Последние статьи
-
Из-за чего великая европейская династия Габсбургов пришла в упадок сегодня, 22:14 -
Голландский фотохудожник создаёт коллажи звёзд Голливуда, соединяя современные фото и снимки из прошлого сегодня, 20:18 -
Произведения искусства с плохой репутацией: Шедевры, которые не дадут уснуть сегодня, 17:55 -
Кто были первыми учителями и гувернерами Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков русской литературы сегодня, 15:45 -
Почему исследователи опровергли историю погибшей еврейской девочки Анны Франк, а книгу о ней изъяли из продажи сегодня, 13:54 -
Швеция простилась со старейшей блогером в мире: Чем 109-летняя Дагни Карлссон запомнилась подписчикам сегодня, 12:40 -
7 любимых зарубежных сказок 1970-1980-х, которые стоит пересмотреть в XXI веке вместе с детьми сегодня, 10:46 -
За что наследники Евгения Евстигнеева обижались на отца и почему возникало взаимное непонимание сегодня, 08:55 -
На что мужчинам на Руси нельзя было смотреть ни в коем случае: Странные суеверия наших предков 9.04.2022, 22:05 -
Кто они — жены звезд современных сериалов Алексея Нилова, Павла Деревянко, Александра Пашкова и других 9.04.2022, 19:34
Все статьи
Очень краткий пересказ сказки «Три толстяка»
У городских ворот доктор Гаспар Арнери узнает о восстании. Оружейник Просперо и гимнаст Тибул ведут народ против жестоких королей – Трех Толстяков. Гвардейцы беспощадно расстреливают мятежников.
Доктор поднимается на вершину башни и наблюдает за противостоянием. Бунт подавлен, Просперо уводят. Пушечное ядро врезается в башню, здание рушится. Гаспар чудом уцелел и выбрался из-под обломков.
На улицах погибшие. Местный мальчишка разносит новость, что Тибул выжил и прячется. В это время гвардейцы по распоряжению чиновника совета гонят плотников для строительства плах. Доктор видит жуткую процессию из арестованных рабочих и срочно уезжает домой.
Военные жгут бедные кварталы, в городе суматоха, а повозка Гаспара застревает на дороге. На площади Звезды появился беглый Тибул. Офицерам не удается подстрелить бунтаря, гимнаст тушит огромный фонарь и во тьме сбегает через окошко стеклянного купола.
Дома Гаспар Арнери записывает в дневник хронику событий. Через каминную трубу в комнату доктора пробирается Тибул.
В день казни поднимается сильный ветер. Продавец шаров вместе с товаром взмывает в воздух и приземляется в дворцовой кухне на торт. Повара, чтоб избежать наказания, маскируют гостя кремом и переносят в зал. Бедняга слышит, что оружейник еще жив и будет казнен после поимки Тибула.
Наследник Тутти капризничает из-за сломанной куклы, игрушку изрезали саблями гвардейцы, которые перешли на сторону народа. Толстяки переносят казнь и отменяют пир. На совете чиновники пишут письмо доктору Арнери и отправляют ему куклу на ремонт. Продавец шаров сбегает через тайный ход в большой кастрюле.
Утром Гаспар и Тибул выходят в город. Доктор с помощью чудо-раствора помог гимнасту сменить цвет кожи на черный. Купленные Толстяками актеры восхваляют власть, народ гневается. «Негр» прогоняет со сцены продажного силача и открывает свою личность зрителям.
Граф Бонавентура забирает Гаспара с площади, но мятежника не замечает. Тибул убегает от продажных артистов и их директора. По пути повстанец помогает продавцу шариков выбраться из подземного тоннеля и узнает о секрете бездонной кастрюли.
Доктор получает от графа задание – утром куклу нужно доставить во дворец. Гаспар понимает, что неспособен завершить починку в срок. Герой едет во дворец с повинной, но по дороге теряет игрушку.
Голодный и расстроенный Гаспар навещает цирковую труппу. Пока артисты спят, пожилой клоун Август принимает гостя. Друзья вспоминают, как однажды Арнери защитил артистку Суок от злобных богатеев. Доктор вдруг понимает, что кукла точная копия цирковой девчонки.
В цирке появляется Тибул. Он предлагает Суок притвориться куклой и освободить Просперо из замка Толстяков. Девочка уезжает с доктором во дворец, а гимнаст убегает в рабочий квартал.
Во дворце Тутти с нежностью встречает гостью, теперь «кукла» может петь, говорить и танцевать. Гаспар в качестве оплаты требует помилование для мятежников. Короли соглашаются. Наследник завтракает с обожаемой игрушкой. Суок узнает, что у мальчика «железное» сердце.
Девочка раскрывает Тутти правду о реальном мире за стенами дворца
Неожиданно получает от наследника ключик от некой важной клетки. Ночью Суок пробирается в зверинец и обнаруживает там человека в облике чудовища
Героиня принимает его за оружейника. Монстр отдает Суок дощечку с надписями и погибает.
Циркачка в ужасе поднимает шум, сбегаются стражники. Навстречу им выходит настоящий живой Просперо и спускает с цепи пантеру. Суок направляет освобождённого повстанца на кухню. Оружейник сбегает через тоннель внутри кастрюли, а «куклу» задерживают военные.
На утро в городе собираются толпы рабочих, военные на стороне народа. Готовится новый мятеж. Учителя танцев Раздватриса везут к жиреющим от переживаний королям, но всадников останавливает голубоглазый конный гвардеец. В суматохе учитель теряет сознание, его вещи рассыпаны по площади. Голубоглазый герой подбирает с земли куклу и скачет во дворец Толстяков.
Голубоглазый гвардеец подменяет Суок на сломанную копию. Против игрушки свидетельствуют зоолог и красный попугай с отменной памятью. Куклу бросают тиграм, и тут знать раскрывает обман. Мятежники захватывают зазевавшихся богатеев, город под контролем рабочих. Толстяков отправляют в тюрьму.
Через год Суок выступает на площади с Тутти. Она зачитывает надписи с дощечки. Погибшим автором оказался мастер Туб, создавший куклу наследника. В своих записях мастер открыл главную тайну – Суок сестра Тутти, отданная бродячему цирку в обмен на красного попугая. Туб отказался менять сердце мальчика на железное, за что был брошен в клетку.
С тех пор брат и сестра неразлучны.
Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Основные персонажи
Прежде чем перейти к краткому содержанию книги «Три толстяка», следует ознакомиться с персонажами:
- Три Толстяка — жадные правители неизвестной страны.
- Тутти — мальчик, который должен стать наследником правителей.
- Суок — девушка, работающая в цирке.
- Гаспар Арнери — доктор, поддерживающий обычный народ.
- Тибул — работник цирка, который поднял восстание против правителей.
- Просперо — оружейник, один из лидеров восстания.
- Август — клоун из цирковой труппы.
- Тетушка Ганимед — работает экономкой у Гаспара Арнери.
- Раздватрис — учитель танцев.
- Туб — ученый, который создал куклу для Тутти.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Тетушка Ганимед – экономка Гаспара, любопытная и эмоциональная женщина.
- Продавец воздушных шаров – случайный гость во дворце Толстяков, узнает о потайном ходе через кастрюлю.
- Раздватрис – учитель танцев с длинным носом, искусный музыкант с тонкой натурой, похож на скрипичный ключ, любит богачей и их деньги.
- Испанец – незнакомец с рынка, стрелок и артист с одним «вращающимся глазом».
- Лапитуп – массивный силач в розовом трико, артист, купленный Толстяками.
- Директор – глава продажных актеров в огромном цилиндре, хромой «как подбитая ворона».
- Август – старый клоун из «балаганчика дядюшки Бризака», верный друг Тибула и Суок.
- Граф Бонавентура – длинноносый капитан дворцовой гвардии с неприятным голосом, неразговорчив, ходит в черном.
- Зоолог – ловкий маленький дедушка, ученый и смотритель королевского зверинца.
- Голубоглазый гвардеец – смелый стражник на стороне народа, помощник Суок.
- Туб – мастер, создатель куклы-копии Суок, брошен в клетку зверинца, где превратился в чудовище.
Анализ произведения «Три толстяка» Ю. К. Олеша
1) Юрий Карлович Олеша
2) «Три толстяка»
3) 4 класс
4) Жанр: повесть-сказка
5) Год написания произведения: 1924. В этом году умер В. И. Ленин, крупный государственный и политический деятель; родились писатели Борис Васильев, Василь Быков, Виктор Астафьев, Владимир Богомолов; был открыт театр Сатиры;
6) Место действия повествования выдумано.
7) Основные герои: доктор Гаспар Арнери; канатоходец Тибул; девочка-циркачка Суок; мальчик Тутти – наследник Трех Толстяков; Три Толстяка – правители страны.
Мальчику не позволяли общаться с живыми детьми, чтобы из него получился жестокий человек. Доктору удалось починить куклу, но идя во дворец, по дороге он её потерял.
Он наткнулся на палатку с циркачами и увидел там девочку, которая была совсем как кукла Тутти. Доктор договорился и отправил её во дворец взамен потерявшейся куклы. В качестве вознаграждения ученый просит освободить мятежников, которых отправили в тюрьму толстяков.
Девочка подружилась с принцем и ночью освободила оружейника Просперо, которого были должны предать казни. А утром саму девочку Суок, таково было имя девочки похожей на куклу наследника, должны были казнить за это. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Толстяки бросили её к тиграм, но звери не тронули девочку, так как гвардейцы уже успели подменить Суок на куклу.
В финале произведения случился мятеж, власть толстяков пала, а Суок оказалась родной сестрой принца. Их разлучили в детстве, девочка попала в цирк, а вместо неё сделали схожую с ней куклу.
9) Отзыв (моё мнение): повесть-сказка написана интересно и образно, посвящена она детям. Мой самый любимый персонаж в книге – это девочка Суок. Автор смог создать запоминающиеся яркие образы, смыслом этой сказки явилось противостояние сил добра и сил зла.
Такие книги обязательно нужно знать и читать вместе с детьми. Рекомендую к прочтению!
Полезный материал по теме:
- «Три товарища» Э.М.Ремарк
Главные герои и их характеристика:
- Гаспар Арнери – доктор, пожилой ученый и мастер на все руки, впечатлительный и нервный, боится простуд и дорожит порядком.
- Просперо – оружейник, предводитель мятежников, сильный мужчина с рыжими волосами, смелый и непокорный.
- Тибул – высокий широкоплечий гимнаст в зеленом плаще, второй предводитель повстанцев, опытный цирковой артист из труппы Бризака.
- Три Толстяка – деспоты, жестокие правители, глупые и жадные обжоры, тиранят народ.
- Наследник Тутти – 12-летний принц, единственный наследник, худенький мальчик с непослушными золотыми кудрями. В 4-летнем возрасте похищен гвардейцами Трех Толстяков и разлучен с сестрой Суок.
- Суок – цирковая артистка, веселая девочка с серыми глазами, отважная и боевая. Также в 4-х. летнем возрасте похищена вместе с братом из родного дома и отдана в цирк. Точная копия куклы наследника.
Разбор книги и ее критика
Некоторые критики и сейчас называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, не был против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что здесь имеется в наличии смешение сразу нескольких начал. Но это идет книге только на пользу. Она легко читается и воспринимается, надолго откладывается в памяти.
Нужно иметь в виду:
- Что бы ни говорили, прежде всего это книга о революции. Писатель уверен, что, как только в любой стране власть возьмет простой народ, мир станет лучше и чище.
- Но во время появления сказки классовые отношения отображались без полутонов. Было только черное и белое. Такой подход диктовал необходимость творить в жанрах сатиры, карикатуры. С этим-то Олеша и не мог согласиться. В его произведении чувствуется тонкий лиризм настоящего поэта, каковым он и был.
- Писателю в результате удалось создать настоящую сказочную повесть, которая наполнена гиперболичностью и метафоричностью. К тому же здесь есть все: сливочные торты и кадрили, шпаги и попугаи, куклы и воздушные шары. За всем этим «революционность» иногда отходит на второй план.
- Зато ни описание восстания, ни чисто сказочные элементы не затеняют главного — дружбы героев, их стремления к лучшему, их готовности жертвовать собой. Если исторические аналогии в произведении еще можно рассмотреть, то искать реальных прототипов героев точно не стоит.
- К вопросу об идеологии. Народу роман пришелся по душе, но в крайне-революционных творческих кругах встретили его недоброжелательно. На Олешу посыпались обвинения в излишних сказочности и романтичности работы. «Крайние» посчитали, что «толстяки» не могут пойти на пользу детям, воспитать в них истинных революционеров. Автору поставили в вину и образ доктора, который не отражал должным образом характер настоящего борца за идею.
- Более сдержанные в оценках специалисты отдавали Олеше должное за высокую художественность произведения, но говорили о том, что вместо циркачей ему стоило бы вывести в качестве главных героев крестьянскую девушку и настоящего пролетария-заводчанина, пламенного агитатора.
Счастье в каждом дне
Первое время Бракните действительно думала о том, чтобы продолжить актерский путь. Но во ВГИК она поступать не хотела, чтобы не уезжать надолго от семьи. А потом увлеклась античной историей — ее планы кардинально изменились. Она окончила исторический факультет Вильнюсского университета и 20 лет работала в библиотеке Института истории Академии наук Литвы. Потом стала помощницей своего супруга — Раймондаса Пакинса, известного в Литве книгоиздателя и фотографа.
Сейчас Лина нисколько не жалеет о том, что по собственному желанию отказалась от карьеры. Она радуется наступлению нового дня и наслаждается каждой прожитой минутой.
Несколько секретов женской моды: как выглядеть стройнее дамам с пышными формами
Отцвела пуансеттия? Как сохранить растение до следующего года: особенности ухода
Поможет медитация: как перестать подолгу «сидеть» в соцсетях перед сном
С мужем они вырастили дочь Викторию, названную в честь героини из первого фильма мамы. Всей семьей они объездили мир, посмотрели удивительные места планеты.
Лина не перестает наслаждаться спокойствием и общением с дочерью и внуком.
История создания
Роман-сказка (иногда издатели называют его повестью) написан в 1924 г. и стал первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши. По словам коллеги писателя по газете «Гудок», замысел о создании книги возник после знакомства с Валей Грюнзайд. Милая девочка часто сидела у окна в Мыльниковом переулке, где проходил молодой драматург. Рядом с ней всегда находилась большая кукла. Она покорила сердце писателя, который часто останавливался, чтобы полюбоваться на малышку. Друзьям же говорил, что растит себе жену.
Валентина была из хорошей семьи, до революции ее отец поставлял чай к императорскому двору. Олеша пообещал девочке написать книгу, которая ее прославит. Предвестником нового произведения стала пьеса автора «Игра в плаху». В ней было все, что спустя время в сказочной форме вошло в произведение для Валентины, — восстание, вымышленная эпоха, плахи, актеры, условно-исторический жанр.
В новом романе автора «Три толстяка» присутствовала и кукла. Более четырех лет писатель оббивал пороги редакций, но рукописью никто не был заинтересован. Время красивых сказок ушло, поэтому руководству столичных издательств подобный литературный труд был неинтересен.
Валентине исполнилось 17 лет. Однажды Юрий познакомил ее со своим коллегой Евгением Петровым (братом Валентина Катаева и одним из авторов «Двенадцати стульев»)
Молодой человек стал ухаживать за Валей, проявляя остроумие и внимание. Олеше тем временем улыбнулась удача, и он смог представить девушке изданную в 1928 г
книгу с иллюстрациями Мстислава Добуджинского. Однако она уже была невестой Петрова.
В попытке вылечить сердечную рану Олеша вернулся в город детства Одессу, где посетил Ольгу Суок, одну из давних подруг. К тому времени женщина была замужем и растила сына. Но визит Юрия многое изменил в ее жизни. Очень скоро Ольга переехала в Москву и стала женой писателя. Ее именем Суок он назвал главную героиню «Трех толстяков».
Роман был встречен критиками недоброжелательно. Они высказывали мнение, что он не принесет пользы советским детям, поскольку они не найдут в книге призыва к учебе и труду. В 1930 г. по предложению МХАТ автор приготовил инсценировку по книге.
История создания сказки «Три Толстяка»
Три толстяка. Иллюстрация Михаила Бычкова
У меня в папках имеется по крайней мере триста страниц, помеченных цифрой «1». Это триста начал «Зависти». И ни одна из этих страниц не стала окончательным началомВеселые были времена! Рядом с моей койкой был огромный рулон газетной бумаги. Я отрывал по большому листу и писал карандашом «Три толстяка»…трава была такой зелёной, что во рту даже появлялось ощущение сладостиГород поворачивался под ним, точно приколотый на булавкеУ капитана Бонавентуры был страшный голос. Если скрипка вызывала зубную боль, то от этого голоса получалось ощущение выбитого зубаТогда ветер занялся звёздами. Он то задувал их, то катил, то проваливал за чёрные треугольники крыш. Когда эта игра надоела, он выдумал тучи. Но тучи развалились, как башни. Тут ветер сразу стал холодным: он похолодел от злостиУ одного из них под глазом темнел синяк в форме некрасивой розы или красивой лягушкходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавомноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца.Бомбы разрывались, как кусочки ватыКружатся пары. Их так много, словно варится пестрый суп. Раздватрис исполняет в этом супе роль ложкиГром запрыгал, как мяч, и покатился по ветруБольшие розы, как лебеди, медленно плавали в мискахФонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молокомОни бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажкамиЦелые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскуткиТеперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома
Мстислав Добужинский
План пересказа
Знакомство с кратким содержанием «Трех толстяков» позволяет сделать несколько важных выводов. Такие качества, как доброта, взаимная поддержка и миролюбие, всегда останутся для человечества на первом месте. Это вечные ценности. Другой важный момент — люди рождаются, чтобы жить в равных благополучных условиях. Им одинаково светит солнце, они чувствуют боль и с благодарностью принимают доброе отношение к себе. Любой человек будет стремиться к справедливости и равноправию.
При подготовке к уроку по произведению Олеши школьникам может потребоваться написать сочинение или составить пересказ книги. Для этого удобно действовать по плану, который позволит последовательно изложить мысли:
- Восстание в королевстве трех толстяков.
- Бегство Тибула.
- Приключение с продавцом воздушных шариков.
- Сломанная кукла.
- Умница Суок.
- Знакомство с мальчиком Тутти.
- Освобождение Просперо из тюрьмы.
- Суд над Суок и подмена куклы.
- Штурм дворца.
- Победа народа, воссоединение брата и сестры (Тутти и Суок).
Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров
Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта. Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.
Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.
Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.
Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.
Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.
Сюжетная составляющая
С первых страниц читатель погружается в вымышленную страну, которой правят три Толстяка. В их государстве, разделенном на бедных и богатых, постепенно зреет революция. Один из ее идейных вдохновителей – оружейник Просперо – попадает в тюрьму. Но на свободе все еще остается его товарищ, канатоходец Тибул, которого прячет от всевидящей стражи доктор Гаспар, сочувствующий беднякам. Революционер узнает о скрытом подземном ходе, ведущем прямо во дворец Толстяков…
Тем временем гвардейцы ломают куклу наследника правителей, мальчика Тутти. Испорченную игрушку отдают Гаспару, который должен за ночь починить ее, иначе его ждет смертная казнь. Зная, что приказ выполнить невозможно, доктор везет куклу обратно во дворец, однако по дороге ее теряет. Ища игрушку, он натыкается на фургончик артистов, где встречает девушку Суок, похожую как две капли воды на пропажу. Девочка по инициативе Тибула попадает во дворец и освобождает Просперо. За это ей грозит смертная казнь, однако революционерам, в конечном счете, везет: гвардейцы становятся на их сторону, а несправедливая власть скинута. Вот и сказочке конец.
Революция глазами сказочника
Автор Мария Чеховская
Обновлено: 18.03.2013 17:30 Опубликовано: 16.03.2013 16:00
Культура » Литература » Российская литература
«Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле…» — так начинается самая популярная сказка Юрия Олеши «Три толстяка». Битва, преследование, плен, освобождение, вера в дружбу и самопожертвование… Калейдоскоп событий, повороты сюжета, которые нельзя ожидать и предсказать. Весело, легко, занимательно и увлекательно.
Многие советские критики считали книгу холодной. К примеру, Лидии Чуковской полагала, что она не трогает сердце ребенка. И что даже когда Суок отправляют на казнь, душа остается спокойной: «мир Олеши — мир вещей, а не мир человеческих чувств».
Когда Олеша писал свои произведения, в моде были искания себя, которые зачастую шли во вред самому произведению. Многим хотелось сбросить Пушкина с корабля современности и создать что-то новое, исключительно свое, и часто злоупотребляли этим стремлением. Времена менялись. Когда Алексей Баталов решил снять фильм «Три толстяка», для сценария был переработан сюжет, исключены недостатки оригинального текста. И вот уже несколько поколений фильм смотрят даже взрослые — и, зная сказку практически наизусть, волнуются как в детстве.
Повесть-сказка (иногда издатели указывают «роман-сказка») была написана в 1924 году и стала первым большим произведением Юрия Карловича Олеши. Вдохновила его Валентина Грюнзайд, писатель был влюблен в нее и ухаживал с серьезными намерениями. К 1928 году (год первой публикации сказки) Валентина стала женой Евгения Петрова (соавтора Ильи Ильфа, брата Валентина Катаева). А у Юрия Карловича появилась новая муза, Ольга Густавовна Суок, на которой он впоследствии и женился. Именем Суок писатель назвал главную героиню.
Очень краткий пересказ
Доктор Арнери отправляется в город для сбора лекарственных трав. Именно там расположен дворец злых правителей королевства, которых называли Три Толстяка. Около дворца целитель видит множество людей, и в это время как раз начался обстрел площади. Солдатам удалось поймать одного из лидеров восстания – Просперо. Несмотря на это, люди не прекращали сопротивление. Они были уверены, что второй лидер мятежа – Тибул – смог сбежать и скоро спасет эту страну. Тибулу удалось скрыться, он сбежал от солдат по тонкой веревочке.
На следующий день из-за сильного ветра продавец шариков улетел во дворец. Там он узнал, что кукла наследника сломана, а также, где именно держат пойманного преступника.
Доктор помог Тибулу замаскироваться и привел его на площадь. Там последний столкнулся с продавцом шариков, от которого узнал о тайном входе во дворец.
Доктору приказали восстановить куклу до утра, но он не справился с этим. В попытке вернуть игрушку, доктор теряет ее. По дороге домой он видит циркачку по имени Суон, которая внешне похожа на потерянную куклу. Она согласилась сыграть роль пропажи, чтобы, попав во дворец, освободить Просперо.
Девушка смогла спасти лидера мятежа, но ее поймали. В это же время настоящая кукла нашлась. Во время казни Суон ее заменили куклой, которую и «казнили». В это время началось восстание, в котором мятежники — угнетенный народ — одержали победу на Тремя Толстяками.