Зимняя ночь в деревне анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение было написано в 1853 году, относится к ранней лирике Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.

К созданию анализируемого произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт, слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.

Опубликовали творение поэта спустя год в журнале «Библиотека для чтения» за 1854 г.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

  • «Русь», анализ стихотворения Никитина
  • «Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
  • «В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
  • «Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
  • «Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
  • «Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина
  • «Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
  • «Кулак», анализ поэмы Никитина
  • «Пахарь», анализ стихотворения Никитина
  • «Хозяин», анализ стихотворения Никитина
  • Никитин Иван Саввич, краткая биография
  • «Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
  • «Нищий», анализ стихотворения Никитина
  • «Лес», анализ стихотворения Никитина

По писателю: Никитин Иван Саввич

История создания

Современники отзывались о творчестве Ивана Саввича, как о чем-то родном, хорошо узнаваемом. Это неудивительно, ведь его произведения проникнуты русским духом. Наиболее ярко любовь к родной природе проявляется в стихотворении «Встреча зимы», написанном в 1854 году. Помимо изображения заснеженных пейзажей, автор сумел привести ценные наблюдения о силе духа и характере русского человека.

Впервые стихотворение Никитина «Встреча зимы» было напечатано в газете «Воронежские ведомости» в декабре 1854 г. Друзья поэта хотели опубликовать текст в «Санкт-петербургских Ведомостях», однако изменили планы. По этому поводу Никитин обращался в декабре того же года к Николаю Второву. Он отмечал, что его друг Александр Петрович Нордштейн не выслал стих, поскольку не захотел выставлять его в смешном виде перед журналом и публикой. Стихотворение о зиме Нордштейн считал подражанием А. В. Кольцову, о чем свидетельствует его цитата:

Произведение нашло отклик в душе читателей и вдохновило композиторов. Оно было положено на музыку Н. Римского-Корсакова и Р. Глиэра.

Размер и рифмовка

В подражание народной песне во всех строфах (в стихотворении 21 строфа) выдержана перекрёстная рифмовка, но рифмуются только вторая и четвёртая строки, что приближает речь к разговорной. Строки в стихотворении короткие: каждая состоит всего из двух стоп анапеста.

  • «Утро», анализ стихотворения Никитина
  • «Русь», анализ стихотворения Никитина
  • «Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
  • «В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
  • «Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
  • «Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
  • «Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
  • «Пахарь», анализ стихотворения Никитина
  • «Лес», анализ стихотворения Никитина
  • «Кулак», анализ поэмы Никитина
  • Никитин Иван Саввич, краткая биография
  • «Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
  • «Нищий», анализ стихотворения Никитина
  • «Хозяин», анализ стихотворения Никитина

По писателю: Никитин Иван Саввич

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Стихотворение условно можно разделить на 3 части. Оно состоит из 16 строф. Первые 5 строф посвящены пейзажу – описанию зимней ночи в деревне. Следующие 8 строф (это ровно половина стихотворения) описывают больную старушку и её размышления о судьбе сирот после её смерти. Последние 3 строфы – на первый взгляд возвращение к зимнему пейзажу, то есть кольцевая композиция: зимняя деревня – комната старушки – зимняя деревня. Но на самом деле композиция скорее похожа на спираль. Лихой песенник – воплощение народной души. Напев печали и разгул тоски – как раз те чувства, которые ипытывает болеющая старушка, да и весь крестьянский люд, измученный тревогой и тяжёлым трудом. Песенник будто увозит народное сердце за пределы одной деревни, в поле, в морозную даль. Так пейзаж гармонично сочетается с чувствами крестьянского люда, старушки, песенника и самого лирического героя.

Основная мысль, таким образом, состоит в том, что человек, хоть и обременён заботами, живёт в неразрывной связи с другими людьми, с родной природой и с Богом. В этом его сила и утешение: человек на родной земле не одинок и исполнен надежды.

Средства выразительности

Пейзажные зарисовки И. Никитин создал с использованием художественных средств. Они также являются основой рассказа о старушке и отображения крестьянского быта.

В тексте есть метафоры
— «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет» , эпитеты
— «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой» и сравнение
— «крест под облаками, как свеча горит».

В монологе, написанном от лица старушки чувствуется отчаяние, которое передается при помощи восклицательных предложений. В некоторых строфах используется аллите-рация,
например, в описании сонного села преобладают слова с согласными «с», «з»: «пусто, одиноко сонное село вьюгами глубоко избы занесло» .

Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить свое состояние и настроение.

В стихотворение автор использовал много средств выразительности:

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок

Метафора: снег лежит полотном

Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.

Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.

Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.

3.Первичное понимание текста.

Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения ?(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно светло на душе. )

VI. Продолжение изучения нового материала

1.Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением.

Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы. (Да, это действительно так.)

Проследите как меняется всё вокруг утром,в полдень,ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

Какой поре посвящено стихотворение ?(Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)

Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.(Ребята зачитывают эти строки.

Первый снег закрывает грязь кругом,

Становится чисто, светло и красиво.)

Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать,что автор одушевляет природу ?(Да он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

Ребята, любил ли поэт русскую зиму ?(Да он её любил.)

А как он относился к русским людям, к простому человеку ?(Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)

Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

3.Выразительное чтение в классе.

Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.

С каким стихотворением ознакомились на уроке ?

Анализ стихотворения Зимняя ночь Пастернака

Борис Леонидович Пастернак был одним из известных писателей хх века. Он получил Нобелевскую премию по литературе.

Стихотворение было написано в послевоенное время примерно зимой 1946 года, и считается первым произведением Пастернака. Слова стихотворения даже были переложены на музыку. Писатель описывает прекрасное время года зиму, когда снег огромными хлопьями спускается на землю. Зима это предвкушение праздников и хорошего настроения.

Популярные статьи  Стихи на день России – подборка праздничных произведений

В произведении описывается погода в доме, где тепло и уютно благодаря зажжённой свечи и за окном, где февральская метель. Метель окутывает весь мир, февраль бушует и лишь огонь свечи в доме делает эту картину романтичной. Огромные хлопья снега делают зимнюю ночь сказочной и очень красивой, в сочетании с луной снег светится.

В стихотворении Пастернак пишет о тенях на потолке. По теням можно сказать о сплетении тел, об этом и свидетельствует упавшие башмачки на пол и капающий воск с лампы на платье. Писатель очень красиво и аккуратно описал картину свиданий мужчины и женщины.

Стихотворение написано в год, когда Борис Леонидович встретил Ольгу Ивнинскую и влюбился в неё без ума. Возможно даже это стихотворение описание одного вечера проведенного вместе.

Вообще это произведение является противостоянием двух стихий это снег, лед и пламя свечи, и домашний уют.

Стихотворение очень красиво и грамотно написано. Чувствуется лирический настрой героя. В доме, где горит свеча тепло и уютно, в то время когда за окном хлопьями сыпется снег, залепляя окно густым слоем

На душе у героя стихотворения тихо и спокойно, ведь рядом с ним любимый человек, и неважно какая погода за окном, главное какая погода в доме

В мир произведение вышло в 1988 году, и было признано самым удачным лирическим стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака.

«Утро»

В стихотворении Ивана Никитина «Утро», всё пропитано красотой этой поры суток. Перед глазами читателя сразу возникает прекрасная картина. В предрассветной поре меркнут и гаснут звёзды. Природа ещё не проснулась. Всё дремлет и ждёт наступления рассвета. А за озером уже виднеются просторы лугов, нал которыми расстилается лёгкой дымкой туман. И вот, под творческим порывом поэта, природа начинает оживать. Тишина, начинает постепенно уступать место звукам и запахам. На горизонте разгорается ярким пламенем солнце. Начинается новый день. Читатель видит рыбаков, которые уже сняли с шестов сети и несут их к лодкам. А ранние птички заводят свои весёлые песенки, встречая новый день.

Читая это произведение, начинаешь понимать, какое прекрасное утро увидел поэт, какие светлые и яркие краски он внёс в свои строки! Может быть, в его жизни было что — то такое тяжёлое, от чего он страдал. Не зря он написал печальные строки о страданиях своей души. Но, несмотря на это, он заканчивает своё произведение не горькой нотой, а радуется всему живому.

Тема

Первые стихи воспроизводят весёлый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.

Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Этот образ символичный для православных. У русского народа религия занимала особое место, что подчёркивается в строках: «помоляся Богу, спит крестьянский люд». Эта деталь помогает полно отобразить крестьянский колорит. Постепенно веселый лад сменяется печальным настроением: на улицах пусто и одиноко, всё окутано «немой тишиной». Читая следующие строфы, понимаем, в чем причина таких перемен.

Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что её внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за помощью к чужим людям, среди которых встречается и много злых людей. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять её внуков, стать им опорой.

В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы – лампадку и иконы. Они как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.

Поэт не рассказывает, как сложились судьбы сирот, но красноречиво намекает об этом в последних строфах: «песенник лихой» мчится в поле, напевая печальные песни.

Тема

Первые стихи воспроизводят веселый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.

Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Этот образ символичный для православных. У русского народа религия занимала особое место, что подчеркивается в строках: «помоляся Богу, спит крестьянский люд» . Эта деталь помогает полно отобразить крестьянский колорит. Постепенно веселый лад сменяется печальным настроением: на улицах пусто и одиноко, все окутано «немой тишиной» . Читая следующие строфы, понимаем, в чем причина таких перемен.

Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что ее внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за помощью к чужим людям, среди которых много злых. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять ее внуков, стать им опорой.

В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы — лампадку и иконы. Они, как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.

Поэт не рассказывает, как сложились судьбы сирот, но красноречиво намекает об этом в последних строфах: «песенник лихой» мчится в поле, напевая печальные песни.

Главная тема стихотворения

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

С другой стороны, «Встреча зимы» — произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «…растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.

Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Структурный анализ стихотворения

Во «Встрече зимы» активно используются архаизмы (хмельный пир, искони и др.), а вот высокая лексика практически отсутствует. Никитин воспевает красоту русской зимы, не прибегая к чрезмерно торжественным, вычурным выражениям. Единственное исключение — предложение о Руси святой, заканчивающееся восклицанием, что только подчеркивает отношение поэта к родине.

Впрочем, недостаток высокой лексики поэт компенсирует обилие других изобразительно-выразительных средств. Особенно часто применяются олицетворения, метафоры, сравнения и эпитеты. Так, ребенок сравнивается с богатырем, который растет, словно дуб под бурями, метель поет песни, и в целом зима — как и вся природа — выступает в роли живого, все понимающего и чувствующего существа.

Перекрестная рифма и короткие строки делают стихотворение певучим, легко запоминающимся.

Во «Встрече зимы» Иван Саввич Никитин не только воспевает красоту русской природы и восхищается холодным временем года, но и отмечает особый склад людей, которые в этой природе живут.

Популярные статьи  Стихи про ежика - милые и смешные для детей

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
  • «Март», анализ стихотворения Пастернака
  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака
  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака
  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

По произведению: «Зимняя ночь»

По писателю: Пастернак Борис

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы. Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок. Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима. Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить. Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Анализ 2

Писатель Никитин известен своей способностью писать такие произведения, которые задевают прочитавшего до глубины души, заставляя его снова и снова возвращаться к этим работам. Всё потому, что в его работах очень часто можно видеть подробные описания окружения, природы, красоты созерцаемого героями мира, что и делает произведения такими захватывающими. Отличным примером послужит произведение “Зимняя ночь в деревне”.

Популярные статьи  Стихи про время и часы – сборник тематических стихотворений

Произведения начинает своё повествование с описания самой деревни, описания её красот, достопримечательностей, простой, деревенской, но в тоже время прекрасной атмосферой. Замечательной игрой контрастов, созданием образов природы, которые читатель может с лёгкостью воспринимать. С помощью описаний природы в произведении автор подчёркивает красоту русских пейзажей. Не сложных, но в тоже время прекрасных, и завораживающих видов. Автор прославляет её, делая из неё в произведении некий идеал, высшую планку, которая является мерилом всего прекрасного в пейзажах.

Далее автор начинает описывать деревенский быт, время года, в котором происходит действие произведения. Он говорит о простоте и уюте деревенского быта. Подчёркивая, что всё как бы лежит на своих местах, не мешается, всегда под рукой, и т.д. Также он говорит о времени года, которое идёт в произведении, а именно о зиме. Прославляя данное время года, автор подчёркивает некую красочность, и волшебность пейзажей данного времени года.

После из повествования мы знакомимся со старой женщиной, чьи дни подошли к концу, и она проживает свою последнюю зимнею ночь. Данной историей автор пытается показать читателю, что жизнь отнюдь не долговечна, и что необходимо иногда задумываться о том, что будет дальше, и что же останется после вас, какой след вы оставите в истории. Его идея, которую он старается донести до читателя заключается в том, что любая жизнь конечна, а смерть является неминуемым исходом для любого живого существа. Зима же в свою очередь является олицетворением этой самой конечности жизни. В это время года всё начинает, как бы затихать, умирать, и уходить на покой, казалось бы, что всё вокруг умирает в это время года, но от данного факта он становится ещё более загадочным и сказочным.

Я считаю, что именно это пытался донести до читателя автор Никитин в своём произведении “Зимняя ночь в деревне”.

«Зимняя ночь» Б.Пастернак — между жизнью и смертью

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.

И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

История появления

«Зимняя ночь» открывает стихотворный сборник главного действующего лица романа Пастернака «Доктор Живаго». Доподлинно неизвестно, когда была создана «Зимняя ночь». Сам роман писался десяток лет – в период с 1945 по 1955 год. Часть критиков считает, что время создания этого стихотворения 1955 год, остальные называют датой написания 1946-й год, указывая на последнюю любимую женщину Пастернака – Ольгу Ивинскую.

Роман «Доктор Живаго» ждал горячее одобрение за границей и полное непризнание в нашей стране, так как книга считалась антисоветской. Но именно это произведение принесло Пастернаку Нобелевскую премию, которую поэт не принял. Однако этот широкий жест не избавил его от претензий со стороны советской власти.
«Доктор Живаго» вместе с «Зимней ночью» увидели свет в СССР по прошествии тридцати лет, в 1988 году.

История создания

Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» было написано в 1854 г. 29-летним поэтом Иваном Никитиным. Оно было опубликовано в 1854 г. в журнале «Библиотека для чтения» № 8 за 1954 г., а позже подверглось значительной авторской переработке. Это одно из самых популярных произведений Никитина, о чём свидетельствует множество переводов текста на иностранные языки. Стихотворение также высоко оценили критики. Успех произведения, очевидно, в его народности. Общечеловеческие ценности, которые в нём поднимаются, во-первых, близки каждому, независимо от социального статуса, во-вторых, не имеют национальных примет, кроме христианской веры.

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Зимняя ночь в деревне анализ стихотворения Никитина
Загадки про птиц для детей всех возрастов в стихах