Басня Толстого — Лев и Мышь

Антибасня

В Неолатынь баснописец Лаврентий Абстемий предоставил продолжение истории с противоположным социальным посланием в своем Гекатомифий (1499). В этом случае лев обещает мыши любую награду, которую она пожелает назвать после того, как освободит его. Мышь просит львиную дочь замуж, но невеста случайно наступает на мужа в брачную ночь. В то время как басня Эзопа учит, что никого нельзя презирать, каким бы низким он ни был, эта интерпретация предполагает, что нельзя пытаться выйти из своего класса через брак. Более поздняя обработка стихов Иероним Осий следует та же мораль. В Англии как Фрэнсис Барлоу (1687) и Роджер Л’Эстрэндж (1692) коллекции включают обе версии басни, как и Сэмюэл Кроксолл (1721). Тем не менее, он заключает в себе урок об отсутствии суждений.

История, которую мог иметь в виду Абстемий, изобретая свою басню о смехотворно расторгнутом неравноправном браке, встречается в Еврейская библия. Амасия, царь Иудеи меньшей державы, бросил вызов Иоасу, царю Израиля, который ответил: пренебрежительная басня:

«Чертополох в Ливане послал к кедру в Ливане, говоря: отдай дочь твою сыну моему в жену, и прошел ливанский дикий зверь и растоптал чертополох». (4 Царств 14,9; повторяется во 2 Паралипоменон 25,18, английская стандартная версия)

Персонажи там другие, но суть истории об окончании самонадеянных амбиций остается прежней.

Ход занятия:

Орг. момент (дети сидят на ковре)

Ребята, вы любите отгадывать загадки?. Тогда слушайте:

Эта кошка – царь зверей.

Назови ее скорей. Лев

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна,

В норке прячется она. Мышь

Игра «Волшебные превращения».

Представьте, что мы львы — давайте порычим, а теперь мы мышки – попищим…

Скажите, какие истории могут случиться, если лев и мышь встретятся? Ответы детей.

Сегодня я познакомлю вас с произведением, где лев не съел мышь.

Основная часть.

Эту историю придумал и написал русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. До сих пор с интересом читают дети сказки, рассказы и басни. Напоминание, что басня – это короткая, поучительная история. В них часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

Знакомство с текстом басни. Послушайте — пересказ басни.

Беседа по содержанию басни :

— О ком говорится в басне?

-Что произошло со львом?

-Как маленькая мышка помогла льву?

— Придумайте название басни? Ответы детей.

Ищем поучительную мысль. Ответы детей.

А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица : «Друзья познаются в беде»? Почему? Можно ли, назвать льва и мышь друзьями?

Давайте смастерим героев басни.

Из чего можно их сделать? Ответы детей.

Для начала проведём разминку для рук.

В старом замке под горой

Был однажды пир горой.

До утра в нем пировали,

Пели песни и плясали

Не король, не королевич

С королевной молодой.

Не царевна, не царевич,

Не сапожник, не портной —

В старом замке пели звонко

И плясали три мышонка!

Потому что, три мышонка

В первый раз за триста лет

Отыскали в старом замке

Корку хлеба на обед! (выполнение импровизированных движений по тексту)

Беседа и практическая работа. Дети занимают места за столом. Изготовление аппликации главных героев басни

Вспомним правила работы с ножницами?

Для изготовление льва нам необходима цветная бумага, карандаш, ножницы и… ладошка.

Какие умения нам пригодятся, чтобы выполнить работу? Ответы детей. (умение обводить ладошку, умение работать с ножницами, умение располагать шаблон, умение составлять композицию)

1. Обведите раскрытую ладошку – вырежете, это будет тело льва.

2. Обведите круг – это будет… голова, вырежете.

3. Приклейте голову и тело.

Из круга меньшего размера изготовим мышку.

1. Обведите круг. Вырежете.

2. Сложите пополам.

3. Отрежьте, как показано на схеме (схема на доске)

Из чего сделаем ушки? Ответы детей (дети сами моделируют ушки и приклеивают).

Давайте немного отдохнём.

Физминутка на ковре.

Мы пойдём сегодня в лес.

Там в лесу полно чудес.

В лесу мышку увидали,

Вместе с нею побежали.

Вот и львёночек сидит,

Он ушами шевелит.

Птички весело летают,

Рядом бабочки порхают.

Мы размялись хорошо,

Завтра повторим ещё.

А теперь вспомним, что было сначала в басне? Что было дальше? Ответы детей.

Чего не хватает нашим героям? Ответы детей.

Творческая работа. Украшение аппликации, прорисовывание деталей.

Работы вывешиваются на доску, рассматриваются.

Давайте посчитаем сколько львов «Один -, два -,пять -,. много -… .»

Скажи ласково мышь – мышка.

Игровое упражнение «Антонимы»

Длинный –

Лев большой –

Высокий –

Длинный –

Злой –

Творческое рассказывание по теме «Лев и мышь»

Придумайте своё окончание истории? Ответы детей.

А у меня такая история.

Зверь уснул, укрывшись гривой.

Хвостик с кисточкой игривой.

Рядом мышка с ним лежит,

И она тихонько спит.

Восемь лап и два хвоста —

Вот какая красота!

Рефлексия

Ребята, закончите предложение:

Я сегодня научился…

Мне запомнилось …

Мы сегодня на занятии …

Мне было трудно…

Вы сегодня хорошо потрудились. Ребята вы возьмёте домой свои работы, и расскажите маме, папе, бабушке, братику и т. д. поучительную историю. О чём?. О дружбе.

Молодцы!

Убираем рабочее место. Занятие закончено.

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Популярные статьи  Сказки про драконов: лучшая подборка произведений для детей

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Мильтон и Булька (Рассказ)

Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. С Булькой они не грызлись. Ни одна собака никогда не огрызалась на Бульку. Он, бывало, только покажет свои зубы, и собаки поджимают хвосты и отходят прочь. Один раз я пошел с Мильтоном за фазанами. Вдруг Булька прибежал за мной в лес. Я хотел прогнать его, но никак не мог. А идти домой, чтобы отвести его, было далеко. Я думал, что он не будет мешать мне, и пошел дальше; но только что Мильтон почуял в траве фазана и стал искать, Булька бросился вперед и стал соваться во все стороны. Он старался прежде Мильтона поднять фазана. Он что-то такое слышал в траве, прыгал, вертелся: но чутье у него плохое, и он не мог найти следа один, а смотрел на Мильтона и бежал туда, куда шел Мильтон. Только что Мильтон тронется по следу, Булька забежит вперед. Я отзывал Бульку, бил, но ничего не мог сделать с ним. Как только Мильтон начинал искать, он бросался вперед и мешал ему. Я хотел уже идти домой, потому что думал, что охота моя испорчена, во Мильтон лучше меня придумал, как обмануть Бульку. Он вот что сделал: как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон оглянется на меня, махнет хвостом и пойдет опять по настоящему следу. Булька опять прибегает к Мильтону, забегает вперед, и опять Мильтон нарочно сделает шагов десять в сторону, обманет Бульку и опять поведет меня прямо. Так что всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело.

Тетерев и лисица

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

И убежала.

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали. Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал. Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда. Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, — дощечка повернется, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетку посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.

Достал Серёжа семя, посыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, — ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели в сетку.

Пошел Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, — сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Сережа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама, посмотрите, я птичку поймал. Это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.

Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, — лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, — бьётся об клетку.

Популярные статьи  Сказки Остера читать онлайн, список сказок для детей

Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидела, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видел стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понес её в клетку. Чиж был еще жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

— Мама, что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.

Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошел к клетке, он увидел, что чиж лежит на спине, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Художественные интерпретации

Басня была любима художниками и скульпторами. Фламандский художник Франс Снайдерс отвечал как минимум за две версии. Один из них висел в Большом зале на Шашки, загородный дом премьер-министра, и был отретуширован Уинстон Черчилль чтобы выделить еле заметную мышь. В 1973 году картина была отреставрирована, перерисовка снята; теперь он висит в прихожей к Большой гостиной.

Басня также являлась предметом картины французского художника Винсента Шевийяра (1841–1904), которая выставлялась в Парижском салоне 1881 года. Австрийский художник Густав Климт включил ссылку на начало рассказа в левой части его картины «Басня» 1883 года. Лев спит под кустом, на безлистных ветках которого играют мыши.

Скульпторы обратились к басне в ХХ веке. Один из них был изготовителем церковной мебели, Роберт (Мышонок) Томпсон, который получил свое имя из-за того, что он использовал мышь в большинстве своих резных фигурок. Он сделал это законно в церкви Богоматери и Святого Михаила в Уоркингтон, Камбрия, где на нижней стороне одного из сидений в хоровом партере, установленном в 1926 году, изображена басня о льве и мыши.

Скульптура Том Оттернесс на Бельден-ан-Зее музей

А Маршалл Фредерикс статуя 1957 года призвана сделать льва менее опасным для детей. Скульптура была заказана для Eastland Center в Харпер Вудс, штат Мичиган. Лев вырезан из известняка и имеет большую круглую голову со стилизованными, равномерно скрученными локонами. Лежа на спине, он ухмыляется сидевшей на его лапке мышке. Он был отлит из позолоченной бронзы и позолочен, в результате чего его много раз крали. Один был возвращен через 50 лет после кражи и выставлен на выставке. Детройтский исторический музей в 2007. Копия всей статуи выставлена ​​в саду скульптур Музей скульптуры Маршалла М. Фредерикса.

Другой американский скульптор, Том Оттернесс, сделал басню предметом не менее удобной для детей скульптуры из 23, которые он установил на открытой террасе на берегу моря. Бельден-ан-Зее музей в Scheveningen, Нидерланды, 2004 год. На этом изображении лев лежит, скованно, на боку, и его рассматривает мышь, которая стоит прямо, заложив руки за спину. Аналогичное произведение паблик-арта немецкого скульптора Петера Фриче (р. 1938) находится в Eisenhüttenstadt. Его лев лежит на спине со связанными ногами и восседает на постаменте, вокруг которого вырезаны изображения Иван КрыловВерсия басни. Это восходит к временам коммунистической администрации.

Среди музыкальных постановок есть один, опубликованный в Нью-Йорке Мейбл Вуд Хилл в ее книге. Басни Эзопа в интерпретации музыки (1920) для высокого голоса и фортепиано и Вернер Эгкс Der Löwe und die Maus для небольшого оркестра и детского хора, выступил в 1931 году. Басня вошла также в оперу Эдварда Хьюза. Песни из басен Эзопа для детских голосов и фортепиано (1965), как вторая из Энтони ПлогНабор для рассказчика, фортепиано и валторны (1989/93) и среди басен, поставленных Ивонн Гиллеспи для рассказчика и полного оркестра (2001). Кроме того, Жюли Жиру сделал это первое движение в ней (2006) и Дэвид Эдгар Вальтер включил его в свой оперный цикл 2009 года Басни Эзопа. В 2012 году он был одним из десяти на австралийской записи Дэвида П. Шортленда, Эзоп Go HipHop, где спетый хор после хип-хоп повествование, запрещающее дискриминацию: «Маленькие друзья — большие друзья, не думайте, что они низкие или высокие».

Ёж и заяц

(Басня)

Повстречал заяц ежа и говорит:

«Всем бы ты хорош, еж, только ноги у тебя кривые, заплетаются».

Еж рассердился и говорит:

«Ты что ж смеешься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонки!»

Еж пошел домой и говорит жене: «Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонки!»

Ежова жена и говорит: «Ты, видно, с ума сошел! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые».

А еж говорит: «У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдем в поле».

Вот пришли они па вспаханное поле к зайцу; еж и говорит жене:

«Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: а я уже давно жду». Он тебя от меня не узнает — подумает, что это я».

Ежова жена спряталась в борозде, а еж с зайцем побежали с другого конца.

Как заяц разбежался, еж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! — а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему: «А я уже давно жду!»

Заяц не узнал ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»

«Ну, — говорит, — давай еще раз побежим!»

«Давай!»

Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! — а еж уже там, да и говорит: «Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут».

«Что за чудо! — думает заяц, — уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня. Ну, так побежим еще раз, теперь уж не обгонишь».

«Побежим!»

Поскакал заяц, что было духу: глядь! — еж впереди сидит и дожидается.

Итак, заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.

Заяц покорился и сказал, что вперед никогда не будет спорить.

Восточные версии

Басня вводится в качестве иллюстрации к более длинному египетскому мифу в папирусе неопределенной даты в начале века. Наша эра. Лев, ранее не знакомый с человеком, сталкивается с примерами его жестокости и эксплуатации других животных и решает его выследить. По пути лев щадит мышь, которая оказывается под его лапой, и обещает отплатить ему за услугу. Это делает мышь, выгрызая льва, когда тот попадает в ловушку, установленную человеком. В целом свидетельства указывают на то, что сказка была адаптирована из греческого источника. Был давно установлен Греческая торговая колония в Египте и документ появился во время правления Династия птолемеев, который имел греческое происхождение.

Популярные статьи  Бытовые сказки: лучшая подборка произведений для детей

Есть также индийский вариант истории в Панчатантра, но это сказано о мышах и слонах. Здесь это также вводится в более широкий контекст, в данном случае обсуждение подходящей дружбы, и иллюстрирует совет «Подружитесь, какими бы сильными или слабыми они ни были». Стадо слонов нечаянно топчет племя мышей, которые посылают своих представителей умолять короля слонов избегать их поселения в будущем. Позже стадо попадает в ловушку, и благодарные мыши приходят им на помощь и освобождают их. Когда буддийские монахи перенесли эту историю в Китай, полученное животное превратилось в тигра, еще одного члена семейства кошачьих.

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Котёнок

Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее-везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали: над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашел! Наша кошка… и у ней котята: какие чудесные; иди сюда скорее».

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и. принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки — увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

Хозяин и работник

Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

— Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:

— Много там было людей?

Работник говорит:

— Всего один был, и та старуха.

— Отчего так?

— А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

Басня в литературе

В самых старых версиях лев угрожает мышь это будит его ото сна. Мышь просит прощения и подчеркивает, что такая недостойная добыча не принесет льву чести. Затем лев соглашается и отпускает мышь. Позже лев попадает в сеть. охотники. Услышав его рев, мышь вспоминает о его милосердии и освобождает его, прогрызая веревки. Мораль этой истории состоит в том, что милосердие приносит свою награду и что нет такого маленького существа, которое не могло бы помочь большему. В более поздних английских версиях это подтверждается тем, что мышь обещает вернуть благосклонность льва к его скептическому развлечению.

Шотландский поэт Роберт Хенрисон, в версии, которую он включил в Моралл Фабиллис в 1480-х годах расширяет круг слов, которые делает мышь, и вводит серьезные темы закон, справедливость и политика. Поэма состоит из 43 семистрочных строф, из которых первые двенадцать повествуют о встрече с Эзопом во сне, а шесть строф в конце рисуют мораль; Сама расширенная басня занимает строфы 13-36. Политический урок иного рода содержится в баснях Фрэнсиса Барлоу 1687 года. Там поэт Афра Бен комментирует, что нельзя презирать ни одну форму службы, ибо, как смиренная мышь помогала царю зверей, так и ‘ дуб однажды сделал славное спасение Монарха, служа укрытием, когда Король Карл II сбегал после битва при Вустере.

Французский поэт 16 века Клеман Маро также излагает расширенную версию басни в ходе его Épitre à son ami Lyon Jamet (Письмо своему другу Лиону Жаме), впервые опубликовано в 1534 году. Это подражание латинскому поэту ГорацийПослания, адресованные друзьям и часто применяющие эзоповские темы к их ситуациям. В этом случае Маро был заключен в тюрьму и умоляет Джамета помочь ему освободиться, играя на имени своего друга и изображая себя скромной крысой (а не мышью). Басни Ла Фонтена включал более сжатую версию истории (II.11) в следующем столетии.

В Иван Крыловс версия (1833), мышь вместо того, чтобы беспокоить льва, просит разрешения построить дом на его территории, заявляя, что однажды он может оказаться полезным взамен. Обиженный мыслью о том, что столь жалкое существо может оказать ему услугу, лев сердито велит мыши бежать, пока он еще жив. Только в клетке лев начинает понимать, что его собственная гордость была его падением.

Оцените статью
Роман Неклюдов
Басня Толстого — Лев и Мышь
Список книг о животных для детей 5-18 лет по возрастам с описаниями - списки литературы для школьников  - преподавание - образование, воспитание и обучение - сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su
Сказки про козлов: лучшая подборка произведений для детей