Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)
Сергей Прокофьев
Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год
Сергей Прокофьев написал музыкальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотников. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.
Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недовольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.
Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высокомерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.
Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац
Балет «Золушка» (1944)
Сергей Прокофьев
Артур Рэкем. Иллюстрация к сказке «Золушка». 1919 год
Балет на неизменный сюжет сказки Шарля Перро. Измученная постоянной работой Золушка (даже ее лирическая тема звучит устало) мечтает поехать на бал, ее противные сестры Кривляка и Злюка ссорятся из-за шали (их карикатурность и вредность подчеркнуты суховатой оркестровкой и диссонансами); Принц поначалу ведет себя высокомерно, но любовь его преображает: на балу он появляется под гром фанфар, а как только видит Золушку, музыка мгновенно меняется на лирическую. Преображением Золушки, как и положено по сюжету, руководит крестная, но переодевает девушку команда фей всех времен года под сюиту танцев. И, конечно же, на балу звучат всевозможные придворные танцы: паспье, бурре, мазурка, менуэт. А в середине праздника, когда гости пробуют угощения, оркестр исполняет марш. Он был сочинен Прокофьевым раньше для другого произведения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919). Любовь Золушки и Принца зарождается под звуки Большого вальса, но — часы бьют полночь: на фоне тремоло скрипок и пассажей кларнетов мерно отсчитывают время ксилофон и стук деревянного бруска. Еще одно напоминание о неумолимом времени — бой часов, который сопровождает весь балет.
Исполнение: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Духовой оркестр Большого театра, дирижер Геннадий Рождественский, солисты Аркадий Футер и Михаил Черняховский
Опера-балет «Дитя и волшебство» (1919–1925)
Морис Равель
Иллюстрация с обложки либретто «Дитя и волшебство». 1925 год
Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспитывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некоторые из них. Это опера-балет, поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.
Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантастические тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация фортепиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мелодия, достигающая предельно высоких нот, скорее инструментальная, нежели вокальная.
Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль
Сказка про кошку и котят
В одном деревенском домике, том, что на пригорке перед речкой, у мамы кошки родились котята. Три черненьких с белыми ушками, три беленьких с черненькими ушками и один рыжий. Открыли котята глазки и тут же шалить принялись. Играют, клубочками по полу валяются. Только рыжий котенок не играл и не катался. Он тихонечко сидел подле мамы кошки и зорко смотрел кругом.
— Трусишка! – кричали ему братики и сестрички. – Чего боишься? Иди к нам играть!
Но котенок не шел.
Тогда котята придумали смешную кричалку:
— Рыжий котишка, мелкий трусишка,
Хвостик дрожит, носик дрожит,
Смотрите, смотрите – как мышка пищит!
Но котенок все равно не шел с другими играть.
Тут пришла бабушка и принесла котятам молочка. Все бросились пить молочко из блюдца и забыли про котенка.
Вдруг бабушка всплеснула руками:
— Батюшки! Да что же это…
Не успела бабушка договорить, как рыжий котенок выпрыгнул из своей корзинки и мигом поймал здоровенную серую мышь.
Тогда братики и сестрички запели совсем другую песенку:
— Ай да котишка, острый носишка!
Ловкий какой! Быстрый какой!
Мышку поймал он совсем, как большой!
Балет «Спящая красавица» (1889)
Петр Чайковский
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921 год
В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетворением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.
Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудовище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представлена индивидуально как музыкально, так и хореографически. Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ передается с помощью вьющихся мелодий, исполняемых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантастических птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.
Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин
6. Д. Хэрриот «Детям. Рассказы о животных» (Ozon, My-shop)
В книжных магазинах, по-моему, полно сборников с подобным названием на обложке. Но этот другой. И вы поймете это сразу, чуть только откроете его. В первую очередь, это изумительные, теплые, живые, насыщенные, одним словом, шикарные иллюстрации. Большие и на каждой странице. Их можно рассматривать бесконечно, они буквально уводят за собой на простор, в холмы, за старенькой машиной ветеринара.
В красиво иллюстрированных книгах часто бывает, что текст – это всего лишь дополнение к картинкам. Но здесь не тот случай. Книга наполнена проникновенными историями из жизни ветеринара, хорошо понятными даже дошкольнику. Иногда даже поражаешься, что в таких, казалось бы, обыденных ситуациях можно увидеть столько любви человека к домашнему питомцу и питомца к человеку. Эта книга – однозначно полезное приобретение для воспитания в ребенке чувственности и сопереживания, ну и просто для личного эстетического наслаждения.
Мы читали (и перечитывали) книгу в возрасте 4-5 лет, но, думаю, можно и раньше попробовать.
Предварительный просмотр:
Сад окружала живая изгородь из орешника. За нею начинались поля и луга, где паслись коровы и овцы. Посреди сада цвел розовый куст, а под ним сидела улитка. Она была богата внутренним содержанием — содержала самое себя.
— Погодите, придет и мое время! — сказала она. — Я дам миру кое-что поважнее этих роз, орехов или молока, что дают коровы и овцы.
— Я многого ожидаю от вас, — сказал розовый куст. — Позвольте же узнать, когда это будет?
— Время терпит. Это вот вы все торопитесь! А торопливость ослабляет впечатление.
На другой год улитка лежала чуть ли не на том же самом месте, на солнце, под розовым кустом. Куст выпускал бутоны и расцветал розами, каждый раз свежими, каждый раз новыми.
Улитка наполовину выползла из раковины, навострила рожки и вновь подобрала.
— Все как в прошлом году! Никакого прогресса. Розовый куст остается при своих розах — и ни шагу вперед!
Прошло лето, прошла осень, розовый куст пускал бутоны, и расцветал розами, пока не выпал снег. Стало сыро, холодно; розовый куст пригнулся к земле, улитка уползла в землю.
Опять настала весна, появились розы, появилась улитка.
— Теперь уже вы стары! — сказала она розовому кусту. — Пора бы и честь знать. Вы дали миру все, что могли. Много ли — это вопрос, которым мне некогда заниматься. Да что вы ничего не сделали для своего внутреннего развития, это ясно. Иначе из вас вышло бы что-нибудь другое. Что вы скажете в свое оправдание? Ведь вы скоро обратитесь в сухой хворост. Вы понимаете, о чем я говорю?
— Вы меня пугаете, — сказал розовый куст. — Я никогда над этим не задумывался.
— Да, да, вы, кажется, мало затрудняли себя мышлением! А вы попробовали когда-нибудь задаться вопросом: зачем вы цветете? И как это происходит? Почему так, а не иначе?
— Нет! — сказал розовый куст. — Я просто цвел от радости и не мог иначе. Солнце такое теплое, воздух так освежающ, я пил чистую росу и обильный дождь. Я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха, я был счастлив всегда новым, большим счастьем и поэтому всегда должен был цвести. Такова моя жизнь, я не мог иначе.
— Словом, вы жили не тужили! — сказала улитка.
— Конечно! Мне было все дано! — отвечал розовый куст. — Но вам дано еще больше! Вы одна из тех мыслящих, глубоких, высокоодаренных натур, которым суждено удивить мир.
— Была охота! — сказала улитка. — Я знать не желаю вашего мира. Какое мне до него дело? Мне довольно самой себя.
— Да, но мне кажется, все мы, живущие на земле, должны делиться с другими лучшим, что в нас есть! Отдавать им все, что можем. Да, я дал миру только розы… А вы? Вам дано так много. Что дали миру вы? Что вы ему дадите?
— Что дала я? Что дам? Плевать мне на мир! Он мне ни к чему! Мне дела до него нет! Снабжайте его розами, вас только на это и хватит! Пусть орешник дает ему орехи, коровы и овцы — молоко, у них своя публика! Моя же — во мне самой! Я замкнусь в себе самой — и баста. Мне нет дела до мира!
И улитка заползла в свою раковину и закрылась в ней.
— Как печально! — сказал розовый куст. — А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня все прорывается наружу, прорывается розами. Лепестки их опадают и разносятся ветром, но я видел, как одну из моих роз положила в книгу мать семейства, другую приютила на своей груди прелестная молодая девушка, третью целовали улыбающиеся губки ребенка. И я был так счастлив, я находил в этом истинную усладу. Вот мои воспоминания, моя жизнь!
И розовый куст цвел во всей своей простоте и невинности, а улитка тупо дремала в своей раковине — ей не было дела до мира.
Улитка стала прахом от праха, и розовый куст стал прахом от праха, истлела в книге и роза воспоминаний… Но в саду цвели новые розовые кусты, в саду росли новые улитки. Они заползали в свои домики и плевались — им не было дела до мира. Не начать ли эту историю сначала? Она будет все та же.
Небольшой рассказ про кошку ЛЕНЬ-МАТУШКА
Завела бабуля себе кота. Ну, как завела, приблудился. Сам, пришел однажды во двор невесть откуда и уходить отказался. Бабуля его кормить стала, мышей-то в подполе видимо-невидимо развелось. Без кота тяжко на селе.
Вот день проходит, неделя, месяц. А коту хоть бы хны. Не ловит мышей, только пищу зря потребляет и спит.
Стала его бабуля увещевать:
— Поди, животинка бесполезная, хлеб свой дармовый отработай! Не то, как есть выставлю за двери, а себе другого кота найду.
А коту и лениво и боязно.
Вот настала ночь. Мыши как всегда из своих углов повылезали. Пешком по дому ходят, котовьего духа не опасаются. Посмотрел кот на это дело, наверное, прикинул в уме, что всех переловить не получится и решил договор держать.
Мыши, они как известно, всеядные. На другую ночь умыкнул кот у бабули сыру и стал мышей дрессировать. Лежит, сыр подле себя держит. Мыши на запах гурьбой идут, лакомятся. Кот их не трогает. Чуть одна мышка на хозяйские припасы навострит нос, ту-то кот ее и припугнет. Несколько дней подряд продолжалась такая дрессировка.
Наконец, умные мыши смекнули, что лучше им котовьим угощением лакомиться и горя не знать. С тех пор так и держат свой бартер — кот им еду, а мыши за то чужого не берут, окромя предложенного. И все довольны.
Проблема выбора сказки
Перед тем, как взяться за мастер-класс по созданию поделок, важно определиться с тематикой. Русские народные сказки (Колобок, Теремок, Гуси-Лебеди) знакомы всем с детства, их герои легко узнаваемы и потому реализовать их в поделках проще
Неоценимую помощь могут оказать мультфильмы, в которых сказочные персонажи уже обрели зримое воплощение – остается только скопировать. Дюймовочку или Золотую антилопу все помнят с детства.
Гораздо сложнее фантазировать на темы из сказок 1001 ночи или попытаться изобразить Маленького принца. Поделки по сказкам Бажова своими руками – тоже весьма непростая задача: можно ориентироваться на зеленый малахит или основных героев – ящериц, оленей, Хозяйку Медной Горы.
Поделки из сказок не обязательно делать на общеизвестные сюжеты
Можно абстрагироваться от стереотипов и обратить внимание на необычные или придуманные образы, например:
- Летающая / падающая звезда с хвостом, наподобие кометы;
- Аппарат, напоминающий машину времени;
- «Ожившее» солнце;
- Воплощенный в поделке Леший или Домовой;
- Привидение или НЛО и проч.
Так ли страшен зверь
В морском чудище не наблюдаем ничего ужасного, кроме внешности. Больше этот зверь лесной поведением напоминает щедрого хозяина, а в сцене с вырванным аленьким цветочком – справедливого судью. После того как купец сорвал аленький цветочек, чудище предложило честный уговор: либо тот погибнет, либо одна из дочерей добровольно спасет его.
При возвращении отца старшие дочери не заметили печали на его лице, но младшая, по родству душевного слада почувствовала скорбь. Дочь хотела, чтобы он разделил печали и тем облегчил лежавший на сердце груз
Отец не выдержал и рассказал случившееся дочери и, что важно, заплакал, признав бессилие. Но дочь правильно восприняла речи отца, поняв, что это испытание выпало ей. Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу
Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.
Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт
Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.
Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт.
Проблема художественного оформления поделки
Чтобы изобразить Колобка и всех, кто хотел его съесть, достаточно пластилина. Диснеевскую принцессу придется делать в шикарном платье, отделанном бисером и пайетками. Японские аниме реально воплотить только в виде комиксов – иначе они будут неузнаваемы.
Схемы создания поделок по сказкам могут включать одну технику (выжигание, вышивка, лепка), а могут сочетать в себе несколько (конструирование, скрапбукинг, отделка лаком и проч.).
Тот же самый Вини-Пух может быть изготовлен из шишек, помпонов, пластилина. Его реально изобразить на доске или картонке, на ткани или канве.
В зависимости от уровня художественного творчества и приложенных усилий результат – поделка – будет смотреться по-разному.
Атрибутика сказок и их героев
Если придумать поделку – задача немыслимой сложности, можно ограничиться простой атрибутикой. Конечно, вырезанный из картона градусник с сине-красной шкалой никак не сойдет за инструмент Доктора Айболита. Или зеркальце Спящей Красавицы трудно представить без нее самой.
Но горшочек из глины с надписью «Мед» или красная панамка послужат универсальными символами. Их можно присоединить практически к любой типовой игрушке (соответственно, мишке и куколке) – и сказка становится узнаваемой!
Простая указка будет восприниматься как волшебная палочка, если написать на ней HARRY POTTER и покрасить в необычный цвет.
Такие элементарные поделки – примеры того, как воплотить в жизнь идеи из своего образного мышления. Сделать (нарисовать, слепить, склеить) 3-главого дракона или русского богатыря гораздо сложнее, чем, к примеру, машинку из мультфильма «Тачки». Зато и результат будет выглядеть ярче и впечатляюще.
Опера «Елка» (1900)
Владимир Ребиков
Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год
В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происходить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие диссонансов во вступлении очень осовременивает звучание.
В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшенная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.
Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем
Сказка в стихах про котенка чистюлю
Часть 1.
Утром рано на рассвете,
Где-то около шести,
Закричали дети кошки,
Потянулись все немножко,
И умыться поползи.
Самый маленький котенок,
Он еще совсем ребенок,
Долго не хотел вставать —
» — Часик бы еще поспать»!
И будила его мама,
Поцелуем в мокрый носик.
И будили его братья,
Словно громкий паровозик.
И будили его сестры,
Щекотали снова носик…
Не хотел малыш вставать,
Перестали его звать.
Он давно не спал так долго…
Видимо устал немного.
Но в другом была причина,
Наш котенок молодчина!
Ведь коты горазд поспать,
О кошачьем помечтать.
Ему снилось как с утра,
Умывался полчаса.
Чистенькая была шерстка,
Блестит во сне она немножко.
Он и лапки облизал,
И мордашку искупал,
А затем легонько щеткой
Причесал над каждой бровкой.
И немного отряхнувшись,
Распушил он теплый мех.
И от счастья встрепетнувшись
Знал, что ждет его успех!
В отражение погляделся,
» — Ох, какой красивый кот!»
И об ноги он потерся,
И успел съесть бутерброд.
Но прервали поцелуем
Его сладкий, мирный сон,
И он маме улыбнулся…
А потом наоборот:
Прибежали братья, сестры
Завалились всей толпой,
Ведь котят у мамы кошки —
Можно сравнивать с горой.
Часть 2
Наш котенок весь спросонок,
Просопел: » — хочу поспать!»
И давай, еще немного,
Сон приятный вспоминать…
Но тут кормом захрустели,
Подскочил, » — а как же я?»
» — Без меня, уж неужели,
Завтракать идет семья?»
Быстро котик потянулся,
Ото сна он встрепенулся,
И оравою котят
Гордо к мисочкам спешат.
Корм хрустящий из пакета,
Молочко и кренделёк!
Ну, а мама пригрозила,
А котенок невдомек…
Все равно идет он к миске,
Может будут и сосиски?
А потом пойти умыться,
И заставить сон тот сбыться!
Только котик облизнулся,
Как его остановила —
Мама кошка не пустила!
Так, что котик пошатнулся.
Он еще на своих лапках,
Неуверенно стоит!
А на старых теплых тапках,
Днем немножечко сопит!
» — Мама-кошка, я голодный!
Очень хочется поесть!»
» — Мой сыночек, благородный
Правила забыл учесть!»
» — Не умылся пред едой
Ну-ка ротик свой открой?»
» — Ой, какой налет на зубках…
Колтуны на полушубке…
Грязного есть не пущу!
И отца оповещу!»
Хвост поджался,
Шерстка дыбом,
И назад идет изгибом…
Испугался наш малыш,
» — Вот, теперь дружок дрожишь!»
» — Ладно, папе не скажу,
И поесть тебя пущу».
» — Но сначала ты бегом,
Умываться за двором».
» — Да, спеши потом обратно,
Завтрак важен, да ребята?»
И послышалось в ответ:
» — Мяу, еды вкуснее нет!»
Часть 3
Эх, еда и подождет…
Она из миски не уйдет.
А умыться очень важно!
И бежит себе отважно. За углом стоит ведро,
За углом стоит ведро,
» — Ох, холодное оно!»
Ведь коты по своей сути,
От воды бегут, словно от ртути…
Но ведь любят чистоту!
Чистым быть невмоготу.
Но у кошек есть свой способ,
Умываться по утрам.
Надо нашему котенку,
Верить сладким своим снам!
Ведь он учится пока,
Эта ноша велика.
Но ведь мама наказала,
Умываться приказала.
Чтобы завтрак свой доесть,
Надо взять, умыться сесть.
И довольный наш котенок,
Он еще совсем ребенок!
К завтраку спешит опять,
Всех своих есть догонять.
Похвалила мама сына,
Кот наш просто молодчина!
И запомните друзья,
Наш котенок вам судья.
Умываться по утрам —
Первый шаг к другим делам…
Это важная работа!
Чистым быть всегда охота.
А для этого купаться,
Чистить зубы, умываться
Нужно каждому ребенку,
И теленку, и котенку,
И другим еще зверькам.
Доверяйте словам мам!
Суть сказки в стихах про маленького котенка чистюлю напоминает малышам о том, как важно оставаться чистым, поддерживать чистоту и слушать маму! Кроме этого малыш больше узнает о повадках котят. Короткие сказки для самых маленьких детей очень хорошо влияют на развитие в целом. Не забывайте смотреть вместе иллюстрации! Они дополнят сказку яркими красками
Книги для старшеклассников
Эрнест Сетон-Томпсон
- «Все о собаках»;
- «Мустанг-иноходец»;
- «Домино»;
- «Рассказы о животных».
Книги английского естествоиспытателя и художника-анималиста Эрнеста Сеттон-Томпсона, родоначальника литературного жанра о животных, не оставят равнодушным ни одного читателя, поскольку они наполнены неподдельной любовью к братьям нашим меньшим, тонким юмором и глубоким знанием жизни.
Джеймс Хэрриот
- «Всех их создал Бог»;
- «О всех созданиях — прекрасных и разумных».
Джеймс Хэрриот, врач-ветеринар, в своих книгах делится с читателями интересными эпизодами из своей практики, а вместе с этим — своим отношением к четвероногим пациентам и их владельцам, то теплым и лиричным, то саркастическим, очень тонко передавая все это с большой человечностью и юмором.
Джеральд Даррел
«Моя семья и другие звери» — юмористическая сага о детстве Дж. Даррелла, проведенном им на греческом острове в окружении семьи и четвероногих домочадцев, количество которых неуклонно увеличивалось. Веселые приключения и драматические события, новые открытия и забавные происшествия — таким было начало творческого пути будущего знаменитого зоолога и писателя.
Фарли Моуэт
«Собака, которая не хотела быть просто собакой» — это увлекательное повествование о собаке по имени Матт, ставшей достойным и полноправным членом семьи Моуэтов.
Конрад Лоренс
«Человек находит друга» — научно-популярная книга повествует о том, как в истории человечества происходило приручение кошек и собак, и об этой во многом загадочной связи людей и животных.
Джон Гроган
«Марли и я» — история о самой несносной собаке на свете, лабрадоре Марли, которая сумела научить своих хозяев быть настоящей семьей. Трогательная и добрая история о верности, дружбе и всепобеждающей любви. По книге снят фильм.
Джой Адамсон
- «Рожденная свободной»;
- «Живущая свободной»;
- «Свободная навсегда».
Эта трилогия повествует об удивительной судьбе африканской львицы Эльсы, котенком оставшейся сиротой и три года прожившей в усадьбе супругов Адамсон на правах члена семьи.
Чарльз Робертс
«Рыжий лис»
Пол Гэллико
- «Томасина»
- Эрик Найт
- «Лесси»
Джек Лондон
«Белый клык»
Писатель Евгений Чарушин
Евгений Иванович Чарушин в ряду писателей-натуралистов стоит немного особняком, так как он не только писатель, но и замечательный художник, оформлявший в том числе и книги своих коллег по литературному цеху. А еще он — родоначальник творческой династии: его сын Никита Чарушин пошел по стопам отца и занялся иллюстрацией детских книг писателей-натуралистов, а внучка Евгения Ивановича (дочь Никиты Евгеньевича) Наталья не только оформляет книги для детей, но и сама их пишет.
Три поколения Чарушиных соединились вместе в книге «Моя первая зоология» — это сборник небольших познавательных рассказов о животных Евгения Чарушина, проиллюстрированный Никитой Чарушиным и собранный Натальей Чарушиной-Капустиной.
Книга выходила давно, поэтому сейчас, к сожалению, её можно найти не во всех магазинах:Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-ShopПосмотреть в Читай-городе
Скачать картинку сладких снов
Засыпай сокровище мое,
Пусть приснятся добрые, цветные сны,
Ими будешь наслаждаться,
В них с тобою встретимся и мы.
Многие считают, что сон ― это лучшая часть жизни! Для меня это будет так, когда мы будем засыпать вместе. Спокойной ночи!
Закрываю глаза и представляю, что ты сейчас рядом, обнимаешь меня, целуешь, смешишь. С тобой всегда так хорошо! Спокойной ночи, мой любимый!
Желаю тебе самой спокойной и доброй ночи! Пускай твои сны будут только прекрасными, наполненными самыми фантастическими грезами. И пусть эта ночь даст тебе сил для превращения каждой мечты в реальность!
Закрой уставшие глаза
Твой сон я тихо сберегу
Ты уплываешь по волнам
Я подожду на берегу…
Я полюбуюсь на тебя
Ведь ты не против, милый мой?
Я так завидую сейчас…
Себе завидую самой…
Приляг, расслабься, ни о чем не думай… Чувствуешь, кто-то нежно целует твои губы? Не пугайся — это я нежно целую тебя перед сном… Спокойной ночи, дорогой!
Логические задачи для детей 5 лет и старше по теме «Цветы и травы»
Логическая задача 1. Золотой луг
А сейчас я загадаю одну загадку. Вот что случилось однажды летом с детьми. Послушай рассказ и отгадай, почему это произошло? Эта логическая задача доступна детям с 5-6 лет и старше. Для того, чтобы ребенок решил ее, нужно чтобы он пронаблюдал растения в природе и видел, как они то открывают, то закрывают свои лепестки.
Спросите ребенка, что произошло с лугом? Почему он позеленел? Выслушайте его рассуждения. А потом прочитайте ответ мальчика из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:
Логическая задача 2. Удивительные капельки. Автор – Н. Ф. Виноградова
А ты знаешь, что это такое? Как называются эти капельки воды? Будут ли они на траве и цветах целый день? В какое время дня их можно увидеть?
Выслушайте ответы детей и расскажите им о росе. Покажите капельки росы утром. Считается, что роса – к отменной погоде. Проверьте эту примету. Роса появляется тогда, когда ночь теплая, а день обещает быть жарким. Она появляется потому что воздух к утру стал более холодным. Водяной пар, который есть в воздухе тоже охладился и превратился в капли воды – росу.
О том, как купец искал аленький цветочек
Если подарки для старших дочерей купец нашёл относительно легко, то добыть аленький цветочек пришлось, преодолевая преграды в виде разбойников и дремучего леса. Когда купец окончательно сбился с пути и оказался в тёмном лесу, тем не менее понимал – нужно идти только вперед:
Торная дорога или по-другому проторенная, т. е. гладкая. В православном учении нередко жизненный путь сравнивается с узкой дорогой. Каким бы тяжёлым ни был наш путь, воспринимать его нужно как крест, который нельзя поменять, нельзя сворачивать ни вправо ни влево. Тот кого распяли, указал единственный и верный путь. Вот и в сказке, прямая и проторенная дорога в чащобах леса, аллегорически напоминает о необходимости держаться в жизни пути, указанного Христом. Посмотрите, как вознаграждается купец после трудной дороги: он попадает в невиданной красоты дворец, в котором исполняются все сущие желания. Здесь, думаю, аллюзии на Рай вполне понятны.