Тема
Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть её по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девушки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».
В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты её не буди». Он боится спугнуть утро, а вместе с ним милое выражение со щёк и груди девочки.
В стихотворении угадывается сюжет, причём сюжет не лирический, а балладный, с тайной. Это произведение о зарождающемся чувстве. Причём само чувство – любовь – не названо, но угадывается легко по символам, имеющим место в стихотворении: луна, соловей, сердце билось.
Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его творчество наполнено светом и гармонией. Он не стремился описывать политическую ситуацию, острые социальные проблемы, а кон темах любви, природы. Его считают достойным последователем Пушкина, который старался сохранить гармоническое восприятие мира, чистые созерцания природы и переживание прекрасных чувств.
Рассмотрим стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», которое относится к любовной лирике, а также описывает природу. Стихотворение имеет всего лишь 12 строк! Но даже несмотря на такой небольшой объем, автор смог передать все чувства, которые испытывают влюбленные.Все те эмоции, которые они переживают. Если разбирать стихотворение более подробно, то можно заметить, что в тексте отсутствуют глаголы. Однако, это не делает произведение неинтересным, скучным, оно остается подвижным, веселым благодаря определенным словам: колыханье, изменения, лобзания. Автор сохраняет всю чувственность, глубину, но при этом стихотворение наполнено положительными эмоциями.
В произведении передается то радостное состояние, в котором находится влюбленный человек. Вдохновение, счастье, которое переполняет его. Отсутствие глаголов помогает добиться некой гармонии, мелодичности, слова будто бы «льются» очень легко, их звучание прекрасно. Данное стихотворение можно условно разделить на несколько частей. В первой, которая составляет первое четверостишье, описывается первая встреча влюбленный, их еще робкие чувства. Во второй части, (соответственно, которая занимает второе четверостишье) автор описывает прекрасную ночь. Частое повторение слова тени придает некой таинственности. Третья часть представляет собой описание утра, слезы и расставание. Каждая строка показывает искренние эмоции, радость, которую испытывают влюбленные.
Когда читаешь это стихотворение кажется, будто ты находишься в каком – нибудь прекрасном месте, тебя окружает природа, свежий ветерок проносится мимо тебя и на душе невероятно ясно и тепло. Фету удалось изобразить чувство любви, как что-то чудесное, волшебное. Не даром его считают одним из лучших поэтов 19 века.
«Учись у них — у дуба, у березы…» анализ стихотворения Фета, сочинение
Афанасий Фет написал стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…» в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями.
Шел последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил появление стихотворения так — «вырвал из души…»
Тема природы и человека всегда волновала Фета. Ее он раскрывает и в стихотворении «Учись у них — у дуба,
у березы…». Раскрывает он ее настолько полно и серьезно, что начинаешь верить автору, начинаешь извлекать уроки из его коротких, но мощных строк.
Писатель призывает человека мириться с тяготами, невзгодами, трудностями подобно дубам и березам суровой зимой. Деревьям бывает очень не просто пережить зимнее время года. Стоят они, одинокие, безлистные в заснеженном и равнодушном лесу.
Кора на них треснула, все ветви и сучья — в ледяной изморози. Тяжело им, безрадостно, холодно и тоскливо. Но гордо несут сильные деревья свой зимний крест. Это испытание послано им свыше, и они молча терпят его. Писатель обращает
внимание читателя и на выносливость могучего дуба, и на стойкость нежной березки. И это не случайно
Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья
Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце. И это не случайно
Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья. Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце
И это не случайно. Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья
Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце
Воззвание к молчанию по Фету — это воззвание к смиренности и покорности. Мир огромен, величав, иногда надменен — ему невозможно всех утешить и обогреть. Утешение каждый должен находить в вере, в обновленных мыслях, в надежде, в любви к рядом живущим и в светлой памяти об ушедших.
Поэт верит, чтобы вместе с красавицей-весной к людям придет и красота в помыслах, душах, поступках. С теплом на улице появится и тепло в сердце, оттает оно от долгого холода.
Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе — свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание.
Из 1 строфы видно, что береза и дуб стоят в зимнем лесу. Зима, по словам автора, выдалась жестокая. Деревья зябнут.
Стужа меняет их внешний облик. Но они все равно стоят. Автор побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.
2 строфа помогает почувствовать движение зимней катастрофы. Природа рвет и мечет: метель лютует, злится мороз, ветер яростно срывает последние листочки с ветвей. Но деревья по-прежнему немы.
Их молчанием восхищается поэт, призывая людей поступать также.
Из 3 строфы льется на читателя надежда. После холодной зимы всегда приходит живая и теплая весна. Она вносит ясность в прежнюю тревогу, она дышит признаниями и искренностью, она лечит боль от потерь и скорби.
В строке ударение падает на 2, 4, 6, 8 и 10 слог: . Пятистопный Ямб. Рифма перекрестная, женская; мужская.
Изобразительные средства языка помогают понять «живую» связь между жизнью деревьев и жизнью человека:
- Олицетворения, Метафоры : слезы застыли, метель сердито рвет, за сердце хватает холод, они молчат, гений промчится, верь весне. Эпитеты : жестокая пора, напрасные слезы, холод лютый, ясных дней, скорбящая душа.
Лирический герой — человек, который призывает к смирению и стойкости в любых условиях жизненных перипетий. В образе лирического героя можно увидеть людей, которые верят в лучшее будущее и просят разочарованных в жизни терпеть и ждать. Деревья же распускаются весной, несмотря ни на что…
Жанр стихотворения — лирическое стихотворение. Можно в нем заметить черты послания и элегии. Я бы его назвала стихотворением-советом.
Стихотворение Фета А.А. «Никогда»
Проснулся я. Да, крышка гроба. — Руки С усильем простираю и зову На помощь. Да, я помню эти муки Предсмертные. — Да, это наяву! — И без усилий, словно паутину, Сотлевшую раздвинул домовину
И встал. Как ярок этот зимний свет Во входе склепа! Можно ль сомневаться? — Я вижу снег. На склепе двери нет. Пора домой. Вот дома изумятся! Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться. А как он весь успел перемениться!
Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит Недвижными ветвями в глубь эфира, Но ни следов, ни звуков. Всё молчит, Как в царстве смерти сказочного мира. А вот и дом. В каком он разрушеньи! И руки опустились в изумленьи.
Селенье спит под снежной пеленой, Тропинки нет по всей степи раздольной. Да, так и есть: над дальнею горой Узнал я церковь с ветхой колокольней. Как мерзлый путник в снеговой пыли, Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу. Всё понял я: земля давно остыла И вымерла. Кому же берегу В груди дыханье? Для кого могила Меня вернула? И мое сознанье С чем связано? И в чем его призванье?
Куда идти, где некого обнять, Там, где в пространстве затерялось время? Вернись же, смерть, поторопись принять Последней жизни роковое бремя. А ты, застывший труп земли, лети, Неся мой труп по вечному пути!
Стихотворение Фета А.А. — Никогда
См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :
Нимфа и молодой сатир
Постой хотя на миг! О камень или пень Ты можешь уязвить разутую ступе.
Ничтожество
Тебя не знаю я. Болезненные крики На рубеже твоем рождала грудь моя.
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!
Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.
Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей, у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.
Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку, часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».
Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор о и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.
Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.
Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.
Текст: pishi-stihi.ru
«Мы с тобой отворили калитку…»
Более 150 лет назад Афанасий Афанасьевич Фет вступил во владение хутором Степановка.
Когда крепостное право было отменено, Фет стал одним из первых в России фермеров. Вскоре запущенный хутор с недостроенным домом под соломенной крышей превратился в блестящее имение с образцовым хозяйством.
В темноте, на треножнике ярком Мать варила черешни вдали… Мы с тобой отворили калитку И по тёмной аллее пошли.
Шли мы розно. Прохлада ночная Широко между нами плыла. Я боялся, чтоб в помысле смелом Ты меня упрекнуть не могла.
Как-то странно мы оба молчали И странней сторонилися прочь… Говорила за нас и дышала Нам в лицо благовонная ночь.
Афанасий Фет 1856 г.
Трудно найти в русской поэзии более сдержанное стихотворение о первой любви. Тут главное — воздух, трепет, недосказанность и вообще — несказанность. Целомудренное умолчание.
Перед нами поэт отворил калитку, и все остальное мы должны услышать сами: запах остывающего варенья, синий дымок, лесную прохладу, наполняющую двор. Сумерки, тепло и шероховатость серой щеколды, остывающая пыльная тропинка, а дальше — аллея, темная от густо посаженных лип…
Судьба Афанасия Афанасьевича Фета являет одну из самых удивительных загадок в истории русской словесности. Даже те, кто посвятил изучению творчества Фета всю жизнь, не устают поражаться: отчего гениальным поэтическим даром был наделен столь прозаический человек?
Яков Полонский однажды написал Фету, с которым дружил многие годы: «…Я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому невидимый и нам, грешным, невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный… Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений…»
Оброненный цветок, загнутая страница книги, лепет первой листвы — любой пустяк мог пробудить в Фете этого таинственного человека, невидимого окружающим. Вот и скрип калитки — в какие выси чувств и глубины памяти уносит он поэта и нас вместе с ним…
Калитка — слово ныне исчезающее, редко когда его услышишь. Только если летом, за городом. Так и то: где нынче те скромные деревянные калитки, открывавшиеся часто от одного лишь порыва ветра? А помните, в «Дворянском гнезде» Лаврецкий после объяснения с Лизой упирается в закрытую на ночь калитку, ему непривычно, что она закрыта, он секунду медлит, а потом как мальчишка перемахивает через нее. Калитка будто не отпускала его. Забор вокруг усадьбы Лизы Калитиной был границей между миром любви и стихией неприкаянности.
Лиза Калитина… Тоже, наверное, не слепой случай подсказал Тургеневу эту тихую фамилию.
Мы с тобой отворили калитку И по тёмной аллее пошли…
Проходит двадцать лет после написания этого стихотворения, и Фет возвращается на аллею своей юности. Но и тут — не проговаривается. И мы умолкаем, понимая, что нам доверили тайну.
Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть…
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.
Лучшие стихи о любви — те, где нет слова «любовь». Не называть — это вообще черта Фета. Он ведь и о дожде пишет, не произнося слова «дождь». Но мы слышим его:
Две капли брызнули в стекло, От лип душистых мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит…
Как долго, оказывается, можно смотреть в окно. Какое счастье видеть понурые сараи, забор с грустными подтеками дождя и эту калитку под дождем.
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну… Меня не видать, зато сам я всё вижу… Дождусь, непременно дождусь: Калитка вздрогнет, растворяясь, Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго, Долго при месяце будет мелькать покрывало.
История написания
На момент создания произведения «Шепот…» Афанасий Фет уже сформировал собственную форму изложения. Автор изобретал новые стили подачи лирических работ. Рассматриваемое стихотворение вошло в цикл «Вечера и ночи».
Талантом мужчины восхищались знаменитые русские писатели, которые при этом были его хорошими знакомыми. Некоторые из них:
- Гоголь.
- Некрасов.
На момент появления Афанасия на свет родители еще не были в официальном браке, что категорически запрещала церковь. Отец будущей знаменитости был Шеншиным, однако сыну дал фамилию первого мужа супруги. Молодой человек учился в Московском институте, однако желание вернуть себе дворянство заставило его отправиться на службу. Со временем он вновь получил титул дворянина, но свои произведения продолжал подписывать как Фет.
Средства выразительности
Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюблённых. Языковые средства в данном стихотворении отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трёх слов.
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «сонный ручей», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».
Интонация первых двух строф плавная, только в последней строфе она нарастает, и последняя строка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавность стихотворению придаёт аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюблёнными.
А. А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…». Анализ произведения
Время написания
Стихотворение написано в 1883 году.
Тема
Поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года.
Главная мысль (идея)
Природа являет для человека пример стойкости. Весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру.
Поэтика
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Все стихотворение — развернутая метафора.
Стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб — символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.
В первом слове стихотворения — «учись» — и призыв, и совет, и наставление.
Перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».
Так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты переданы природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы.
Используется прием нагнетания напряжения с помощью изменения синтаксического строя: в первой и третьей строфах — преимущественно простые предложения. Во второй строфе используется сложное бессоюзное предложение. Короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тревожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».
Третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»). Меняется интонация. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии.
В концовке сосредоточена вся сила стихотворения:
Но верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Фет использует целый комплекс изобразительных приемов (синтаксических, лексических, фонетических), чтобы выразить сложность душевной жизни человека.
Похожие материалы:
- Темы сочинений по литературе 18—19 веков — —
- СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») — —
- АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» — —
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И А. А. БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…» — —
- «»Мертвые души» Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен) — —
- Мастерство психологического анализа в романе «Преступление и наказание» — —
- Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рамках одного произведения различные темы? — —
- В чем состоят особенности героя в рассказах А. П. Чехова 1880—1890-х годов? — —
- Анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик» — —
- Анализ рассказа «Жена мужа в Париж провожала» — —
- < Назад
- Вперёд >
Анализ стихотворения А. Фета
Болдырева Александра Ученик (61), закрыт 5 лет назад
Целый мир от красоты От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало.
Что такое день или век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно-человечно.
Lily
Мастер (1080) 5 лет назад
Интересное стихотворение. Первый раз его вижу. Я не уверена в точности, но примерно будет смысл таков: Все хорошее и доброе что есть в мире существует бесконечно. Любовь, вера, надежда, дружба, список можно перечислять бесконечно, — это красота нашего мира. Это никогда не иссякнет, не перестанет жить. Будут войны, сорры, смерть, но всё равно останется в наших сердцах всё то хорошее что и было сначала. Красота останется в сердцах людей не смотря не на что, потому что «То, что вечно-человечно. «
«Учись у них – у дуба, у березы» А.Фет
«Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет
Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Анализ стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы»
Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения.
Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает умудренным опытом человеком, является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы», написанное в декабре 1883 года. К этому моменту поэт уже разменял седьмой десяток, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считая, что это занятие наиболее полно соответствует его романтической натуре. К этому времени в русской поэзии уже сформировались различные течения, однако Фет не причислял себя ни к одному из них, считая, что творчество не должно быть регламентировано какими-либо условностями. Его стихи – это состояние души, а в последние годы жизни и плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия, стержнем которого автор считал веру. Причем, не обязательно в религиозном контексте. По его мнению, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил свое стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы».
Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой. Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. Не последнюю роль в этом сыграли и личные переживания поэта, которому довелось быть отвергнутым собственным отцом, но при этом найти надежного друга в лице отчима, обрести любовь всей своей жизни, однако лишиться возможности испытать чувство отцовства.
Во второй строфе стихотворения Фет умышленно сгущает краски, пытаясь через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый». Строчки, наполненные отчаяньем, совершенно не свойственны этому оптимистичному поэту. Однако он осознанно прибегает к подобным сравнениям для того, чтобы создать максимально полный контраст между светлыми и темными сторонами человеческой жизни. Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Более того, Фет убежден, что душевные страдания очищают человека, обнажая его истинную суть. Но только в том случае, если он не утрачивает веру в самого себя. «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», — на такой оптимистичной ноте поэт завершает свое стихотворение, подчеркивая после зимы всегда наступает весна. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить ее светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ведь весна в понимании Фета – это возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобиться каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.
В чем смысл стихотворения?
Смысл этой работы А. Фета состоит в том, чтобы мужественно и спокойно встречать все удары судьбы и посылаемые их испытания. От них все равно никуда не деться, также как дуб и береза не могут избежать наступления зимы. Все, что человек может сделать, это набраться смелости и упорства. Только эти качества смогут помочь человеку пережить все невзгоды, а потом пойти дальше по пути, который уготовила ему жизнь.В стихотворении «Учись у них…» А. Фет раскрыл красоту и силу природы. Он говорил о том, что человеку следует уважать природу и учиться у нее стойкости и мудрости. Ведь дуб и береза знают, что рано или поздно свою борьбу они проиграют: деревья не вечны, а зима как наступала до них, так и будет наступать после них. Однако они все равно продолжают стойко встречать холода каждый год, чтобы потом радоваться весне и лету. Ведь смысл в том, чтобы наслаждаться хорошими моментами жизни, а плохие – просто проживать и забывать о них, не терзая свою душу ожиданием новых испытаний и горестей.
Вариант 2
А.А. Фета принадлежал к представителям «чистой лирики». Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы.
Первая строфа несет в себе идею стихотворения — это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь.
В стихотворении изображаются два дерева, которые изувечил мороз («треснула… кора», «последние листы»), но они молча переносят страдания. К такой же стойкости перед лицом тяжелых жизненных обстоятельств поэт призывает и читателя.
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но деревья ждут прихода весны, которая придет и ее гений все наполнит жизнью и теплом. Так и человек, по мнению поэта, должен знать, что все неприятности рано или поздно закончатся и пройдут: «для ясных дней…, переболит скорбящая душа».
Для изображения зимы и холода А. Фет использует олицетворение «за сердце хватает», эпитеты «злей метель», «жестокая пора». Эти художественные приемы использованы для того, чтобы ярче изобразить суровость зимы и сопоставить ее с жизненными неприятностями, которые влияют на душевное состояние человека.
В концовке стихотворения звучит призыв поэта к читателю верить, потому что, как в природе суровую зиму сменяет теплая весна, так и в жизни человека неприятности не вечны, вслед за ними обязательно будут «ясные дни». И душа будет вновь открыта новому.
Таким образом, в стихотворении поэта весна — это не только время года, но гармонизирующее начало.
Особую поэтику стихотворения и ритмического рисунка создают перекрестные женские и мужские рифмы.
Анализ стихотворения Фета А.А. «Вечер»
Написанное в 1855 году стихотворение «Вечер» пополнило коллекцию пейзажной лирики А.А. Фета. В узком понимании произведение автора не имеет главного героя, лишь его ощущения, которые передаются с тонким намеком на то, что природа жива. Она может «прозвучать», «прозвенеть», «прокатиться» и «засветиться». А вместе с этим, все в ней подчинено своим законам, и каждый день переходит в вечер, после чего наступает ночь, предвестницей которой служит зарница.
Такое любование природой, каждым ее штрихом, очаровывает. Вместе с автором читатель наблюдает угасание дня. Ведь еще совсем недавно шумела роща, река была ясной, и луг манил свежестью. А уже на облаках каймой отражается вечернее низкое солнце. Да и этого предвестника ночи не осталось, тучки разлетелись, словно дым дрогнул на ветру. Оставшееся тепло отдает земля на пригорке, согревая влажный вечерний воздух. Последние огни горящего неба возвестили о скором приходе ночи. Фет искусно, штрих за штрихом дополняет картину уходящего дня, ночь у него диктует свои правила.
Точно выписанные детали конкретны. Время идет, оно не может остановиться и замереть. Сначала медленно, словно нехотя, но день уступает свои права. Об этом свидетельствуют глаголы, что стоят в начале каждой строчки первой строфы. Сравнения помогают оживить эстетическую картину засыпающего дня. Автор словно хочет заставить воображение каждого читателя почувствовать самому контрасты и переливы вечера, и метафоры в этом помогают. Эпитеты делают все признаки вечера более яркими. День еще может подарить свои очаровательные звуки и неповторяющиеся картины.
Размер стихотворения – трехстопный анапест, рифма перекрестная. Это определяет темп, настроение и мелодичность произведения. Оно легкое, живое, «дышащее». Каждая деталь плавно сменяет другую.
Тема
В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.
Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шёпот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придаёт описанию томность и нежность.
Во второй строфе тема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают ещё больше, между влюблёнными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюблённых? Тютчев считал, что именно слёзы показывают наивысший накал страсти.
История создания
Стихотворение было написано автором в 1883 году, когда Фет был уже в преклонном возрасте. Прожив долгую жизнь, он посвятил себя литературному поэтическому ремеслу, выражая накопленную мудрость в своих стихотворениях. К концу 19 века в поэзии сформировалось множество течений, однако сам Фет не хотел относить себя ни к одному из них, потому что не хотел действовать в рамках какого-либо направления. Свободомыслие и неординарность стали ключевыми чертами поэзии Фета.
Переплетая в своём творчестве сразу несколько идей и черт разных направлений, Фет создавал гибриды. «Учись у них» нельзя отнести только к пейзажной или только к философской лирике, это совмещение двух основных тем. Более того, в произведении отчасти присутствует религиозная тематика.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На заре ты её не буди.История создания – стихотворение было написано в 1842 г. в том же году его напечатали в журнале «Москвитянин».
Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девушки, любовь и страдание.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девушки, рассказ о душевных переживаниях героини. Стихотворение состоит из пяти катренов.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Жанр – лирическое стихотворение.
Метафоры – «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».
Эпитеты – «подушка её горяча», «горяч утомительный сон».