Дания
Интересно было наблюдать за тем, как Андерс Арентофт из Свенемёллена готовит себе кашу. Кусок масла он вымерял по точнейшей линейке, которая была вытатуирована у него на пальце — память о работе часовым мастером.
— Может быть, взять оливковое? — робко предложил я.
— Я бы не стал экспериментировать, — предупредил он.
Вскоре каша для Томптена была готова.
Тут подошел Андерсов кот. Он обнюхал кашу, лизнул и брезгливо попятился.
Андерс заорал и пнул кота.
— Даже не подходи!
— Кто же съест это, если не кот? — спросил я с долей иронии — Человечки?
— Нет, — сказал Андерс Арентофт твердо. — Ниссе съест. Человечков в жизни не видел.
Наутро я наблюдал, как он ругаясь счищает замерзшую кашу в помойное ведро.
Кто такие эльфы в скандинавской мифологии
Итак, как вы уже поняли из раздела выше, эльфы, в скандинавской мифологии, подразделялись на 2 типа. Это альвы и сиды (ситхи). Первые считались светлыми эльфами, к образу которых все мы привыкли. Вторые же – считались темными эльфами – мрачными, угрюмыми и хитрыми карликами, образ которых, предположительно, впоследствии трансформировался в гномов.
Самое интересное, светлые альвы очень редко упоминаются в скандинавской мифологии, а вот злые карлики являются чуть ли не основными ее персонажами. Например, перечитав наши статьи о Локи, Торе и Одине, вы наткнетесь на легенду, в которой бог хитрости и коварства чуть головы не лишился в споре с карликами, но зато другие верховные асы получили мощнейшие артефакты (Тор – молот, Один – копье и т.д.). Да и другие боги частенько пересекались с карликами. Например, есть легенда, как развратная Фрейя получила прекрасное ожерелье и чем ради него ей пришлось пожертвовать.
Кроме того, можно предположить, что именно смесь всех этих образов эльфов трансформировался в последующий образ лепреконов. Примером тому будет служить легенда о Суафарлами (потомке Одина), который поплатился жизнью, не сумев разгадать хитрость карликов. Подробнее эту легенду мы опишем ниже в статье, а пока давайте разберемся с тем, как все же выглядели эльфы на самом деле.
Девять миров
Согласно скандинавской мифологии, существует девять миров, которые связаны мировым древом Иггдрасиль. При определенной последовательности событий наступит конец всем этим мирам и древу тоже: сначала трехсотлетняя зима, потом финальная битва богов друг с другом и с великанами, которая закончится Рагнарёком — гибелью всех. На этом основано все представление о строении вселенной у северян, в которой дерево — центр мироздания и связующий элемент, а конец света — неизбежная судьба. Рагнарёк очень важен и в God of War, как основа сюжета игры, о нём дальше будет целая глава.
Устройство скандинавских миров
Начать стоит с миров и дерева, чтобы в целом понимать, где что находится в скандинавском мире. В записях легенд по-разному описывается расположение миров относительно самого дерева и друг друга: в одних — миры находятся прямо на дереве, в других — дерево лишь их связывает, а в третьих вообще один мир расположен внутри другого. Не принципиально придерживаться какой-то одной теории, поскольку даже сами германо-скандинавские народы не всегда чётко могли сформулировать факты и сами же в них путались, так что все варианты считались рабочими. Я попробую объяснить то устройство вселенной, которое мне кажется наиболее понятным. Для удобства давайте разделим миры на три части: ветви дерева уходят в небо, ствол — это земля, а корни уходят в подземные миры.
Корней у дерева три. Под одним находится источник Урд, у которого живут три норны — девы, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее, определяющие судьбу всего на свете и поддерживающие вечную молодость древа. Под вторым корнем — источник мудрости. Под третьим корнем находится еще один источник — Хвергельмир, из него вытекают все подземные реки. Самый интересный для нас — источник мудрости, который охраняет Мимир, самый могучий из всех великанов. О нём подробнее расскажу в разделе про богов.
На земле существует пять миров. В центре находится Мидгард, мир людей, в котором и живет Кратос со своим сыном, отсюда начинается их путешествие. По сторонам света есть ещё четыре мира, которые связаны Мидгардом: на севере —Нифльхейм, мир льда, на юге — Муспельхейм, мир огня, на востоке — Йотунхейм, мир великанов, а на западе — Ванахейм, мир богов-ванов. По другой версии, Ванахейм расположен где-то на небе, но и одновременно у моря. Вокруг земли расположен океан, а опоясывает всё это мировой змей Ёрмунганд, такой большой, что кусает собственный хвост. Расположение миров и океан в игре проиллюстрированы очень наглядно, Озером Девяти. В нём покоится тот самый змей, и он действительно огромный!
По центру озера возвышается храм с комнатой для путешествий между мирами и большим мостом, а по периметру стоят башни со входом в каждый из миров. Фактически, не все миры расположены в одной плоскости, но чтобы окончательно не запутать игрока озеро вполне подойдет. Чтобы попасть в другой мир, нужно повернуть гигантский механизм и подвинуть мост к нужной башне с помощью специального предмета, биврёста. Всё логично: в мифологии биврёст — радужный мостик между миром людей и богов. Мне очень понравилась идея с подвижным реальным мостом и башнями в озере. Над землей находится Альвхейм, мир светлых альвов (эльфов), а еще выше в небе — Асгард, где живут боги. В Альвхейм мы попадаем по квесту, но не все миры доступны в игре: некоторые открываются с продвижением по сюжету, а вот Ванахейм закрыт лично Одином и виден только в окошке в доме Фрейи. Закрыт также и Асгард. Так что не так-то просто попасть к богам.
Под землей расположен Хельхейм, мир мертвых, и Свартальвхейм, мир темных альвов. Хельхейм интересен тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста — это один из трех петухов Рагнарёка, что закричат в Хельхейме, Вальгалле и Йотунхейме, извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мёртвых на большом потрепанном корабле. Я думаю, это отсылка к Нагльфару — мифическому кораблю, который с армией йотунов (великанов) выплывет из царства мертвых, чтобы тоже поучаствовать в великом сражении в конце света. В игре корабль не плывет, а фактически летит, но и Нагльфар не может плыть по воде: он настолько тяжёлый, что отправиться «в плавание» сможет только зимой перед Рагнарёком по замёрзшей воде, как на санях.
Миры в скандинавской мифологии
В скандинавской мифологии в отличии от славянского представления о мироустройстве говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:
- Мидгард;
- Асгард;
- Ванахейм;
- Утгард;
- Йотунхейм;
- Льесальвхейм;
- Муспельхейм;
- Свартальвхейм;
- Нифльхейм;
- Хельхейм.
Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.
Мидгард
В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми — Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.
Асгард
Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст — мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы — высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина — Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.
Ванахейм
В Ванахейме обитают ваны — род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.
Утгард
Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.
Йотунхейм
Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.
Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:
- Дом великана Тьяции — Тримхейм.
- Гастропнир — дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
- Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.
Льесальвхейм
Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.
Муспельхейм
В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».
Свартальвхейм
Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют тёмные альвы или гномы. Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.
Нифльхейм
Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.
Хельхейм
С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.
География (продолжение)
Какой-то черт заставляет меня приплести сюда географический фактор. Известно, что географы Финляндию за Скандинавию не считают. Массовой истерии по гномоводству там нет. У них Ниссе как Белоснежка Disney — вечно скалящийся диснеевский ширпотреб без влияния местных традиций. До таких гномов есть дело только поехавшим.
Дания уже давно не старается быть Скандинавией, но к присутствию Ниссе относится обстоятельно, по-бытовому.
Может быть интересно
Норвегия — вот тут копать приходится глубоко, переплетая между собой мир легенд, мифов и повседневности (с солидным перевесом в сторону мифов). А еще есть Швеция, где и вовсе всё сложно. У художника Киттельсена самый маленький и злой тролль — это, конечно же, Томтен, домашний гном, злобное существо из мрачного мира зимних и опосредованно летних ужасов. Но, вообще говоря, гномы и тролли дистанцируются друг от друга. Если тролль создает бардак, то Ниссе наводит порядок.
Представления о рае и аде
Хельхейм — обитель мёртвых. Холодный, тёмный и туманный мир. Завязка сюжета Hellblade — путешествие Сенуи в мир мёртвых. Она пытается спасти из рук богини Хель душу своего погибшего возлюбленного.
Нарративный директор Дэрби Макдевит о скандинавской мифологии в Assassin’s Creed: Valhalla
В мир Хельхейм суждено попасть всем живущим — кроме доблестно погибших воинов, их заберут в Вальгаллу. Так древние скандинавы воплощали своё представление о рае. В гигантском дворце обитают герои, бившиеся до последней капли крови. В последней на данный момент части серии Assassin’s Creed Вальгалла — один из игровых миров.
Трейлер Asgard’s Wrath
Вальгалла — небесный чертог в Асгарде, мире богов-асов, который находится выше всех остальных миров. В игровой индустрии небесный город дал своё название VR-игре Asgard’s Wrath, события которой начинаются как раз в мире асов.
Арт Valkyria Chronicles 4
Помимо богов в Асгарде живут валькирии. По преданиям, они летают на крылатых конях над полем битвы и решают, кому из павших воинов попасть в Вальгаллу. В мифах валькирии предстают дочерьми главного бога, Одина. Японская серия тактических ролёвок Valkyria Chronicles от Sega начинается с вторжения валькирий в вымышленную страну Галлию.
Скриншот из Witcher 3: Wild Hunt
Этимология
Гномов называют dvergr на древнеанглийском , dweorg на древнеанглийском и zwerc или gitwerc на древневерхненемецком языке . Этимология неясна. Он был связан с норвежским dverskot ( «болезнь животных» ) и санскритским drva ( «слабость, болезнь» ) от индогерманского * dhuer ( «повреждение» ). Другая возможная этимология — санскритское дхварас ( «демоническое существо» ). В противном случае, другое суждение — индогерманский * dhreugh , который дал немецкие слова Traum ( «мечта» ) и Trug ( «обман» ). Таким образом, предполагаемое значение германского имени гномов — «обманчивый образ» .
Как, по верованию скандинавов, появился мир?
После хаоса появились два мира — Нифльхейм, мир льдов и туманов, и Муспельхейм, огненный мир.
Империя Нифльхейм — государство, достигшее мирового господства во вселенной Final Fantasy XV
В Tomb Raider: Underworld Лара Крофт находит Нифльхейм на дне Средиземного моря. Вход стережёт кракен — не раз появлявшееся на экранах морское чудовище из фольклора исландских моряков. Одолев кракена, Лара находит артефакт — перчатку бога грома и молнии Тора.
Один из боссов Hellblade: Senua’s Sacrifice — огненный великан Сурт, владыка Муспельхейма
По преданию, вылетевшие из Муспельхейма искры смешались с растаявшим льдом Нифльхейма и произвели великана Имира — первое живое существо. Мир людей появился, когда первые асы — верховные боги — убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: мясо стало землёй, кости — горами, волосы — растениями, из мозга боги сотворили облака, из черепа — небосвод.
Именно от слова «Мидгард» Дж. Р. Р. Толкин произвёл английское название Средиземья. В Final Fantasy VII путешествие героя начинается в Мидгарде.
Скриншот из Dead in Vinland
В оккультизме и алхимии[]
Принятое в русском языке слово «гном» (вероятно, от греч. Γνώση — знание, лат. — Gnomus) изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. В алхимии и оккультизмегном — это дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, гномы представлены как друзья человека, готовые с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение.
Пастор
Шведский пастор Гуннарссон был сделан не из религиозного теста. Он носил кеды с изображением сыра бри, его лоб украшал терновый венец, а щеку — татуированная слезка.
Предполагаемую богословскую беседу с заездом в гномоводство он запорол возгласом «Тилль хельведи». Переводить это следовало так: «Куда тебе тягаться со мной в этом деле, Филиппыч».
Потом пастор обстоятельно увел разговор в сторону того, что все датчане придурки.
— Ты вспомни, как они едут в метро. Да за ними не только гном нужен следить, а целая армия!
Я вспомнил. Да, они качаются на перилах как обезьяны. Да, пьют английский эль из термосов. Местное пиво они не пьют. Собственно, и сейчас мы не пили местное. Это был чешский бар. Но при этом шведский.
Я обвел глазами бар. В углу стояла каша для Ниссе.
Эльфы в кельтском фольклоре
Древние ирландские предания и вовсе подают эльфов как народ, что некогда существовал на самом деле. Их называли племенами Туата де Даннан или детьми богини Дану. Сумев установить господство над Ирландией, эльфы укрыли остров туманом и непроглядными облаками. Стихии помогали им бороться с фоморами, демонами-захватчиками.
Лишь через много столетий племена богини Дану уступили власть милезам. Так кельты называли “сыновей Миля”, а именно – людей. С новыми правителями Ирландии был заключён договор, согласно которому эльфы могли оставаться на своих землях. Однако им требовалось жить не на земле, а внутри холмов. Называли такие возвышения сидами, отчего и пошло ирландское название эльфийского народа.
Эльфийский народ / Nadide Öçba / darth_valheru.artstation.com
Отношения между эльфами и людьми были непростыми, но в отдельных сказаниях указывается, что порой между представителями разных рас даже устанавливались любовные связи, например, любовник-эльф Ганконер. А вот в ирландской саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» говорится, что одна девушка из племён сидов решила соблазнить смертного юношу:
Эти слова не были пустыми, ведь эльфы действительно могли наделить человека властью, могуществом, подарить вечные красоту и молодость. В том же предании соблазнительница получила желаемое. Молодой герой сел вместе с нею в прозрачную стеклянную ладью, уплыв в неведомые дали. Больше этого юношу никто не видел среди людей.
Эльфийка / Sara Meseguer / sara_meseguer.artstation.com
В кельтских легендах эльфы описываются как реально существующая раса. Их поступки, события в жизни, характеры настолько ярко и реалистично прописаны, что порой создаётся впечатление, будто народ этот и правда мог жить в далёкие времена. Сегодня они являются частью старинного фольклора, неизменным вдохновением для современных писателей, режиссёров, художников. Мы не можем знать, существовали ли эльфы на самом деле, однако они не покидают воображения человека.
Милый маленький родственник
Очевидно, что скандинавский гном с детским именем Ниссе представляет из себя образ привычного нам домового. Он помощник в хозяйстве и домашних делах (в отличие от намазавшего салом канат монтировщика Пашки). Как и домовой, Ниссе чувствует себя в доме хозяином. Иногда проказит, иногда играет с животными. Но основное его занятие — следить за порядком в доме, каким бы тот дом ни был.
В современном мире, где популярна джентрификация, «домом» может оказаться простая койка, снятая в общей гостинице. Это может быть даже угол в сквоте, который вам предложили для ночевки. Я помню, как участники международного фестиваля «Горячее мороженое» — жители городов Трондхейм, Орхус, Гетеборг и Эсбьерг — решили, что в связи с их появлением в старом общинном сквоте «Цвай пункт нулль» будет четыре гнома. На каждого. По количеству мнений насчет того, как с домовым совладать.
Один считал домового паразитом, второй частью Вселенной, третий игрушкой, четвертый воплощением дремучего дедушки. Остальные проживающие пожали плечами. Но они не были скандинавами. Им было позволено лишь проявлять лояльность по отношению к древним традициям.
Причина желания наладить контакт с гномами не только в замшелых традициях. По словам очевидцев, невнимательному человеку Ниссе может нанести вред. В том числе убить: скажем, неизвестно откуда взявшимся поленом. Я в это верил. Точнее, чувствовал. В сквоте «Цвай пункт нулль» чувство опасности исходило от каждого дежурного по Ниссе. Парень из Орхуса постоянно дергался, будто ожидая выстрела в спину. А провинциал из Эсбьерга однажды лег и накрыл собаку пеленкой, пролежав так, пока его не пришли сменять. Он не хотел, чтобы гном забрал единственное на тот момент животное в этом сквоте.
Переводится слово «Ниссе» как «милый маленький родственник». В Швеции этого маленького родственника зовут Томптеном. В Финляндии Тонту. Остальные региональные версии — комбинация этих двух слов в диковинных аллитерациях.
Главные боги
Как уже упоминалось выше, асы — главные боги во главе с Одином. Пантеон богов крайне обширен, постараемся разобраться в самых популярных образах.
Too Human объединяет скандинавскую мифологию с научной фантастикой. Главный герой — Бальдр, сын Одина и верховной богини Фригг. По сюжету игры боги используют кибернетические имплантаты, а человечество находится в войне с машинами.
Скриншот из God of War
Бальдр появляется и God of War, где сражается с Кратосом, но не получает вреда даже от горы, которую главный герой обрушивает на него. Бальдр — бог весны и плодородия. В мифах он умирает и воскресает, что символизирует цикл природы, «умирающей» осенью и «воскресающей» с приходом весны.
Мифология становилась основой не только для экшенов, но и для игр других жанров. Один из примеров — стратегия Age of Mythology, спин-офф серии Age of Empires. Скандинавы — одна из фракций там, а Один, Тор и Локи дают игроку уникальные скиллы.
Скриншот из Marvel’s Avengers
Также скандинавские боги становятся супергероями во вселенной Marvel. Тор — владыка грома и молний, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. Проверить мощь его знаменитого молота можно, например, в Marvel’s Avengers.
Арт Marvel: Ultimate Alliance 3
Если Тор знаменит своей силой, то произошедший из рода великанов Локи — бог хитрости и обмана. Его часто представляют трикстером, он крайне неоднозначный герой. Локи — один из главных антагонистов в Marvel: Ultimate Alliance 3. Он организует атаку на Асгард, где Доктор Дум похищает Одина.
В слэшере 2000 года Rune игрок противостоит Локи, а в конце выбирает, убить или освободить закованного глубоко под землёй бога. При втором выборе игра заканчивается поражением, ведь бог хитрости предаёт героя. Так и в мифах Локи почти всегда предаёт своих слуг.
С богом обмана связано много сюжетов. Например, порождение Локи — Ёрмунганд, мировой змей, опоясывающий мир людей. Он упоминается в StarCraft — в честь змея названа стая зергов. Удивительно, но скандинавскую мифологию можно найти и в CS:GO. Ёрмунганд подарил название коллекции скинов для оружия.
Атрей и Кратос встречают мирового змея в God of War
В Tomb Raider: Underworld было своё объяснение мифа: «Ёрмунганд — всего лишь термин, указывающий на срединно-океанические хребты, где сходятся платформы всех континентов. Поэтому змей опоясывает Землю по дну морскому. Самая северная точка Среднеатлантического хребта — старейшая и при этом самая слабая геологическая точка на Земле. Древние создали устройство, бьющее в ахиллесову пяту планеты — оно вызывает мощные извержения вулканов по всему миру, которые „пробуждаются и наполняют воздух ядом“. Согласно легенде, во время Рагнарёка великаны уничтожат мир в огне, однако на самом деле причиной тому станут извержения вулканов».
Эльфы — духи «Волшебной страны» в ирландском фольклоре
В кельтской мифологии эльфами называется волшебный народ (по существу, те же духи), который жил в холмах — сидах и, соответственно, в ранних мифах был известен под названием «сиды». Эльфы были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева Медб — высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу «ослепить» простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум — это сочетание слов мне всегда хочется пропеть. Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины, а кто еще в древности шлялся где ни попадя?), эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники эльфов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между эльфами, феями и людьми — например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв — и о рождении от них детей.
У НАС
Мифологичиские эльфы раньше населяли и другие области Земли. Ворд Рузенфорд в книге «Друиды» отмечает отчетливую параллель между ирландской богиней Дану и средиземноморской богиней Дианой, которая в итальянской мифологии является королевой фей. В славянской мифологии тоже существует богиня Дана («Мать Воды» или «Вода-Мать»); кроме того, широко распространено представление о Дунае как «Матери рек», источнике изобилия, границе мира людей и потустороннего мира. С именем Дана, скорее всего, связано и название рек Дон в России и Шотландии. А так же в славянской мифологии присутствуют всяческие берегини, навки, лешие и прочие духи лесов.
А вообще, всяческие любители мировых заговоров, считают, что эльфы это реально существовавший и существующий до сих пор народ. И находят тому массу «реальных» доказательств. К примеру, у нас на Алтае в 1993 году была найдена прекрасно сохранившаяся мумия, возрастом около 3-х тысяч лет, женщины «неземной красоты». Внешность которой сильно отличается от внешности народностей проживавших и проживающих на этой территории. Это вот такая отсылка к легендам о Хозяйке медной горы.
ИТОГО
Под влиянием времени мифы об эльфах, их внешность и нравы менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных и игровых произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе. Что, кстати, очень бесит приверженцев канонических эльфов от Толкиена. Мол, не бывает тёмных эльфов – это же извращение! Мол, так они себя не ведут! Так не говорят! Так не одеваются! Я надеюсь, ты, читатель, не такой пришибленный и не относишься ТАК серьёзно к художественному вымыслу.
На этом у меня всё, люби фантастику, удачи и всех благ!
Пы.Сы. Надменный фэнтезийный «канонический» архетип эльфов мне не нравиться, поэтому не нравиться и вся раса в целом. Но каким-то непонятным образом эльф умудрился просочится в герои моей книги и черновики сборника рассказов. Фантастика, да и только.
Свартальвы в Эддах[]
Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы, или цверги (карлики), из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии цверги являются нижними, «тёмными» родственниками [http:// альвов] (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана [http:// Имира]а. Они невелики ростом и темны лицом, живут в [http:// Свартальвхейме]. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).
Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёльнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.
|
|
|
|
В «прорицании Вёльвы» есть перечисление:
==
В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются «нибелунгами». Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать делёж, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешённый Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду.Песнь о Нибелунгах==
Далее сага переносит имя «нибелунги» на всех владельцев клада, в том числе на бургундов, убивших Зигфрида и завладевших его кладом. Таким образом, это слово в итоге теряет связь с гномами
В связанном с «Песнью» цикле сказаний «Роговой Зигфрид», взаимоотношения Зигфрида с карликами раскрыты подробнее. Здесь Зигфрид побеждает дракона при помощи короля цвергов Эгвальда: король своими чарами делает героя невидимым, чтобы тот мог поближе подобраться к дракону