Как рождается Афродита
Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.
Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».
Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра — городе Пафос — находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.
Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.
Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».
Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы — Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.
Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.
Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах — бессмертна и почитается как божество.
Повествование о Нарциссе
Богиня красоты Афродита была благосклонна только к тем людям, которые высоко почитали её. Тех же, кто противился её власти и отказывался от её даров, она немилосердно наказывала. Так случилось с прекрасным юношей Нарциссом, сыном речного бога и нимфы. Он был очень красив, и все, кто видел его, сразу же влюблялись в него. Но гордый Нарцисс никому не отвечал взаимностью.
Однажды влюбилась в красивого юношу нимфа Эхо. Однако Нарцисс гневно отверг её, заявив, что лучше умрёт, чем будет всегда с ней
Неудача постигла и другую нимфу, которая тоже имела неосторожность полюбить его. Обидевшись, она пожелала гордому Нарциссу испытать безответную любовь, дабы понять, что чувствует отвергнутый человек
Афродита сильно разозлилась на юношу, ведь он пренебрегал своей красотой – даром, посланным ему богиней. За гордыню и холодность по отношению к другим она решила его жестоко покарать.
Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Склонившись над ручейком с чистой прозрачной водой, он увидел в нём своё отражение и страстно влюбился в него. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя. От этого открытия ему стало ещё хуже. Постепенно силы покидали красавца, он понимал, что погибает, но не мог оторваться от своего отражения в воде. В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Так поплатился юноша перед Афродитой за свою гордыню и пренебрежение дарованной ему красотой.
Замужество с Гефестом
Согласно мифологической версии истории Афродиты, из-за непревзойденной красоты богини Зевс боялся, что другие боги начнут сражаться и спорить друг с другом. Чтобы этого избежать, он заставил Афродиту выйти замуж за кузнеца Гефеста, хромого и уродливого.
По другой версии истории Гера (мать Гефеста) бросила ребенка с горы Олимп, считая, что уродливым нельзя жить с богами. Он отомстил своей матери, создав небесной красоты трон, который захватил ее. В обмен на освобождение Гефест попросил у богов Олимпа руки Афродиты.
Гефест удачно женился на богине красоты и ковал ей свои прекрасные украшения, в том числе цест, золотой пояс, который сделал ее более неотразимой для мужчин. Недовольство Афродиты этим организованным браком заставляет ее искать подходящих любовников, чаще всего Ареса.
Согласно преданиям, однажды бог солнца Гелиос заметил Ареса и Афродиту, тайно наслаждавшихся друг другом в доме Гефеста, и быстро сообщил об этом олимпийскому супругу Афродиты.
Гефест хотел поймать незаконных любовников и поэтому изготовил специальную тонкую и прочную сеть бриллиантов. В нужный момент эта сеть была наброшена на Ареса и Афродиту, застывших в страстных объятиях. Но Гефест был не удовлетворен своей местью — он пригласил богов и богинь Олимпа увидеть несчастную пару.
Некоторые прокомментировали красоту Афродиты, другие с нетерпением выразили пожелание оказаться на месте Ареса, но все издевались и смеялись над ними. Как только смущенная пара была освобождена, Арес бежал на свою родину, во Фракию, а Афродита удалилась в Пафос на Кипре.
После разрушения Трои, Афродита попросила своего сына, Энея, забрать отца, жену и отправиться из Трои. Эней сделал, как велела ему мать, и путешествовал по Средиземному морю, чтобы добраться до итальянского полуострова, где его потомки построили Рим.
Об этом говорится в эпическом стихотворении Вергилия «Энеиде», ставшее вершиной в латинской литературе. В римском эпосе Венера (в греческом варианте Афродита) теперь считается богиней-хранителем Рима. Один миф рассказывает, когда Юнона (в греческом варианте Гера) пыталась открыть двери Рима для вторжения армии, Венера стремилась сорвать ее планы наводнением.
Мифы греческой мифологии
Главными богами у древних греков считались боги Олимпа, отнявшие власть у титанов (богов старш. поколения). Времена Эгейской цивилизации были темными, невозможность объяснить явления природы породила мифы о том, как произошел мир. По мнению греков, сначала был Хаос — вселенная, откуда и зародилось всё земное. Гея была первой богиней на земле, а Уран — властителем неба. У них были дети, шесть титанов — гигантов и шесть сестер — титанид, которые были на столько ужасны, что вселяли страх. Все вместе они олицетворяли природные катастрофы и стихии.
Все титаны боролись за власть между собой. Уран боясь и страшась своих детей, которые имели вид циклопов и других нелицеприятных обликов, низверг их в Тартар. Его сын Кронос, чтобы предотвратить этот беспредел, захватил власть и лишил Урана детородной функции. Но, Кронос тоже опасался, что его собственные дети так же свергнут его с трона и стал пожирать их. Его жена Рея решила спасти одного ребенка и укрыла его на Крите. Это был Зевс, он возглавил, впоследствии, пантеон из двенадцати богов, которые имели человеческий облик и имели все присущие людям страсти и пороки. Но, отличались они от людей своим бессмертием. Боги нередко спускались на землю, чтобы вступить с людьми в любовные отношения и продлить род героев.
Мифы о богах Древней Греции стали известны, благодаря табличкам Эгейской культуры с линейным письмом, которое смогли расшифровать только в двадцатом столетии.
Тип этого письма относится к крито — микенскому периоду. Писатели того времени использовали мифы для своих литературных сюжетов. Наиболее известны — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Так же,можно прочесть не менее интересные произведения Эсхила, Софокла, Еврепида. В четвертом веке до н.э. стали появляться мифографы, к ним относятся: Геродот Гераклийский, Гераклит Понтийский, Гиппий и другие.
Внешность и деятельность богини
Среди красавиц Олимпа Афродита выделялась особенным очарованием. Греки описывали её как прекрасную юную девушку с золотыми локонами, уложенными в подобие венка. Черты лица богини были нежными и мягкими.
Рядом с нею всегда были верные Оры и Хариты, что прислуживали богине, помогали ей облачаться в свои наряды. Когда она спускалась на землю, её встречали птицы и звери, собираясь у ног богини. Каждый шаг Афродиты дарил земле весну и радость, а вокруг неё распускались цветы.
Афродита — покровительница любви в Древней Греции – G I I H – / giih.artstation.com
Греки считали Афродиту одной из самых могущественных обитательниц Олимпа. Не только люди, но и боги подчинялись её воле, ведь над силой любви никто не властен. Пожалуй, единственными богинями, кто мог противостоять власти Афины, были три покровительницы, отрицавшие всякие любовные отношения – Артемида, Афина и Гестия.
А вот боги-олимпийцы, напротив, мечтали о благосклонности прекрасной властительницы чувств. Несмотря на это, брак Афродиты был спланирован совсем не ею. По решению царицы богов, Геры, супругом красавицы стал хромой бог-кузнец Гефест.
Артемида и Алоады
Алоады — это собирательное название двух гигантов, а именно Отуса и Эфиальта. Они были сыновьями-близнецами Посейдона, бога семьи и смертного по имени Ифидемия. Оба брата были агрессивными охотниками. Алоады вынашивали план штурмовать Олимп, дом богов путем укладки трех горы, а именно Олимпос, Осса и Пелион, один поверх другого. Их основным мотивом было получить доступ к богиням Артемиде и Гере; Отус желал Артемиду, а Эфиальт желал Геру. Арес, греческий бог войны, пытался остановить их, но Ахтае удалось победить его. Впоследствии они заключили Ареса в бронзовую урну на острове Наксос. Артемида пришла на остров Наксос и попросила братьев — близнецов освободить Ареса и обещал себя Отусу. Не в силах принять единогласное решение, Отус и Эфиальт начали спорить, и тем временем Артемида превратилась в красивого оленя и помчалась между ними. Будучи охотниками, они оба бросают свои копья на оленя, но не попали в цель и вместо этого убили друг друга копьями.
Артемида как охотница — Скульптура в Лувре, Париж
Артемида и Адонис
Адонис был сыном Теаса, царя Сирии и Мирры, дочери Теаса. Будучи удивительно красивым молодым человеком, Адонис считался богом красоты, а также был смертным любовником богини Афродиты. К сожалению, он умер во время охоты, когда на него напал дикий кабан, которого послала Артемида. Согласно версии мифа, Адонис был наказан Артемидой, потому что он был высокомерным и хвастался, что он был лучшим охотником, чем она. Есть и другая версия мифа. Ипполит был сыном Тесея, основателя города Афин. Он отказался почитать Афродиту и вместо этого стал преданным почитателем Артемиды, поклявшись ей в целомудрии. В качестве акта мести Афродита заставила Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита, безумно влюбиться в него. Однако Ипполит отверг успехи Федры, и это заставило ее покончить жизнь самоубийством. Неправильно истолковав предсмертное письмо Федры, в котором содержались ложные обвинения против Ипполита, Тесей проклял своего сына до смерти или, по крайней мере, отправил его в изгнание, призывая своего отца Посейдона для исполнения проклятия. На пути в изгнание Ипполит был убит морским монстром, посланным Посейдоном по просьбе Афродиты. Так как Адонис был самым дорогим у Афродиты, а она была ответственна за смерть Ипполита, Артемида убила Адониса, чтобы отомстить за смерть Ипполита.
Смерть Адониса (1709) — Джузеппе Маццуоли
Афродита — Греческая мифодогия
Афродита
Афродита
Афродита («пеннорожденная») в греческой мифологии богиня любви и красоты, пронизывающей весь мир. Богиня Афродита родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чём сообщал автор поэмы «О природе вещей» Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни.
Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц — нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой, ассирийской Иштар, шумерской Инанной. Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее «своей богиней»), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.
Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста — самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса.
В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения
Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции — в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.
Гермес в греческой мифологии
Гермес известен, как покровитель путешествующих и вещающий богам. Был хитрый и ловкий, чем снискал покровительство Зевса. Гермес, когда был в колыбели, совершил великую кражу у Аполлона, а после взросления, украл у великана нимфу Ио. Покровительствовал ремеслам, науке и спорту, посредничал между людьми и богами Олимпа. Гермес сопровождал людей после смерти, изобрел лиру и сочинял музыку. Почитание греками заслужил за изобретение мер длины и веса, алфавита и цифр. Изображали этого бога в золотых сандалиях, с жезлом, которые украшали змеи. С помощью золотого жезла Гермес дарил людям вещие сны.
Ящик Пандоры
Однажды титан Прометей, защитник людей от произвола богов, подарил человечеству огонь. И тогда люди перестали бояться огня, который раньше принадлежал только богам. Они научились работать, творить, обогревать жилище, и зажили счастливо. Верховного бога священного Олимпа это не устраивало, ведь огонь был одним из символов божественной силы, которой он пугал простых смертных.
Решил он испытать людей, но сделал это хитро, послав на землю в качестве Зла прекрасную девушку. Создать девушку он поручил своим детям и богам Олимпа — Гефесту, Афине, Афродите и Гермесу. Каждый из них привнес в облик и характер героини что-то свое:
- Гефест, как виртуозный кузнец, сковал ее из земли и воды;
- Афродита, как богиня красоты, подарила ей чудесную внешность;
- Афина, как богиня мудрости, одела ее в прекрасные одежды и вдохнула в нее изобретательность;
- Гермес, как бог красноречия, ловкости ума и хитрости, вложил в ее душу лживость и лицемерие.
Божественное создание нарекли Пандорой — именем, которое обозначало «наделена дарами богов». Зевс приказал отвести девушку к брату Прометея. Выбор его был не случайным: он был зол на Прометея и знал, что тот всегда предупреждал своего брата не принимать подарков от владыки Мира. Но Эпиметий, когда увидел красоту Пандоры, забыл про напутствия брата, влюбился в нее, и взял в жены.
В доме Эпиметия вдруг появился большой ящик, который стоял в углу. Что это за ящик, никто не знал, но все решили, что его лучше не трогать, интуитивно чувствуя исходящую от него опасность. Пандора несколько раз пыталась его открыть, но в последний момент передумывала. Однажды любопытство взяло вверх, и она приоткрыла крышку странного ящика. И что же она увидела? Оттуда, как из рога изобилия, посыпались все людские пороки: зло, болезни, зависть, месть.
Даже маленькой щелочки было достаточно, чтобы все злосчастья, как птицы разлетелись по миру. Пандора в испуге захлопнула крышку ящика. Но было поздно! Это мстительный Зевс наслал на человечество грехи, несчастья, беды и болезни. Даже маленькой надежды оно лишилось, ведь она осталась на дне злополучного ящика.
Аполлон
Рождение. Бог света Аполлон родился на острове Делос. Его мать Латона нашла приют на этом острове, так как Гера преследовала её по пятам и послала страшного змея Пифона. Рождение Аполлона ознаменовалось потоками яркого света.
Борьба с Пифоном. Юный Аполлон грозил всему злому и мрачному, он отправился в жилище Пифона, вызвал его на дуэль и победил. Апполон зарыл его в землю священного города Дельфы, там же он создал свое святилище и оракул.
Аполлон у Адмета. Искупая свой грех Аполлон пас стада царя Адмета, он сделал их великолепными и помог получить руку царицы Алкесты. Кроме этого он правил хором муз. Его составляли Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Так же Аполлон может и наказывать. Именно он наказал сыновей Алоэя — Отта и Эфиальта, они грозились взгромоздиться на небо и похитить Геру и Артемиду. От руки Аполлона пострадал и фригийский сатир Марсий, он осмелился состязаться с ним в игре на арфе, которую бросила Афина, прокляв инструмент, так как он обезображивал её лицо. Аполлон выиграл соревнования и приказал повесить Марсия, содрав с него шкуру.
Дионис
Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.
Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.
От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.
По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.
Артемида и Орион
Орион был красивым охотником, рожденным в региональной единице древней Греции под названием Беотия. Однажды, во время охоты в лесу, Орион увидел молодую и красивую Артемиду, которая также отправилась на охоту. Вскоре они стали охотится вместе. Охотясь вместе, они соревновались в стрельбе из лука. Ночью они сидели у костра и рассказывали друг другу о своей жизни. Однако Аполлон, брат- близнец Артемиды, приревновал. Он не одобрял их дружбу из-за страха, что его сестра может влюбиться в Ориона и выйти за него замуж, несмотря на ее обеты целомудрия. Поэтому Аполлон разработал план по прекращению их дружбы и послал гигантского скорпиона, чтобы убить Ориона. В середине ночи началась великая битва, и существо направило смертного к морю. С другой стороны, Аполлон навестил свою сестру и солгал о том, как злой человек изнасиловал Опоса, одну из ее гиперборейских жриц, и уплыл на далекий остров, надеясь избежать ее гнева. Разозлившись и взбешенная гневом, Артемида помчалась к морю и выпустила стрелу с целью убить Ориона. Вскоре она поняла , что совершила ошибку и с большой печалью, она положила тело Ориона среди созвездий , как дань их величественной дружбы.
Диана над трупом Ориона (1685) — Даниэль Сейтер
Рождение Афродиты
Одно только имя Афродиты указывает на самую распространённую версию о её происхождении. В переводе с греческого “афрос” значит “пена”. Однако о рождении богини любви известно целых два варианта мифа.
В «Теогонии» говорится, что во время противостояния богов и титанов детородный орган оскоплённого Урана упал в море у острова Кифера. Взбив воду и превратив её в пену, он дал жизнь прекрасной Афродите.
Впрочем, более популярным стал миф о появлении Афродиты у берегов Кипра, из-за чего богиню называли Кипридой. Согласно ему, у берегов острова появилось скопление пены, из которой на поверхность всплыла прекрасная раковина. Раскрывшись, она подарила миру покровительницу любви.
Рождение Афродиты / Alexandra GaudiBuendia Khitrova / gaudibuendia.artstation.com
Возлюбленные и дети Афродиты
Каждый из олимпийских богов желал видеть себя супругом очаровательной богини любви, но увы, женщины – соперницы, даже среди бессмертных, бывают безжалостны. Ревновавшая своего мужа Зевса, верховная богиня и покровительница браков Гера, устроила брачный союз Афродиты с самым некрасивым и хромым богом — кузнецом Гефестом. Но мифы древней Греции повествуют, что этот брак оказался непродолжительным, возможно ей не удалось полюбить супруга, и она не стала растрачивать на него свое время.
К тому же, она предпочитала изменять своему нерадивому супругу с Аресом, богом войны. В этих отношениях она родила от него много божественных детей:
-
Купидона, помощника в любовных делах;
-
Антероса, следящего за взаимной любовью;
-
Гимерота, отвечающего за страсть;
-
Гармонию;
-
Деймоса, сеющего ужас;
-
Фобоса, внушающего страх;
-
амазонок.
В числе ее божественных любовников, от которых она также народила не по одному ребенку, были боги:
-
Гермес (дети – Гермафродит, Пито, Приап, Тюхе);
-
Дионис (дети – Талия, Аглая, Евфросина, Гименей);
-
Уран (дочь Ананке);
-
Посейдон (сын Эрикс).
После каждых таких связей, Афродита принимала морские ванны и восстанавливала тем самым свою девственность.
Как и положено покровительнице высоких чувств, Афродита не только внушала всем любовь, но и сама не избегала ее. Одним таким проявлением, принесшим ей много слез, стал любимец Персефоны Адонис. Появившийся от Смирны, а точнее от миртового дерева, мальчик был передан на воспитание Персефоне, скучающей богине подземного царства. Афродита, увидев красивого юношу, влюбилась в него и захотела увести с собой, но для этого ей пришлось использовать пояс любви. Так, Адонис забыл о Персефоне и стал ее возлюбленным. Это была самая счастливая пара на Олимпе.
Но Персефона тоже женщина, она не могла простить сопернице похищение любимого юноши. Она подговорила яростного военного бога Ареса, желавшего и дальше видеть Афродиту в своих объятиях, на убийство Адониса, который мог навсегда остаться с Персефоной в ее подземном царстве. Арес исполнил волю Персефоны, убив Адониса, когда тот находился на охоте, превратившись в огромного вепря. Афродита так горестно оплакивала своего милого, что даже сам Зевс решил сжалиться над ней, рассудив спор двух богинь по справедливости. Адонис проводил в царстве живых с Афродитой с весны по осень, а зимой спускался к Персефоне, в царство мертвых.
Были у известной красавицы отношения и со смертными людьми, некоторые из них так же закончились рождением детей, в будущем известных воинов и героев Эллады и греческих легенд:
-
от Адониса – Зариадр, Бероя, Гистапс;
-
от Анхиса – Лир и Эней.
Персей
У царя Аргоса Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи. И тогда Акрисий построил подземный дворец и заключил туда свою дочь. Но Зевс полюбил Данаю и проник во дворец в виде золотого дождя, после чего у Данаи родился сын Персей. Услышав смех Персея Акрисий испугался и спустившись во дворец заточил дочь в ящик и бросил его в море. После долгих скитаний Персей нашел прибежище у царя Полидекта.
Когда Персей вырос, Полидект послал его за головой Медузы-горгоны. На помощь Персею пришли Афина и Гермес. После долгого пути Персей пришел в ту страну, где жила горгона и убил её, а голову положил в сумку.
После долгого пути усталый Персей нашел прибежище у Атласа, но тот прогнал его и тогда Персей показал ему голову Медузы и Атлас превратился в камень. Вернувшись к Полидекту он показал ему медузу, так как тот не верил ему. В Аргосе он убил своего деда Акрисия.
Афродита в искусстве и литературе
Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше — голуби, а в море — дельфины.
Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.
Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита — богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.
Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит — пошлую и небесную
Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая — это жизнь ума — дочь Крона (Хроноса — времени), вторая — жизнь духа — дочь Зевса (Неба), и третья множественная — множество человеческих душ — афродит, наделенных любовью.
Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.
Артемида в Троянской войне
Артемида в эпической Илиаде Гомера играет незначительную роль в Троянской войне, которая велась против города Трои со стороны греков. Так, Аполлон, брат Артемиды, был бог — покровитель Трои и выступает за троянцев. Она также приняла сторону Трои. Известный эпизод в начале Троянской войны включает битву между королем Трои Агамемноном и Ахиллесом, величайшим греческим воином. Как раз перед осадой Трои, король Агамемнон, плывя на судне к городу, хвастался, что его охотничьи навыки лучше, чем у богини. Недовольная этим Артемида вызвала штиль на море и остановила плавание Агамемнона в Трою в качестве формы наказания. Пришел оракул и сказал Агамемнону, что единственный способ убедить Артемиду позволить им продолжить свое путешествие — принести в жертву его старшую дочь, Ифигению, богине. Сильно желавший войну с троянцами, Агамемнон солгал своей дочери о женитьбе на Ахиллесе и должным образом предложил её в жертву. Тем не менее, Артемида, являющаяся покровительницей и защитницей молодых девушек,заменила девочку на оленя на жертвенном алтаре и сделал Ифигению жрицей в ее святилище в Тавриде.