Метаграммы — головоломки для уроков русского языка

Видео: Шарады, метаграммы, логогрифы

  • Дразнилки для детей — на имена, смешные, народные, короткие, обидные: лучшая подборка
  • Чистоговорки для детей — лучшая подборка для развития речи
  • Ребусы для детей в картинках — 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 лет: лучшая подборка
  • Головоломки для детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 — лучшая подборка: 130 картинок
  • Кроссворды для детей 6-7, 8-9,10-12 лет — лучшая подборка: 175 кроссвордов
  • Развивающие задания для детей «Найди отличие» — лучшая подборка из 135 картинок
  • Развивающие задания «Найди лишнее» для детей — лучшая подборка
  • Логогрифы для детей — для начальной школы, по русскому языку, с ответами

Метаграммы для детей — понятные примеры

Метаграммы для детей — понятные примеры

Метаграммы для детей — понятные примеры:

С п — меняюсь я и часто,
С н — животные живут,
С г — высокая я очень,
С к — бобры меня грызут.Пора — нора — гора — кора

Эту штуку повернешь —
Не откроешь, гак запрешь.
Ну, а букву изменив.
Мигом обретешь призыв.Ключ — клич

Я с буквой с
Угрюмая ночная птица,
А с буквой д —
В воде сумею раствориться.Сова — сода

С буквой и в начале слова
Я сижу на лесенке,
И, представьте, я готова
Напевать вам песенки.
Букву н на р сменяю,
Строем с песней зашагаю.Нота — рота

С п — на дереве,
С к — под деревом.
Почка — кочка
Я с буквой в —
Могу бежать, струиться.
А с буквой с —
В себе сумею раствориться.Вода — сода

С г — в ворота забивают,
С п — метелкой подметают,
С в — мешками нагружают,
С т — вражьи танки подрывают.Гол — пол — вол — тол

Я обхожу больных с утра.
А от меня не жди добра.Врач — враг

С буквой п — идет он от кастрюли,
С буквой ш — на ниточке у Юли.Пар — шар

Средь планет его ищите
И найдете. А теперь
Букву слева замените:
Перед вами — страшный зверь.Марс — барс

С ч — на врага идешь,
С х — на овце найдешь,
С л — на доске напишешь
И тряпочкой сотрешь.Меч — мех — мел

С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю.(Чайка – гайка)

Лишняя буква

Запишем на полоске бумаги слово УТОЧКА. Теперь загнем полоску так, чтобы закрыть первую букву. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая или последняя буква может быть «лишней», «заколдованной»: ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, ЗУБР-ЗУБ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, ПОЛК-ПОЛ, УДОЧКА-ДОЧКА, ВОЛК-ВОЛ, ЭКРАН-КРАН, ПОЛК-ПОЛ, ВСЛАСТЬ-СЛАСТЬ, БЕДА-ЕДА, ШАР-ШАРФ, СТО-СТОЛ, СТОЛБ, УСЫ-БУСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, РОЗА-ГРОЗА-УГРОЗА, ЛАД-КЛАД-СКЛАД. Такие загадки на прибавление-убавление буквы называются логогрифами.

«Лишнюю» букву можно вставлять и в середину слова:

РУБКА-РУКА, ТЕПЛО-ТЕЛО, ГОРСТЬ-ГОСТЬ, КРАСКА-КАСКА, ЛАПА-ЛАМПА, ПАРА-ПАРКА. В этом случае «лишнюю» букву тоже можно спрятать в складке бумаги, только эта складка будет не в начале и не в конце, а в середине слова.

Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле «Победа»:

  • на корабле «ПОБЕДА»
  • после ОБЕДА
  • случилась БЕДА:
  • пропала ЕДА.
  • «Ты украл?» «ДА».
  • Матросы кричат: «А!»

Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и для других подобных слов, например, ОГРАДА, ДОСАДА.

  • «Что за ОГРАДА,
  • не выдержала ГРАДА,
  • соседка-то и РАДА,
  • не знает она этого АДА!»
  • «Неужели?» «ДА!»
  • «Ужас какой! А!»

Анаграммы и метаграммы с ответами

Анаграммы и метаграммы с ответами

Анаграммы и метаграммы с ответами:

1.
Даже маленький Сережа
Нам сказать однажды может:
— Мы кладем в пробирку БРОМ,
А в тетради чертим…

2.
С удивлением постиг
Анаграммы дед Архип,
И теперь легко он БРИГ
Превращает в белый…

3.
Хоть и маленькая Лика,
Но понять она смогла,
Что союз, иначе — ЛИГА,
Это вовсе не…

4.
Я пирог пеку сама,
Помогает мне КУМА.
Вся испачкана рука —
Пристает к руке…

5.
Есть в лесу, в огромной пуще
Чащи дикие и КУЩИ,
И конечно там от скуки
Не живут речные…

6.
Было солнечное ЛЕТО,
Всем пошло на пользу это —
Отдохнуло, загорело
И окрепло наше…

7.
Знает Петя, знает Чарли,
Знают Вася и Эльдар —
Анаграмма к слову «МАРЛЯ»
Есть профессия -…

8.
Ветра нет и всюду тишь,
Не колышется КАМЫШ,
Тихо так, что даже слышно,
Как попискивает…

9.
Есть такое слово «ГАММА»,
И к нему есть анаграмма,
Но не «мамга» и не «амгма»,
А, конечно, это…

10.
В сарае Жилина Сережки
Козленок маленький живет,
Есть у него над челкой РОЖКИ
А на животике…

Анаграммы

КОЛОС — СОКОЛ

С одним порядком букв его 

Увидеть можно в поле.

Большое спелое зерно к земле его там клонит.

С другим порядком — в высоте

Летит он хищной птицей.

И с ним в проворстве, быстроте

Едва ли кто сравнится.

ДОГ — ГОД

Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтешь наоборот.

АРФА — ФАРА

Не раз в оркестре я звучала,

Мой голос струнный так певуч!

Но «ф» мое поставь с начала,

И я во тьму направлю луч.

ЛИПА — ПИЛА

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои — 

И целый лес ты мною свалишь.

СОСНА — НАСОС

Я — дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне — 

И воду подавать я буду.

НОС — СОН

Задачу ты решишь свободно:

Я небольшая часть лица.

Но если ты прочтешь меня с конца —

Во мне увидеть можно что угодно.

ШПАЛА — ЛАПША

Лежу я на земле, прибитая к железу,

Но буквы переставь — в кастрюлю я полезу.

КОМАР — КОРМА

Я кусаюсь, я летаю, летом всем надоедаю.

Буквы переставь — и я стану частью корабля.

КАБАН — БАНКА

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени — 

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

НЕВА — ВЕНА

Я река с известными мостами,

Город есть на мне — музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами,

В дивный город превращусь сама.

Там, где мусорная СВАЛКА,

Пропитанье ищет галка,

А где веточки и травка

Насекомых ищет… СЛАВКА

Взглянул бы на СТОЛИК внимательно Толик,

Увидеть бы мог на нем он… ЛИСТОК

Мне ни сколечко не жаль

То, что щука — не КЕФАЛЬ,

Я жалею, что от вафель

Так отличен твердый… КАФЕЛЬ

Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин

Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин

Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин:

С буквой и он — результат,
Но на с ее заменим —
Вмиг изменит слово так,
Что в нем будет много сена.Итог — стог

Основой слова будет недостаток.
Изменишь букву — дерева остаток.
А чтоб сменить его значенье,
Возьми предмета отраженье.Лень — пень — тень

С к — я воду отвожу,
С г — в лугах в покос встаю,
С буквой й — звучу я строго
На посту у часового.Сток — стог — стой

С т я — спутник всех предметов
И всегда борюсь со светом.
С д — полсуток весь мой срок,
С л — большой людской порок.Тень — день — лень

С д — меня ты в шашках встретишь,
С р — вокруг картин заметишь.Дамка — рамка

С ц я — стоимость предмета,
С л — не Волга, не Ока,
С и — японская монета,
С с — французская река.Цена — Лена — иена — Сена

Я — важный элемент в таблице.
Но стоит букве измениться,
И я всем селам, городам
Любую новость передам.Радий — радио

В бою всегда он первый мчится,
За ним пехота, словно птица.
Но если букву заменить,
То деньги станет он хранить.Танк — банк

С буквой д — вас в дом пускает,
С буквой з — рычит, кусает.Дверь — зверь

Я с л — толстоногий и большой,
А с т — я там, где боль. Я — ах, я — ой!Слон — стон

С е — торопят, если знают.
Что недолго уж до срока.
С и — учительница часто
Говорит в конце урока.Спешите — спишите

На поле колосилась,
На стол попросилась.
Пока не съели совсем.
Хотя по вкусу всем,
Букву ж на л сменили
И актеру подарили.Рожь — роль

Как время года превратить
В настольную игру?
Отброшу гласную одну.
Другую — подберу.Лето — лото

Логогрифы

ВОЛГА — ИВОЛГА

Я по России протекаю, я всем известна,

Но когда ко мне прибавишь букву с краю,

Свое значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда.

ХОР — ХОРЬ

Целой группой, не вдвоем,

Вместе песни мы поем.

Но как только «р» смягчите,

Меня в зверя превратите.

КОТ — КРОТ

Я ласковый домашний зверь,

Обычно крепко сплю с утра.

Добавьте в слово «р» теперь —

И под землей моя нора.

ГАЛЬКА — ГАЛКА

На берегу морском я круглый год валяюсь,

Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь.

КУНИЦА — КУЗНИЦА

Если я без буквы «з», мех находится на мне,

А когда я с буквой «з», то меха тогда во мне.

ГРОЗА — РОЗА

Я дождь, и молния, и гром,

Но «г» из слова уберем,

И я цветок неотразимый,

Популярные статьи  Миф Афродита - Мифы Древней Греции

Хоть и с шипами, но любимый.

КОРОЛЬ — КРОЛЬ

Я не царь, не фараон, но державу возглавляю.

А без первой буквы «о»

Стиль пловца обозначаю.

КОЛБАСА — КОЛБА

Могу я быть копчёной и варёной,

Со мною можно сделать бутерброд.

Но превращусь в сосуд лабораторный,

Коль слог последний кто-то уберёт.

ЯЩИК — ЯМЩИК

Кони быстры, кони прытки,

Я лежу на дне кибитки.

«М» прибавь, я закричу и на облучок вскочу.

ЩИТ — ЩИ

С буквой «т» — это символ защиты,

А без «т» — вам в тарелку налиты.

УХА — МУХА

Известное я блюдо, но лишь прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

СТОЛБ — СТОЛ

С буквой «б» я одноногий, и стою я у дороги.

А без «б» — ног аж 4, и стою  в твоей квартире.

Твердые и мягкие

Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.

Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.

готовые домашние задания

Home » русский язык » Как различить звуки и буквы? (упр. 69-74) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

69

Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Вот бутон, А вот – батон. Вот бидон, А вот – питон. Ну, а вот – бетон. В печке выпечен батон, А в петлицу вдет бутон. По траве ползёт питон, Молоко течёт в бидон, А на стройке есть бетон. Н. Матвеева

• Что обозначают слова, которые вы вписали в предложения? Какое из этих слов вам незнакомо? Подчеркните его.

Бутон — нераспустившийся цветок. Батон – белый хлеб, продолговатой формы. Бидон – металлическая емкость для молока. Питон – змея. Бетон – строительный материал.

• Какими звуками и буквами различаются слова бутон и батон, бидон и питон, бетон и бидон?

Бутон и батон различаются буквами у — а, звуками — . Бидон и питон различаются буквами б — п, д — т и звуками — . Бетон и бидон различаются буквами е — и, т — д и звуками — .

70

Рассмотрите рисунки. Произнесите названия изображённых предметов. Какие звуки делают слова разными по смыслу?

• Запишите названия предметов рядом с рисунками.

Шар, шарф Кот, кит

Шар, шарф (звук делает слова разными по смыслу). Кот, кит (звуки , делают слова разными по смыслу).

71

Соберите из звуков слова. Запишите их.

Санки, коньки, горка, зима.

• Составьте с любым словом предложение на тему «Зимние забавы». Запишите его.

Зимой дети любят кататься на санках с горки.

72

Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Произносимые слова состоят из звуков. На письме звуки обозначаются буквами.

73

Прочитайте. Чем интересно стихотворение?

Белка, балка и булка, У меня шкатулка, Ключ, клюв, клюква, В плюшке пляшет буква, А из каждой буковки растут слова, как луковки! Ю. Мориц

Стихотворение интересно тем, что в нём много слов, отличающихся всего одной буквой, но смысл при этом у них абсолютно разный. Стихотворение интересно тем, что первые буквы слов каждой строки образуют слово «БУКВА».

• Выпишите слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы. Объясните значение записанных слов.

Б е лка, б а лка, б у лка; клю ч , клю в ; б уковки, л уковки.

Белка — зверёк-грызун с пушистым хвостом. Балка — брус. Булка — белый хлеб, круглой или овальной формы. Ключ — предмет для открывания замка. Клюв — окончание рта у птиц. Буковки — знаки азбуки, уменьшительное от «буквы» Луковки – небольшая луковица.

74

Прочитайте. Подчеркните «озорные» буквы и верните правильный смысл двустишиям.

Утром бабушка к рубашке При б ивала мне кармашки. В новом зоопарке нашем С т он стоит! Ушами машет. И. Синицына

Утром бабушка к рубашкеПришивала мне кармашки.В новом зоопарке нашемСлон стоит! Ушами машет.

Подчеркните в первом предложении главные члены.

Метаграммы - головоломки для уроков русского языка

• Задайте вопрос к каждому второстепенному члену.

(Когда?)Утром бабушка (К чему?)к рубашке Пришивала (Кому?)мне (Что?)кармашки.

Первые опыты классификации – расселяем звуки

Итак, ваш малыш уже достаточно поднаторел в словесных превращениях, он почувствовал себя настоящим волшебником, который легким движением руки (или пера!) совершает чудеса. Вполне вероятно, что он уже учится в школе.

Пришла пора узнать, как устроены звуки, чем они отличаются друг от друга. Для начала подойдем к зеркалу и попробуем что-нибудь произнести, внимательно глядя на свое отражение. Вы заметили: одни звуки мы произносим с открытым ртом, и воздух свободно выходит из нашего рта (это – гласные звуки), а другие произносятся с сомкнутыми или приоткрытыми губами, и воздух на выдохе встречается с какими-то препятствиями – губами, зубами, языком (а эти звуки называются согласными). Произнося различные звуки, попытайтесь проследить, как меняется ваше лицо, какие органы участвуют «в работе». Моя дочь когда-то придумала, что разные гласные звуки отражают разные настроения: О – удивление, У – обиду, А– испуг, Ы – недовольство; И – похоже на улыбку, Э – (цитирую) «когда человек и не знает, что же ему сказать».

А для чего нужны гласные и согласные звуки?

Представьте себе, если бы в нашем языке были бы только гласные звуки? Или только согласные? Поиграем в такую игру. Один игрок задумывает любое слово и записывает на листке бумаги только согласные этого слова (или гласные). Другой должен отгадать, какое было задумано слово. Например, ТЛВЗР, КРНДШ – ЕЕО, ААА (телевизор, карандаш). В каком случае легче отгадывать и почему?

Кстати, человечество на «заре» своей истории тоже играло в такие игры. Например, в финикийской письменности не было гласных! Поэтому нередко получалось, что разные слова на письме выглядели совершенно одинаково. Запишем по финикийскому методу слово «кит». У нас получится КТ. Но ведь так же мы должны были бы записать и слово «кот». БК – это бак, бок, бык, бук? МЛ – мыл, мал, мёл, мел, мол, мил? ЛП – липа, лапа, лупа?

Давайте построим отдельные домики для наших гласных и согласных! Домики можно нарисовать на листе ватмана и прикрепить на стену. В домиках сделаем окошки для каждого звука, чтобы было видно, кто здесь живет. В «согласном» домике есть двойные окошки для парных звуков-друзей (твердые и мягкие, глухие и звонкие), а есть – одинарные (для непарных).

Расколдуем слово!

Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают «словесные превращения», когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в «заколдованную букву». Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д., и становится колдуном.

Колдун говорит: «На лугу паслись свечки». Ребенок должен расколдовать слово – найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» – восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручала нас в долгих очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.

После этого мы решили записывать такие словесные превращения и заодно потренироваться в чтении простых слов.

Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Для того, чтобы игра букв в слове стала наглядной, запишем эти словесные цепочки особым образом. Допустим, существует цепочка из пяти слов: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ.

Лист бумаги формата А4 разрежем поперек на три части, сложим каждый прямоугольник пополам, вложим все три один в другой и скрепим в середине степлером, так, чтобы получилась маленькая тетрадка. Теперь разрежем одновременно все шесть ее страничек перпендикулярно сгибу по середине странички.

Наша тетрадка состоит теперь из двух половинок, каждая из которых перелистывается по отдельности. (Подумать о том, как сказать: поворачиваем обрезом к себе, получается что-то вроде двух отрывных календариков, соединенных вместе) На правой половинке запишем вторую, неизменную (подумать) часть слова ОМ, а на каждой страничке левой половины запишем по букве: Т, С, К, Л, Д. Таким образом, обе половинки каждой странички составляют целое слово. На обороте левой половинки можно нарисовать соответствующий предмет, это будет картинка-ответ. Вот другие варианты таких цепочек: ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова. Можно менять и среднюю букву (тогда все странички нашей книжки-малютки разрежем не на две, а на три части): БУК, БОК, БЫК, БАК.

Меняющиеся буквы можно подобрать особым образом, так, чтобы они отражали ту или иную характеристику звука: глухость-звонкость (ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ) или твердость-мягкость (ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ). Можно поиграть с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ).

А вот пары слов, демонстрирующие «смягчающие» функции мягкого знака: МЕЛ-МЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ, СЕМЯ-СЕМЬЯ, КОН-КОНЬ, КРОВ-КРОВЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, ПОЛКА-ПОЛЬКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ. Малышам пока можно не называть (и уж ни в коем случае не навязывать!) строгие школьные термины: глухость, звонкость, твердость, мягкость. Просто удивитесь вместе с ребенком – мы лишь чуть-чуть изменили слово, а смысл у него стал совершенно иной!

Занимательный русский язык — Курс РПС (развитие познавательных способностей) — Методическое пособие для 2 класса — Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2Занятие 31. Какие слова русского языка помогают называть качества характера

Цель: познакомить детей с понятием «качества характера» и многообразием имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных; развивать внимание, слуховую и смысловую память, мышление, речь, пространственную ориентацию, воображение, расширять словарный запас. Оборудование: у учащихся — цветные карандаши

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня, ребята, мы поговорим о качествах характера.

Популярные статьи  Басня Толстого - Лев и Мышь

Что же такое характер? В переводе с греческого языка это слово означает «особенность», «отличительная черта».

Характер есть у каждого человека и даже у животного. Про одного говорят: «добрый, отзывчивый, веселый, добросовестный», а про другого — «злой, жестокий, бессовестный». Или: «жизнерадостный, общительный, но очень ленивый». Или: «непутевый, бестолковый, но невероятно добрый и щедрый». В каждом человеке есть и положительные (напомню: хорошие), и отрицательные (плохие) качества характера, или, по-другому — черты характера, от которых, несомненно, нужно стараться избавиться.

Называть качества (черты) характера помогают слова, обозначающие признаки предметов (имена прилагательные).

Задание 1. Рассмотрите рисунки. Подберите слова, обозначающие признаки предметов, характеризующие детей.

Ответ: 1. Воспитанный, вежливый, добрый, отзывчивый. 2. Трудолюбивая, хозяйственная. 3. Злой, жестокий. 4. Капризная.

Задание 2. Разделите качества (черты) характера на две группы — на положительные и отрицательные. Проведите соответственно стрелки.

Ответ. Положительные: бережливый, добрый, скромный, доброжелательный, любознательный. Отрицательные: неряшливый, чёрствый, бессердечный, равнодушный, завистливый.

Задание 3. Послушайте пары слов. Каждое второе слово в паре означает черту характера какого-либо сказочного героя, являющуюся одной из самых ярких его черт. Постарайтесь запомнить. Затем, услышав первое слово из пары, вы должны будете назвать второе.

Айболит — заботливый.

Мальвина — воспитанная.

Карлсон — озорной.

Золушка трудолюбивая.

Кот в сапогах — хитрый.

Маугли — ловкий.

Старуха Шапокляк — вредная.

Буратино — доверчивый.

Дюймовочка — милая.

Карабас Барабас — жестокий.

Принцесса на горошине — изнеженная.

Матроскин — хозяйственный.

Задание 4. Подчеркните «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

а) Отзывчивый, любезный, нежный, грубый. (Является отрицательным качеством, остальные — положительные.)

б) Доброжелательный, лживый, безответственный, ленивый. (Является положительным качеством, остальные — отрицательные.)

в) Сообразительный, надёжный, энергичный, светловолосый. (Не является чертой характера.)

г) Остроумный, вежливый, зелёный, чёрствый. (Не является чертой характера.)

Пора отдохнуть. Занимательный привал!

Отгадайте загадку.

Куплю я цветы

И поставлю их сразу

В красивую очень

Хрустальную … (Вазу).

Выполните графический диктант.

От точки проведите линию на две клетки влево; на одну клетку вниз; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку вниз; на две клетки вниз наискосок справа налево; на две клетки вниз; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на две клетки вправо.

Закончите рисунок. Раскрасьте вазу.

Возвращаемся к теме занятия.

Задание 5. Измените слово по образцу.

КАКОЙ?

КТО?

Упрямый

упрямец

Неряшливый

неряха

Чудаковатый

чудак

Глупый

глупец

Добрый

добряк

Озорной

озорник

Лживый

лжец

Хитрый

хитрец

Ловкий

ловкач

Грубый

грубиян

Занудливый

зануда

Задание 6. Назовите несколько черт характера, которые есть лично у вас. Положительные они или отрицательные?

Мишуткина академия

Задание 1. Отгадайте метаграммы. Запишите их.

Мне не пройти в ветвистый лес —

Мои рога в ветвях застряли,

Но обменяй мне Л на С —

И листья леса все завянут.

Ответ. Олень — осень.

Задание 2. На какую букву в современном русском языке не могут заканчиваться слова? Подчеркните правильный ответ.

Ё Й Ъ Ы Ь

Задание 3. Название какого сорного растения состоит из трёх предлогов? Подчеркните правильный ответ.

Осот лебеда пырей мокрица

Ответ. Осот (о-с-от).

«Возьми, на заметку!»

Непростая кругом красота:

Есть на свете — цветы и цвета.

Словом, кругом идёт голова —

Так друг с другом созвучны слова.

Ведь среди всевозможных цветов

Есть цветы всевозможных цветов…

Будь готов к разноцветию ты —

И не путай цвета и цветы!..

     С. Белорусец

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».

ПредыдущаяСледующая

Метаграммы для детей начальной школы

Метаграммы для детей начальной школы

Метаграммы для детей начальной школы:

1. С Б смертельной я бываю,
С М меха я пожираю,
С З актеру я нужна,
С С для повара важна.

2. С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас я не таю –
В каждом классе я стою.

3. С К он мягкий и пушистый,
С Р очень он речистый,
С М – он тратит много денег
С Б по озеру он едет.

4. С Т – я знак препинания,
Стою в конце предложения.
С Д – я член семьи,
Отношусь ко всем с уважением.

5. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.

Ответы:
1. Боль — моль — роль — соль.
2. Карта — парта.
3. Кот — рот — мот — бот
4. Точка — дочка
5. Колос — голос

С «К» в полях меня найдете,
С «Г» — романсы запоете,
С «В» — в косички заплетете.(Ответ: «Колос» — «голос» — «волос».)

С буквой «Г» — лечу
И с буквой «В» — лечу.(Ответ: «Врач» — «грач».)

С «Ч» — летаю над волною.
С «Л» — не дам волкам покою,
С «М» — рубашка-безрукавка,
С «3» — скачу в лесу по травке,
С «Г» — меня крепи к детали
Из железа или стали.(Ответ: «Чайка» — «лайка» — «майка» «зайка» — «гайка».)

С «Б» — смертельной я бываю,
С «М» — меха я пожираю,
С «Р» — актеру я нужна,
С «С» — для повара важна.(Ответ: «Боль» — «моль» — «роль» -«соль».)

Я с «В» от непогоды вас укрою,
Ас «Т» я землю носом рою.(Ответ: «Кров» — «крот».)

С «С» — он качества разряд,
С «Т» — питательный и сладкий,
С «Б» — участок корабля,
С «К» — спортивная площадка.(Ответ: «Сорт» — «торт» — «борт» -«корт».)

Смените третью букву у цветка —
И потечет французская река.(Ответ: «Роза» — «Рона».)

Когда в треугольнике угол прямой, —
Я называюсь его стороной,
Изменится буква — и «чудо» свершится:
Он быстро, как ветер, по морю промчится.(Ответ: «Катет» — «катер».)

С «М» — в порту суда я защищаю.
С «Г» — когда в ворота мяч вбивают.
С «В» — я людям помогаю.
С «К» — за кляксу получают.(Ответ: «Мол» — «гол» — «вол» — «кол».)

С «Д» — из года в год встречаем,
С «Т» — за нами ходит вслед,
С «П» — в лесу мы замечаем,
С «Л» — труду наносит вред.(Ответ: «День» — «тень» — «пень» -«лень».)

С «Г» — полезное растение,
С «Ш» — пугает нас порой,
С «П» — несет нам разрушение,
С «В» — навалена горой.(Ответ: «Горох» — «шорох» — «порох» — «ворох».)

С буквой «Т» его все знают —
Он с собой весну несет;
С буквой «Ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет.(Ответ: «Март» — «марш».)

С «М» — я в море,
С «В» — я в поле,
С «П» — я в доме,
С «Г» — в футболе.(Ответ: «Мол» — «вол» — «пол» — «гол».)

С «П» людей я развлекаю,
Всякой скуки ярый враг.
С «3» по полю удираю
От охотничьих собак.(Ответ: «Паяц» — «заяц».)

Метаграммы по русскому языку для школьников

Метаграммы по русскому языку для школьников

Метаграммы по русскому языку для школьников:

Был день, стала ночь:
1. день — сень — сель — соль — ноль — ночь;
2. день — пень — пена — вена — вина — виза — ваза — фаза — фара — кара — кора — кожа — ложа — ложь — рожь — роль — ноль — ночь.

От мрака — к свету:
Мрак — брак — брус — трус — трос — трон — урон — урок — срок — сток — стон — стан — стая — свая — сват — свет

Как река стала лужей, а затем превратилась в море:
река — рука — лука — лужа — ложа — лоза — поза — пора — гора — горе — море.

Нога может стать рукой:
Нога — нота — рота — роза — лоза — луза — муза — мука — рука

А Луна Марсом:
Луна — лупа — лапа — лама — рама — раса — роса — коса — кора — гора — горе — море — морс — Марс

Дым может стать паром, а пар превратиться в лед:
1.Дым — дом — сом — сор — бор — бар — пар — пир — пик — лик — лак — лад — лед

Как из ржи муку получить:
рожь — ложь — ложа — лужа — лука — мука

Как суп попал в рот:
суп — сук — сок — сом — ром — рот

Как тесто превращается в булку:
1.тесто — место — месть — масть — пасть — паста — каста — каска — качка — пачка — палка — балка — белка — булка
2.тесто — место — месть — масть — пасть — паста — каста — карта — парта — парка — барка — бурка — булка;

Волк в тигра:
волк — полк — пола — пора — пара — пава — лава — лавр — ливр — литр — титр — тигр;

Барс в лису:
барс — фарс — фара — пара — папа — лапа — липа — лиса;

Коза то в лань, то в коня, то в волка:
1. коза — роза — риза — виза — вина — вена — пена — пень — день — лень — лань
2. коза — кора — корь — конь
3. коза — поза — пола — полк — волк;

Паук в муху:
паук — парк — пара — кара — Кура — купа — лупа — лука — мука — муха;

Кошка в мышку, а мышка в мишку:
кошка — мошка — мышка — мишка;

Ворона в корову:
ворона — корона — корова;

Сойка в чайку:
сойка — сайка — чайка;

Гриб в гнома:
гриб — грим — гром — гном;

Жаба в рыбу:
жаба — раба — рыба;

Рак в кита:
рак — рок — сок — сом — ком — кот — кит;

Муха в слона:
муха — мура — тура — тара — ката кара — каре — кафе — кафр — каюр — каюк — крюк — крок — срок — сток — стон — слон.

Популярные статьи  Считалки для детей - детские считалки

Коза смотрит на репу, но не знает, как до нее добраться:
коза — лоза — луза — муза — мука — рука — река — репа

Душа переселяется в тело:
душа — суша — сушь — суть — сеть — сень — сено — село — тело

Враг становится другом:
враг — врач — грач — граб — краб — крап — круп — круг — друг;

Как лиса добралась до норы:
лиса — липа — лапа — папа — пара — пора — нора;

Глухие и звонкие

Произнесите различные согласные звуки вслух и шепотом. Вы сразу заметите, что звонкий звук шепотом произнести невозможно – он сразу становится глухим. Найдем все глухие и звонкие пары и расселим их по соответствующим окошкам. А теперь будем придумывать слова и предложения, состоящие только из звонких или только из глухих звуков. Для того, чтобы запомнить все глухие согласные, запомните такую фразу: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в ней все гласные и мягкий знак, то останутся только глухие согласные.

А теперь расшифруйте вместе с ребенком очень СЕКРЕТНОЕ предложение:

Шил-пыл у папужки зереньгий гослиг.

Ну, как, получилось? Конечно, это начало знаменитой трагической истории о бабушке и ее козлике, только в нем перепутались все пары звонких и глухих согласных. Теперь попробуйте сами зашифровать какой-нибудь простенький текст. Таким образом можно писать друг другу секретные послания и заодно тренироваться в классификации звуков.

Метаграммы математические для школьных занятий

Метаграммы математические для школьных занятий

Метаграммы математические для школьных занятий:

С буквой «Р» — с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» — нужна для счета,
Цифрой быть — ее работа.(Шерсть — шесть)

Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать.(Семь —  семья)

Читаем мы направо смело —
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево —
Увидим разновидность древа.(Куб — бук)

Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою —
Названье большому числу я даю.(Стол — сто)

Я с «Л» смягченным — под землей,
Бываю каменный и бурый.
А с твердым — в комнате твоей
И в геометрии фигура.(Уголь — угол)

С «Д» — давно я мерой слала,
С «Т» — уж нету выше балла.(Пядь — пять)

Счастливой цифру ту считают,
При счете ее применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли —
И рыбы немало поймали.(Семь — сеть)

С «К» — для продуктов годна,
С «М» — для сложенья нужна.(Сумка — сумма)

С «Ш» — для счета я нужна,
С «М» — обидчикам страшна!(Шесть — месть)

С глухим шипящим —
Кругл, как мячик.
Со звонким —
Как огонь, горячий.(Шар — жар)

С глухим шипящим я —
Числительное.
Со звонким — имя
Существительное.(Шесть — жесть)

С «К» — фигура без углов,
С «Д» — дружить с тобой готов.(Круг — друг)

«В» — отрезок не простой —
С направлением, с длиной.
С «С» же станет частью круга,
Что дуга стянула туго.(Вектор — сектор)

Геометрическое тело,
А в нем вода вскипела.(Куб)

Первый слог — нота,
Второй слог — нота.
А в целом —
Только часть чего-то.(До + Ля = Доля)

Игра — в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело.(Поло + Вина = Половина)

Предлог стоит в моем начале,
В конце же — загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.(За + Дача = Задача)

Две ноты — два слога,
А слово — одно,
И меру длины
Означает оно.(Ми + Ля = Миля)

Вначале — двойка. Далее — мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком — обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.(Пара + Граф = Параграф)

Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.(Дробь)

Первая — такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает.(Трапеция)

Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.(Площадь)

Сделать хотел грозу – а получил козу.

Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.

Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА – ПОЗА – ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ – ДОЧЬ – ДОЛЬ – ДАЛЬ – ДАНЬ – ДЕНЬ.

Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!

Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.

Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.

Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.

Метаграммы для детей простые

Метаграммы для детей простые

Метаграммы для детей простые:

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь л на а — и я
Вью гнездо на крыше дома.Лист — аист

С я — он круглый, озорной,
С е — он острый, боевой.Мяч — меч

С в — меня плетут девчонки,
С щ — я лаю очень громко.Венок — щенок

С ч — над морем я летаю,
С з — от волка убегаю.Чайка — зайка

С буквой з — он для сластен,
Пышный, нежный, легкий он.
С буквой к — мы пьем на ужин,
Для здоровья нам он нужен.Зефир — кефир

С д — на лице мужском бываю,
С буквой н — по полям гуляю.Борода — борона

Вовсе не домашняя, но птица,
Может в каждом доме очутиться:
После однобуквенной замены
Превратившись в средство гигиены.Сова — сода

С и — вам рану завяжу,
С а — девчонок наряжу.Бинт — бант

С буквой о — из цветов его плетут
И на голове девчата носят.
С буквой и — мусор им метут
И из избы его выносят.Венок — веник

Бредет тот зверь едва-едва
И кричит: «Устал! И-а!»
А букву с на р сменил —
И быстрой птицей в небо взмыл!Осел — орел

С п — в футболе бывает,
С ф — пес приказ выполняет.
Но берегись того приказа,
Не стой на месте, а беги,
Штаны и ноги береги!Пас — «фас»

С г — на мне кузнечики звенят,
С л — за мной сидят и суп едят.Стог — стол

С ы — рогами забодает,
С а — водою наполняют,
С о — у сонь всегда болит,
С у — листвой шевелит.Бык — бак — бок — бук

Я с о — морские волны разбиваю,
А с е — учебе в школе помогаю.Мол — мел

С р — город, и его без затрудненья
В Московской области найдешь.
Но вместо р впиши местоименье,
Приток Москвы-реки прочтешь.Руза — Яуза

С п — я в доме,
С в — я в поле,
С м — я в море,
С г — в футболе,
С к — вбивают,
С т — взрывают,
С д — долину называют.Пол — вол — мол — гол — кол — тол — дол

Когда ты с буквой п прочтешь,
То водоем легко найдешь.
Без т — мы знаем с детских лет —
Нет ни успехов, ни побед.Пруд — труд

С буквой о — нужна, чтобы спать,
С буквой а — чтобы рисовать.Постель — пастель

С буквой в — ночная птица,
С буквой ф — нам спать годится.Сова — софа

С о — в театре ищите
И непременно найдете.
С у — стороной обходите,
А если в нее попадете,
То в туфли воды наберете.
Ложа — лужа

Он гремел в вышине,
Очень страшно было мне,
Очень страшно было всем.
На букву ш сменил я м,
Подержал немножко
Я его в своей ладошке,
На базар его отнес,
Брату бублики принес.Гром — грош

С буквой к — я на болоте,
С буквой б — большой сосуд,
С п — на дереве найдете,
С т — ищите рядом, тут.Кочка — бочка — почка — точка

С н — я с музыкой в ладу,
С с — на пасеке, в саду,
Обувью зовусь я с б,
Племя древнее я с г.
Удели минуток пять,
Постарайся все узнать!Ноты — соты — боты — готы

Летом и весной меня
Слышать часто можешь.
г на х смени — и я
Стану сортом кожи.Гром — хром

С г — он ходит по гвоздям,
С д — помажет ранку вам.Йог — йод

С т — на крышу дома пригодится,
С м — шубу съесть стремится,
С н — для ничего сестрица,
С б — ее малыш боится.Толь — моль — ноль — боль

С мягким знаком — он в небе летает,
А вот с а — огород засоряет.Лебедь — лебеда

Оцените статью
Роман Неклюдов
Метаграммы — головоломки для уроков русского языка
Стихи про выпускной в школе и детском садике