Сказки про волка: лучшая подборка произведений для детей

Балет «Жар-птица» (1909–1910)

Игорь Стравинский

Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год

Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Рус­ских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царе­виче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украден­ных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выхо­дят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.

В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характер­ными ритмическими перебоями и яр­кими свистами флейты-пикколо; появле­ние Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инстру­ментов. В хороводе царевен Стравин­ский использует цитату из русской народ­ной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».

Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский

Щука

На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!

Синица

Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________

Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.

15 Крылатых афоризмов из басен Крылова

⦁ Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак») ⦁ Кто в лес, кто по дрова («Музыканты») ⦁ Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь») ⦁ Медвежья услуга («Пустынник и медведь») ⦁ У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягненок») ⦁ Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська») ⦁ Вертеться как белка в колесе («Белка») ⦁ А Васька слушает да ест («Кот и повар») ⦁ В семье не без урода («Слон на воеводстве») ⦁ А ларчик просто открывался («Ларчик») ⦁ Слона-то я и не приметил («Любопытный») ⦁ Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей») ⦁ Мартышкин труд («Обезьяна») ⦁ А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет») ⦁ Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)

Иван Андреевич Крылов написал в общей сложности 236 интереснейших, поучительных басен, читать которые очень интересно и познавательно, не только детям, но и взрослым, независимо от места и времени. Умер Крылов 21 ноября 1844 года.

Кошка и Соловей

Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:«Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я, сама,Тебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаюИ часто, про себя мурлыча, засыпаю».Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца —До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.

Демьянова уха

«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай». —«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, —А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ — очищает всю.«Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.________________Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:Но если помолчать во время не умеешь30 И ближнего ушей ты не жалеешь:То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.

14. В. Осеева «Синие листья» (Лабиринт, Ozon, My-shop)

«Синие листья» для меня – этакий привет из советского времени. Все, начиная от одежды детей на картинках, и заканчивая принципами воспитания, напоминает здесь о  нашем детстве. Получив книгу, я даже немного забеспокоилась, приготовившись к тому, что сейчас нас вновь будут в строгой форме поучать о том, как надо уважать старших и т.п. Однако впечатление от книги осталось исключительно положительное. Да, морализаторство, конечно, слегка присутствует. Но в нем нет натужности и занудства. Легко, коротко, понятно, на примере обычных житейских ситуаций Валентина Осеева рассказывает о том, что нужно дорожить дружбой, говорить правду, давать верную оценку своим поступкам.

Популярные статьи  Стрелок И миф – читать о подвигах героя Древнего Китая

Удивительно как в таких коротких рассказах Осеева вмещает столько эмоций. Буквально несколькими фразами она обрисовывает очень яркую картину и целую гамму чувств. Некоторые рассказы трогают до глубины души и могут послужить прекрасным поводом для обсуждения с ребенком.

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________

А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.

Опера «Золотой петушок» (1907)

Николай Римский-Корсаков

Наталия Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914 год

Опера «Золотой петушок» тоже написана на сюжет сказки Пушкина. Открыва­ет сказку Звездочет, который дарит царю Додону  Здесь и далее варианты написания Николая Римского-Корсакова. золотого петушка. Партию петушка исполняет высокий женский голос — сопрано. Шемахан­ская царица — источник всех бед жадного Додона — поет о чудесных землях, где она роди­лась, под акком­панемент арфы и деревянных духовых инструментов. Тема царицы звучит изысканно, с остановкой на высоких нотах; в целом ее ария передает восточный колорит. Только сказка эта не простая. И царство Додона не настоя­щее. Композитор смеется над неудачливым прави­те­лем. Так, на за­седании царской думы звучат скоморошьи темы, а объяснение в любви к Ше­маханской царице Додон поет на мотив народной песни «Чижик-пыжик».

Исполнение: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко, Академический Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Евгений Нестеренко, Борис Тархов, Елена Устинова

Произведения русских классиков о животных

Александр Куприн

«Белый пудель»

Антон Чехов

«Каштанка»

Дмитрий Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Иван Соколов-Микитов

«Осень в лесу»

Лев Толстой

«О животных и птицах»

Михаил Пришвин  

Рассказы

Константин Ушинский

«Слепая лошадь»

Сергей Аксаков

«Рассказы о природе»

Николай Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

Виктор Астафьев

«Конь с розовой гривой»

Иван Тургенев

«Муму»

Павел Бажов

«Серебряное копытце»

В нашей подборке представлена лишь малая часть мирового литературного наследия, посвященного четвероногим друзьям человека. Знакомясь с такими книгами, дети понимают, что их окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.

Творчество Г. Скребицкого

 
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина

Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954)

После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще».
 
Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.
 
Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу.
Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
————————————————————
Рассказы Скребицкого о природе и
о животных.Читаем бесплатно онлайн
 


Читать все рассказы СкребицкогоЧитать рассказы других авторов

Небольшой рассказ про кошку ЛЕНЬ-МАТУШКА

Завела бабуля себе кота. Ну, как завела, приблудился. Сам, пришел однажды во двор невесть откуда и уходить отказался. Бабуля его кормить стала, мышей-то в подполе видимо-невидимо развелось. Без кота тяжко на селе.

Вот день проходит, неделя, месяц. А коту хоть бы хны. Не ловит мышей, только пищу зря потребляет и спит.

Стала его бабуля увещевать:
— Поди, животинка бесполезная, хлеб свой дармовый отработай! Не то, как есть выставлю за двери, а себе другого кота найду.

А коту и лениво и боязно.

Вот настала ночь. Мыши как всегда из своих углов повылезали. Пешком по дому ходят, котовьего духа не опасаются. Посмотрел кот на это дело, наверное, прикинул в уме, что всех переловить не получится и решил договор держать.

Мыши, они как известно, всеядные. На другую ночь умыкнул кот у бабули сыру и стал мышей дрессировать. Лежит, сыр подле себя держит. Мыши на запах гурьбой идут, лакомятся. Кот их не трогает. Чуть одна мышка на хозяйские припасы навострит нос, ту-то кот ее и припугнет. Несколько дней подряд продолжалась такая дрессировка.

Наконец, умные мыши смекнули, что лучше им котовьим угощением лакомиться и горя не знать. С тех пор так и держат свой бартер — кот им еду, а мыши за то чужого не берут, окромя предложенного. И все довольны.

Популярные статьи  Пословицы с антонимами - подборка для урока русского языка

1. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (Лабиринт, Ozon, My-shop)

Начну обзор с одного из наших главных фаворитов в трехлетнем возрасте. Несмотря на немалый объем книги, мы прочитали ее раз 5, не меньше. Это старый добрый Чебурашка!

У меня в детстве такой книги не было, и поэтому я искренне удивилась, когда узнала, что книга с мультфильмом пересекаются крайне мало. Здесь другой сюжет, да и привычные нам персонажи раскрываются более полно. Они такие забавные и наивные, что просто невозможно в них не влюбиться. Мы с Таисией искренне хохотали над их поступками и ситуациями, в которые они попадают.

В какой еще книге вы найдете обезьянку Марию Францевну, которая не могла говорить, потому что за щеками носила все свои богатства в виде гаечек и пуговиц. Или жирафу, у которой все друзья порастерялись по ямам и люкам, пока разговаривали, задрав голову, со своей высокой подругой. Или Гену, который, играя в театре роль Красной Шапочки, объявил волку, что съест его Однако, несмотря на то, что книга написана легко и с юмором, в ней воспеваются такие важнейшие ценности как дружба и взаимопомощь.

Оформление книги тоже выше всяких похвал. Большие и живые иллюстрации на каждом развороте.

Русские литературные сказки

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки. В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

Книги о животных для детей 5-8 классов

Даниэль Пеннак

  • «Собака Пес» — книга французского писателя, трогательная и смешная история о собаке, «воспитавшей» себе хозяина;
  • «Глаз волка» — захватывающая история о волке, запертом в клетке парижского зоопарка, озлобившемся на всех людей, и удивительном мальчике по имена Африка, заставившем его по-иному взглянуть на мир.

Доуди Смит

«Сто один далматинец» — хорошо известная по экранизации, но не менее увлекательная книга об очаровательных собаках, их хозяевах и невероятных приключениях.

Гавриил Троепольский

«Белый Бим Черное ухо» — печальная, берущая за душу история о сеттере Биме, о людской жестокости и собачьей верности.

Кэти Аппельт

«Под крыльцом» — книга о крепкой дружбе собаки, кошки и ее котят, а еще о том, что в мире людей, как и в мире животных всегда есть место верности, любви и счастью.

Нина Гернет, Григорий Ягфельд

  • «Глупая Шершилина, или пропал дракон»;
  • «Катя и крокодил» — смешные и добрые истории о приключениях девочка Кати и ее друзей

Юрий Коваль

  • «Шамайка» — книга об умной и независимой кошке по кличке Шамайка, которая с честью выходит из разных, часто трагических ситуаций дворовой кошачьей жизни;
  • «Недопесок» — повесть о песце по кличке Наполеон Третий, мечтающем о свободе, его друзьях и приключениях;
  • Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».

Юрий Яковлев

«У человека должна быть собака».

Редьярд Киплинг

«Маугли»

Василий Белов

«Рассказы о всякой живности»

Вадим Чернышев

«Река детства»

СОСЕДИ

Дело было заграницей. Въехали мы тогда в новый дом высотный. Отопление, канализация — все как положено. А главное — стены тонкие, почти как из фанеры. Чуть кто из соседей слово скажет, или захрапит, или не дай Бог песни распевать вздумает — все слышно, хоть днем, хоть ночью.

По старой традиции, в жилище свое мы первой кошку пустили. Джульетта у нас смирная была и очень грамотная. Вот обошла она комнаты и обратно к двери вернулась. Стало быть, жить в квартире можно.

Не знали мы тогда, что у соседей сверху тоже кот есть. А вот Джульетта его сразу почуяла. Наступил первый вечер в новом доме. Накрыли мы на стол, сидим празднуем новоселье. А кошечка наша из угла в угол мечется, да наверх поглядывает.

Вдруг откуда ни возьмись раздается громкое «Мяу!». Чужое мяу, незнакомое.
Джульетта ему в ответ тоже «Мяу!».
И ей в ответ — «Мяу!». И она опять «Мяу!».

Так мяукалось долго. Пока мы всю квартиру оббежали, пока выяснили, что источник кошачьих звуков на стороне, у соседей, девочка наша всё переговоры вела.

Ужин уже закончился, посуда помылась, даже постели разобрались. А

Джульетта все не унимается. И ответчик ее тоже.

Настала ночь. А у нас — кошачьи дебаты. Утром мы на работу ушли, сонные. Квартиру замыкаем и слышим все то же:
— Мяу!
— Мяу-мяу!
— Мяу?
Мяу-мяу-мяу

Песня эта неделю целую продолжалась. Житья ни нам, ни соседям не стало. Коты за день высыпались, пока все на работе были, а к вечеру свои беседы затевали.

Под конец мы собрание проблемное устроили и порешили — порознь их держать мочи нет. Пускай вместе обитают — неделю в одной квартире, неделю в другой. После заключения такого мезальянса, разговоры кошачьи в нашем доме стихли, и воцарились мир и сон.

Популярные статьи  Современные пословицы - смеемся, но мотаем на ус

Опера «Елка» (1900)

Владимир Ребиков

Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год

В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происхо­дить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие дис­сонансов во вступлении очень осовреме­ни­вает звучание.

В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшен­ная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы. 

Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем

Опера «Снегурочка» (1881)

Николай Римский-Корсаков

Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы

Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слуша­тели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.

Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная харак­теристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля склады­вается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя

Балет «Конек-Горбунок» (1955)

Родион Щедрин

Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год

Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.

Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струн­ных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.

Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмо­тивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охаракте­ризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».

Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный рус­ский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.

Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин

Сказка про кошку и котят

В одном деревенском домике, том, что на пригорке перед речкой, у мамы кошки родились котята. Три черненьких с белыми ушками, три беленьких с черненькими ушками и один рыжий. Открыли котята глазки и тут же шалить принялись. Играют, клубочками по полу валяются. Только рыжий котенок не играл и не катался. Он тихонечко сидел подле мамы кошки и зорко смотрел кругом.

— Трусишка! – кричали ему братики и сестрички. – Чего боишься? Иди к нам играть!
Но котенок не шел.

Тогда котята придумали смешную кричалку:

— Рыжий котишка, мелкий трусишка,
Хвостик дрожит, носик дрожит,
Смотрите, смотрите – как мышка пищит!

Но котенок все равно не шел с другими играть.
Тут пришла бабушка и принесла котятам молочка. Все бросились пить молочко из блюдца и забыли про котенка.

Вдруг бабушка всплеснула руками:
— Батюшки! Да что же это…

Не успела бабушка договорить, как рыжий котенок выпрыгнул из своей корзинки и мигом поймал здоровенную серую мышь.

Тогда братики и сестрички запели совсем другую песенку:

— Ай да котишка, острый носишка!
Ловкий какой! Быстрый какой!
Мышку поймал он совсем, как большой!

9. С. Прокофьева «Маша и Ойка» (Лабиринт, Ozon, My-shop)

Скажу сразу, мне книга не понравилась. Но не написать про нее я не могу, потому как дочь слушала ее не без интереса, да и в магазинах про эту книгу можно найти большое количество положительных отзывов. Я выскажу свое мнение, а вы почитайте отзывы других людей и примите решение.

Итак, эта книга о двух девочках – Маше и Ойке. Маша – девочка абсолютно положительная, не имеющая недостатков в принципе, Ойка в свою очередь вобрала в себя все отрицательные черты, какие только могут быть у детей. Уже само по себе это деление на хороших и плохих немного настораживает с самого начала книги.

Каждая история – это очередная проблема, возникнувшая у Ойки – жадность, трусость, мокрые штанишки и т.п., с которой она справляется с помощью своих друзей. Я не против добрых поучительных историй (как у того же Пляцковского), но у Прокофьевой мораль слишком уж очевидная. Постоянно наталкиваешься на фразу «Как тебе не стыдно!» и усмешки зверей в адрес Ойки. Более того, частенько Ойку стыдят за огрехи, за которые и стыдить-то смысла нет. Еще никто не перестал писаться в штанишки или бояться темноты от того, что его за это пожурили.

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сказки про волка: лучшая подборка произведений для детей
Загадки про вещи в доме (квартире) для детей с ответами
Загадка про чемодан — подборка головоломок для детей