При рождении Геракл получил имя Алкид. С самого детства он демонстрировал большую физическую силу и храбрость. Олимпийские боги преподнесли одаренному юноше подарки, у каждого из которых — свой символический смысл. Острый меч Гермеса символизирует красноречие, острое словцо, а панцирь Гефеста — физическую силу. Лук и стрелы Аполлона — символ изящества и артистизма, а одежды, подаренные герою Афиной, означают мудрость и решительность. Однако долгие годы он жил обычной жизнью, женился, завел детей и почти не проявлял своей героической природы, пока не вмешалась богиня Гера.
Испытания, которые достаются на долю Геракла, можно символически рассматривать как мужскую инициацию, через которую проходили в древнем мире все мальчики и подростки. Гера в этом случае выступает не как преследовательница, а как строгая наставница, руководящая этой инициацией
В припадке безумия, наведенного мстительной женой Зевса, Геракл бросил в огонь своих детей и двух детей своего сводного брата Ификла. Во искупление этого греха он нанялся на службу к царю Эврисфею, где и совершил свои двенадцать подвигов, о которых мы чуть позже поговорим подробно.
Этими подвигами, однако, его деяния не исчерпываются: Геракл принимал участие в походе аргонавтов и Троянской войне, освободил Прометея, прикованного к скале, вывел из царства мертвых Алкесту и соорудил Геркулесовы столбы на западном краю известной грекам вселенной (в Гибралтарском проливе). В конце жизни его отравила собственная жена Деянира: она дала ему кровь убитого мужем кентавра Несса, думая, что это любовное зелье. Отравленный Геракл так страдал, что живьем взошел на костер, после чего боги забрали его на Олимп. Существует, однако, и другая версия: хотя тело Геракла пирует на Олимпе, его дух блуждает в Аиде (что символизирует сомнение греков в возможности получить достойное вознаграждение за свои труды).
Заключение
Основной задачей Геракла было освобождение от рабства, для этого он должен был пройти 12 тяжких испытаний. Герою удалось их выполнить благодаря ловкости, уму и смекалке. В них он боролся со злом и помогал добру.
Мифы учат читателей быть смелыми, сильными и справедливыми, не бояться отстаивать свою точку зрения, но в то же время бескорыстно делать добро.
Все мифы собраны в сборнике «Древнегреческая мифология», в котором можно прочитать о подвигах Геракла более подробно. Написал эту замечательную книгу, сделав перевод и адаптацию античного мифологического наследия, историк Н. Кун. Для лучшего понимания рекомендуется ознакомиться не только с кратким содержанием, но и с самими легендами.