Мораль басни Две Собаки:
Мораль басни – в двух заключительных строках. Старый трудолюбивый Барбос не зарабатывает, как обласканная Жужу, пляшущая на двух лапах. Баснописец использует это выражение иносказательно – оно означает льстить вышестоящим лицам. Жужутке повезло, что она угодила в богатый дом. Обязанность холеной собачки — развлекать владельцев. А бедный Барбос усердно служит и терпит жизненные лишения. Басня отражает реальную жизнь. Один человек вынужден зарабатывать по крохам на пропитание, в то время как у другого есть все, чего он ни пожелает.
Диалог двух собак – дворового пса и изнеженной болонки – расскажет читателям басня «Две Собаки» Крылова.
О баснях И.А. Крылова
Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей. Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.
Значение крылатые выражений и пословиц
На протяжении всей жизни человек рано или поздно обращается к поучительным произведениям Ивана Андреевича Крылова. С помощью увлекательных сюжетов с участием животных писатель раскрывает истинные черты людей или общества в целом, указывая на достоинства, высмеивая недостатки. Его помощниками становятся такие фразы, которые прочитав или услышав хотя бы раз забыть невозможно.
Одним из устойчивых сочетаний, которое встречается в басне «Лебедь, рак и щука» является — «Да только воз и ныне там». Это предложение подводит итог отношениям трех героев, которые тянули воз по своему желанию в разные стороны. На примере подобного эпизода автор указывает на важнейшее отрицательное качество – отсутствие взаимопонимания. Поэтому дело, которое могло стать выигрышным, получилось проигрышным. Их разобщенность ни привела ни к какому результату.
Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», которая характеризует людей, на которых намекает автор, как стремящихся к легкой наживе. Им свойственен такой стиль жизни, при котором они не прикладывают усилий для создания уюта, заработка денег и т.д. Однако в бездействии ждут самое лучшее. Подобное ожидание приводит к разорению или отсутствию исполнения желаний. Здесь же встречается фраза «Лето красное пропела», которая подчеркивает упущенное время, когда можно было создать все условия для дальнейшей жизни, но этого не было сделано.
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» — известная фраза из басни «Квартет, которая содержит важную мысль о том, что, если нет таланта, умения выполнять что-либо, то ничто не поможет. Фраза является характеристикой тех людей, которые без навыков берутся за непосильное для себя дело.
«Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ. Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» говорит об умении анализировать свои поступки. Только после этого можно с критикой относиться к окружающим, когда будешь уверен, что поступаешь правильно.
Таким образом, каждая фраза из приведенных выше и других басен И. А. Крылова, ставшая со временем устойчивым выражением, а также пословицы имеют глубокое содержание. Они переносят признаки и действия с животных на людей, доказывая поступками и диалогами житейскую мудрость, опыт, указывая на ошибки, которых необходимо избегать в будущем.
Пословицы с объяснением
Народная мудрость помогает развивать интеллект и воображение детей, но смысл этих высказываний не всегда можно сразу уловить. Поэтому мы опубликовали самые популярные пословицы с объяснением встречающихся в них метафор, причудливых сравнений, устаревших слов, которые ребята 21 в., возможно, никогда не слышали. Все это дает отличную пищу для ума, подстегивая школьников к самостоятельным рассуждениям. Тем временем разбор использованных художественных приемов вкупе с объяснением поговорок поможет усвоению материала по литературе. Поэтому обязательно включайте народные изречения в учебную программу!
***
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно проявить усердие).
Беда никогда не приходит одна. (Неудачи притягивают друг друга, и возникает «черная полоса» в жизни).
Бедность не порок. (Нельзя осуждать людей за бедность, иногда самые нищие добрее и сострадательнее богачей).
Бережёного Бог бережёт
(Осмотрительность и осторожность помогают избежать опасностей)
Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Перед тем как что-то сделать, нужно тщательно подготовиться, иначе допустите ошибку и будете жалеть).
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. (Если вам обещают что-то бесплатно, скорее всего, здесь есть какой-то подвох).
Бумага всё стерпит. (Написать можно любую ложь, а вот люди сразу людей обмануть не так просто).
В гостях хорошо, а дома лучше. (Только дома можно почувствовать себя по-настоящему уютно и безопасно, в окружении родных и близких).
В семье не без урода. (В любой семье или группе людей найдется человек с отрицательными качествами).
В тихом омуте черти водятся. (Спокойные и молчаливые люди часто скрывают свою истинную натуру).
Всему своё время. (Все происходит тогда, когда нужно, поэтому запаситесь терпением).
Не хлебом единым жив человек. (Чтобы быть счастливым, человеку недостаточно хорошо питаться и красиво одеваться, нужны еще друзья, семья, любовь, поддержка близких).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Деньги быстро потратишь, и от них ничего не останется, а друзья — это навсегда).
В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Если вы приходите в новый коллектив, не нужно пытаться вводить здесь свои порядки, иначе вас невзлюбят).
Вода камень точит. (Самая мелкая работа, если ее выполнять долго и упорно, однажды принесет свои плоды).
Волков бояться – в лес не ходить. (Если вы боитесь, что будет тяжело и опасно, не стоит и браться за дело).
Один в поле не воин. (Одному бороться с чем-либо гораздо сложнее, чем вместе с единомышленниками).
Делу время, потехе час. (Сначала сделай дело — отучись, поработай, а свободное время можно потратить и на развлечения).
Голь на выдумки хитра. (Нужда заставляет человека стать хитрее и умнее, чтобы прокормиться, найти крышу над головой и т.д.).
Друзья познаются в беде. (Настоящий друг — не тот, кто вместе с тобой смеется и развлекается, а тот, кто поддержит в трудную минуту).
Дуракам закон не писан. (Умный человек понимает, что правила и законы нужно соблюдать, чтобы не было проблем, а дурак не думает о последствиях).
Копейка рубль бережёт. (Откладывая даже понемногу, но долго и упорно, можно накопить много).
Лежачего не бьют. (Добивать того, кто уже пострадал, — последнее дело).
Мир не без добрых людей. (В любой ситуации найдется человек, который поддержит и поможет).
Молчание – знак согласия. (Если человек промолчал и не возразил, можно посчитать, что он согласен с вами).
После драки кулаками не машут. (Если беда уже случилась, поздно пытаться что-то менять).
На вкус и цвет товарищей нет. (Даже у ваших лучших друзей могут быть свои, отличные от ваших).
Надежда умирает последней. (Человек устроен так, что даже когда все плохо, он продолжает надеяться на лучшее).
Яблоко от яблони недалеко падает. (Дети наблюдают, как их родители относятся к разным вещам, как ведут себя, и сами становятся такими же).
Яйца курицу не учат. (Неопытный вряд ли сможет чему-то научить опытного).
Басни Крылова: читаем, слушаем, а также смотрим онлайн!
Иван Андреевич Крылов – мастер басни. Его произведения были актуальны всегда: и в эпоху правления Николая I, и во времена СССР, и сегодня, когда мир охвачен виртуальной паутиной Интернета. Высмеивая человеческие пороки в XIX веке, Крылов и не подозревал, что в XXI они никуда не исчезнут, а его басни будут на слуху у каждого человека.
Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки.
Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова.
Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности.
А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен.
Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.
На нашем сайте собрана коллекция самых популярных и редких басен Крылова. И ребенок, и взрослый сможет найти в них что-то полезное для себя.
В простых, но в то же время поучительных историях, с детской ненавязчивостью описываются недостатки людей, осмеиваются их поступки. Но содержание и суть басен Крылова имеют, скорее, философские, а не юмористические корни.
Каждое произведение – легкое сочетание морали, мудрости и непосредственного юмора.
Веселые истории, вышедшие из-под пера гениального писателя, изменили взгляд на этот жанр. Новаторство Крылова проявилось в житейской мудрости, легкой философской нотке и реалистичности описываемых сценок. Любая басня Крылова – маленький роман или драма, в которой каждый найдет собственный смысл.
Для тех, кто любит читать – басни Крылова доступны для ознакомления и анализа в удобном текстовом формате. Просто выберите интересующую вас историю и читайте.
Если лень, можно прослушать басни Крылова в аудио-записи, а для самых маленьких мы предлагаем видео-версии популярных произведений великого баснописца.
Читайте, слушайте, смотрите, знакомьтесь с народной мудростью вместе с малоизвестными и знаменитыми баснями Крылова.
Почему басни Крылова актуальны сегодня?
Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности. В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности. Читать все басни Крылова. Список произведений
«Пословица — всем делам помощница». Пословицы и поговорки в работе со школьниками
Чем же полезно изучение пословиц и поговорок для школьников? Во-первых, с веселой пословицей и прибауткой, изучение таких, казалось бы, скучных школьных предметов, как история или русский язык, становится увлекательным занятием.
Также пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.
С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор школьника, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.
«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».
Рассмотрим другой пример. «У семи нянек дитя без глазу» — школьникам старших классов наверняка знаком такой период отечественной истории, как Семибоярщина, один из самых тяжелых периодов Смутного времени, когда во главе страны оказалось правительство из семи бояр, которое, не желая терять власть избрало на царство польского королевича, однако тот попросту не явился на царство. Да и внутренние разногласия этого правительства не принесли желаемого облегчения истерзанной Смутой стране. Ведь когда за дело берется много человек, каждый из которых преследует свои амбиции — ничего хорошего из этого не выходит. Вот так, одна пословица несет в себе интереснейшие факты из школьной программы по истории.
Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй
Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной – так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.
Перед тем как написать басню самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.
Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.
Пословицы для детей на разные темы
Детство время золотое.
За общим столом еда вкуснее.
В здоровом теле — здоровый дух.
Друзья прямые — братья родные.
У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
Азбука — к мудрости ступенька.
Талант трудом добывают.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Мал да удал.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
На ошибках учатся.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Старый друг лучше новых двух.
Лад и согласие — первой счастье.
Семья опора счастья.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Ученью время — игре час.
Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
Речь без пословицы, что суп без соли.
Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
Терпенье и труд всё перетрут.
Не делай того, чего надо стыдиться.
Умную речь приятно и слушать.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Смелость города берёт.
Любовь да совет, так и горя нет.
Счастье без ума — дырявая сума.
Вежливость нужна каждому.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Родителей не только уважай, а и помогай им.
Для дружбы нет расстояния.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
На счастливую младость не скупится радость.
Любить хорошо взаимно.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Первый шаг труден.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не прячь свои неудачи от родителей.
При солнышке тепло, при матери добро.
Повторенье — мать ученья.
Век живи — век учись.
Добрым быть — долго жить.
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
Хорошая книга — лучший друг.
Добро того учить, кто слушает.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Где гнев, там и вред.
Лучше поздно, чем никогда.
Ум золота дороже.
Сердце матери греет лучше солнца.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Правдивый человек не покривит душой.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
У милого дитяти много имён.
Не зная броду, не лезь в воду.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
Чистота — залог здоровья.
Друг в беде узнаётся.
В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
На свете всё найдешь, кроме родной матери.
Скромность красит человека.
Яйца курицу не учат.
Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.
Счастье и труд рядом живут.
Ласковым словом и камень растопишь.
Все бобры добры до своих бобрят.
После драки кулаками не машут.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Любому молодцу скромность к лицу.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Любишь розу, так люби и шипы.
Зеркало и обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой:«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!Что это там за рожа?Какие у нее ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски,Когда бы на нее хоть чуть была похожа.А ведь, признайся, естьИз кумушек моих таких кривляк пять-шесть:Я даже их могу по пальцам перечесть».-«Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-Ей Мишка отвечал.Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.____________
Таких примеров много в мире:Не любит узнавать никто себя в сатире.Я даже видел то вчера:Что Климыч на руку нечист, все это знают;Про взятки Климычу читают,А он украдкою кивает на Петра.
короткая басня Крылова
Притча. Как найти друзей
Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:
— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей? — Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.
Вышла девочка на улицу — никого.
Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.
— Отпусти меня! — попросила божья коровка.
— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…
— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.
Басни Крылова — крылатые выражения и пословицы из басен
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/
2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/
3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/
4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/
5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/
6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/
7. А он – дивит
Свой только муравейник. /«Муравей»/
8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/
9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/
10. Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/
12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/
13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/
14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/
15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/
16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. /«Парнас»/
17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/
18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/
19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/
20. И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/
21. И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/
22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/
23. Как белка в колесе. /«Белка»/
24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/
25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/
26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/
27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/
28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/
29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/
30. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/
31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/
32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/
33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/
34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/
35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/
36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/
37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/
38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/
39. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/
40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/
41. Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. /«Муха и Пчела»/
42. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/
43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/
44. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/
45. Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/
46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/
47. Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/
48. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. /«Квартет»/
49. Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/
50. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. /«Синица»/
51. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/
52. Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. /«Лев и Мышь»/
53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/
54. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/
55. Одни поддельные цветы
Дождя боятся. /«Цветы»/
56. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/
57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/
58. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/
59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/
60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/
61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/
62. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/
63. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. /«Музыканты»/
64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/
65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/
66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/
67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/
68. Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/
69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/
70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/
71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. /«Ворона»/
72. Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. /«Воронёнок»/
73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/
Читать все басни Крылова. Список произведений
Анализ басни Две Бочки, герои басни
Басни Крылова всегда славились тем, что в них есть скрытый смысл. Это можно сказать и о басне «Две бочки», которая была написана в начале 19 столетия и сразу завоевала признание публики. Сюжет произведения рассказывает о бочках, у каждой из них были свои «заботы». Одна бочка послушна и тиха по характеру. Она едет туда, куда ей надо. Никакого внимания бочка ни привлекает, да ей этого и не надо, она просто делает, что надо.
Другая бочка, в отличие от описанной выше, совершенно пуста
Но она привлекает постоянно внимание, показывает, какая же она значимая, хотя на самом деле в ней нету ничего
Крылов вкладывает сюда такой смысл: делай своё дело спокойно, не рассказывай об этом всем, иначе будешь отвлекаться от своей работы. Да и очень невежливо всех занимать своими рассказами, как трудишься. Лучше действительно заняться трудом вместо рассказов о нём.
У бочки совершенно нет никакой скромности, потому то все убегают от неё, только заслышав, что она едет. Она действительно всем вокруг надоедает.
«Слово – серебро, а молчание – золото» — эта пословица как нельзя лучше отражает ситуацию, показанную в басне Крылова. Зато о второй бочке баснописец говорит в морали произведения, он указывает на то, что действительно важные дела делаются в молчании, а не в бесконечной болтовне.
Настоящие краснобаи всегда много врут о своих успехах, но вот на деле они ничего собой не представляют, нельзя забывать это. «Две бочки» является значимым произведением, которое создано в первую очередь для воспитательных целей, но и в литературном смысле басня очень велика.
В басне рассказывается о двух бочках, одна пустая другая с вином. Притом первая шумит, хот и пустая. А вторая полная но едет тихо.
Тришкин кафтан
У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеется Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой,Которого длиннее и камзолы._____
Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
короткая басня, которая легко учится
Две собаки
Дворовый, верный песБарбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он, с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?»«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:«Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем, и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос:«Живу попрежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»С насмешкой отвечал Жужу:«На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
О баснях И.А. Крылова
Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.
Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей.
Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.
Пословицы и поговорки на разные темы.
Пословицы и поговорки о правде.
Кстати, а Вы замечали, что эти два понятия, практически всегда употребляются вместе. Почему? Да просто они настолько близки друг к другу, что часто даже трудно бывает их различить. Далеко не каждый человек сможет определить, что перед ним – пословица или поговорка
Да в принципе, для общения не столько важно правильно определить принадлежность фразы к тому или иному типу фразеологизмов. Намного важнее умение правильно употреблять их в речи, а для этого надо эти фразы знать, понимать и уметь правильно использовать
Давайте, все же уточним, чем различаются пословицы и поговорки, чтобы потом не возникало вопросов.
Пословицы — короткие народные изречения имеют буквальное или переносное значения и представляют собой законченные предложения. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. («В гостях хорошо, а дома лучше» – констатирует факт, «Куй железо, пока горячо» – предписывает образ действия).
Поговорка – языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий только буквальное значение. Она не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. (« Коса – девичья краса», « В тесноте, да не в обиде»; «Поживем – увидим»)
Пословицы и поговорки настолько близки друг к другу, что все эти отличия условны. Поэтому они образуют одну группу языковых афоризмов и обычно употребляются вместе и мы будем говорить о пословицах и поговорках в целом.
Все прекрасно понимают, что формирование личности идет через овладение родным языком. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.
«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал в работе «Первая книга после азбуки» К. Ушинский. Именно поэтому значение пословиц и поговорок в развитии детей трудно переоценить.
Очень часто, особенно для дошкольника, та маленькая задача, которую представляет собой понимание смысла пословицы, перерастает в довольно трудную задачу. Понять скрытый подтекст ребенку не всегда легко и здесь очень важна помощь взрослого. Объяснить, научить правильно понимать и использовать – это наша задача. Обогащая речь ребенка пословицами и поговорками, мы помогаем малышу стать умнее, потому что сразу выполняем несколько задач:
- Развиваем речь малыша,
- Расширяем словарь ребенка, обогащая его афоризмами, новыми словами,
- Учим видеть скрытый подтекст в речи, понимать переносный смысл слов,
- Развиваем память ребенка, ведь пословицы и поговорки обычно легко запоминаются и увеличивают объем памяти,
- Развиваем интерес к истории своего народа, на основе фактов или слов, использованных в пословицах.
Фольклорные афоризмы играют важную роль в обучении ребенка. Начиная с детского сада, мы знакомим детей с пословицами и поговорками, употребляем их в речи сами и дети непроизвольно запоминаю их. Но кроме всего этого, пословицы и поговорки – отличный материал для развития навыков чтения, техники чтения, памяти. Их можно и нужно использовать на уроках, на самых разных занятиях и разными способами. Дальше мы рассмотрим, как можно использовать пословицы и поговорки для развития техники чтения ребенка.