Maus: Краткое содержание рассказа выжившего
Книга I
В начале Книги I Арт прибывает в дом своего отца, Владека, чтобы записать воспоминания своего отца о Холокосте для книги, которую он планирует написать напиши о жизни своего отца.
Владек начинает свой рассказ с юношеской жизни в Сосновце, Польша, в годы, предшествующие Второй мировой войне.Он знакомится и женится на Ане Зильберберг, молодой умной женщине из обеспеченной семьи, которая помогает ему основать собственную текстильную фабрику.
После рождения сына Ришье Аня страдает от тяжелого приступа послеродовой депрессии, и Владек сопровождает ее в санаторий в Чехословакии, где она будет лечиться. По пути они становятся свидетелями распространения нацизма и антисемитизма по всей Центральной Европе, но все еще относительно защищены от этого в Чехословакии.Аня выздоравливает, и они возвращаются в Польшу. Владек обнаруживает, что в его отсутствие его фабрика подверглась вандализму, что является зловещим предзнаменованием грядущего насилия.
С началом Второй мировой войны Владек уезжает на фронт в качестве польского солдата, где он попадает в плен к немцам. Когда его, наконец, выпускают из лагеря для военнопленных, он возвращается в Польшу, которая сейчас оккупирована немцами, которые проводят там свою антисемитскую политику.
Владек теряет фабрику, но делает все возможное, чтобы зарабатывать на жизнь на черном рынке.
Постепенно евреев отправляют из его родного города в лагеря, включая пожилых бабушек и дедушек Ани. После перевода в гетто Владека, Аню и их семью отправляют на стадион Динст, куда депортируют в лагеря отца, сестру и детей его сестры. Владек, Аня и другие члены их семьи отправляются с остальными евреями Сосновца в Сродулу. Владек и Аня отправляют своего сына Ричье на хранение к родственнику в другой польский город, но позже они узнают, что евреев там тоже депортируют в лагеря.
Во избежание депортации сестра Ани Тоша покончила жизнь самоубийством и отравила Ричье и ее собственных детей. Когда становится ясно, что немцы собираются отправить остальных евреев Сосновца в лагеря, Владек и Аня скрываются на ферме недалеко от Сосновца. Они платят контрабандистам за их транспортировку из Польши в Венгрию, но контрабандисты передают их немцам.
Владека отправляют в Освенцим, а Аню — в Биркенау.
Условия в этих лагерях ужасные, но Владек может выжить, продавая свои навыки оловянника и сапожника.Он также может накопить достаточно пайков, чтобы обменять трансфер Ани в Освенцим из Биркенау. Они проводят в лагерях год до тех пор, пока союзники не за горами, немцы решат разобрать лагеря и завершить казнь евреев в разных лагерях в Германии.
Владек попадает в Дахау, где условия еще хуже, чем в Освенциме, и заболевает тифом. Затем его вместе с другими заключенными перевозят к швейцарской границе, где они ожидают освобождения. Но немецкие солдаты провожают их в лес, видимо, чтобы казнить.Немецкие солдаты убегают, прежде чем осуществить свой план, опасаясь ответных действий со стороны американских солдат.
После очередного побега Владек и его товарищ по заключению и друг Шивек прячутся в фермерском доме, пока американские солдаты, наконец, не захватят город. Владек возвращается в Сосновец, где воссоединяется с Аней. Они эмигрируют сначала в Швецию, а затем в Соединенные Штаты, где начинают новую жизнь и новую семью с рождением Арта, их второго сына.
Параллельно с личной историей Владека проходит история написания романа Артом, осложненная его напряженными отношениями с отцом.Арт до сих пор испытывает неурегулированный гнев и депрессию из-за самоубийства своей матери в 1968 году, и некоторые из этих чувств направлены на Владека, которого он считает отчасти причастным к ее смерти. Владек повторно женился, и его вторая жена Мала тоже пережила Холокост, но они постоянно ссорятся из-за денег. В конце Книги I Арт приходит в ярость, узнав, что Владек уничтожил все дневники Ани с войны.
Книга II
Книга II начинается с Искусства, учитывая критический и коммерческий успех Книги I.Когда он начинает рассказывать историю жизни Владека в Освенциме, Арт также размышляет о своих противоречивых чувствах, связанных с написанием статей о Холокосте, и разговаривает со своим терапевтом о своих отношениях с отцом. Отпуск Арта и его жены Франсуазы прерывается, когда им звонит Владек, который сообщает им, что Мала ушла от него, забрав с собой приличную часть их денег.
Мала и Владек в конце концов воссоединяются и вместе переезжают во Флориду. Во Флориде здоровье Владека ухудшается, и Арт летит во Флориду, чтобы сопровождать отца в больницу в Нью-Йорке.Пока Владек временно выздоравливает, состояние его сердца ухудшается. Роман заканчивается, когда Владек заканчивает рассказ Арту о своем воссоединении с Аней в Сосновце.
Опера «Снегурочка» (1881)
Николай Римский-Корсаков
Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы
Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слушатели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.
Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная характеристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля складывается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя
Книги для детей 7-10 лет
Виталий Бианки
«Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.
Евгений Чарушин
«Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.
Ольга Перовская
«Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.
Холли Вебб
«Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.
Владимир Дуров
- «Мои звери»;
- «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.
Эдуард Успенский
«Невероятные истории про любимых питомцев»
Виктор Лунин
«Зверье мое»
Вера Чаплина
«Питомцы зоопарка»
Вячеслав Чиркин
«Тошка, собачий сын»
Эдуард Тополь
«Еду я на осле!» и другие смешные истории»
Юрий Дмитриев
«Лесные загадки»
Николай Сладков
«Лесные тайнички»
Юрий Дмитриев
«Сказки про Мушонка и его друзей»
Феликс Зальтен
«Бемби»
Константин Сергиенко
«До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.
Серия книг про Мико и Мимико
4 книги и в каждой по две истории про мышонка Мико и его игрушечного друга Мимико. Все книги посвящены взаимоотношениям Мико с Мимико и Мико с мамой (папа в книгах не упоминается).
В возрасте 2-3 лет эти книги были самыми любимыми у сына: он каждый раз, когда мы собирались читать, доставал их с полки и приносил мне.
Истории простые, без морализаторства, текст легкий, его не мало, но даже у маленького ребенка получается следить за сюжетом.
Иллюстрации яркие, приятные, большинство занимают страницу полностью. Малыши с удовольствием их рассматривают.
Идеальный возраст для серии про Мико и Миммико 2-4года. Детям старше уже будет не интересно.
Балет «Спящая красавица» (1889)
Петр Чайковский
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921 год
В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетворением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.
Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудовище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представлена индивидуально как музыкально, так и хореографически. Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ передается с помощью вьющихся мелодий, исполняемых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантастических птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.
Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин
Великий мышиный сыщик
-
Оценка
7,7 / 7,2 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
мюзикл, детектив, приключения -
Страна
США -
В главных ролях
Винсент Прайс, Бэрри Ингэм, Вэл Бэттин -
Режиссёр
Рон Клементс, Барни Мэттинсон -
Длительность
74 минуты -
Студия
Silver Screen Partners II, Walt Disney Pictures -
Дата премьеры
23 июня 1986 -
Сценарий
Ив Титус, Пол Гальдоне
Время ностальгии: в эфире ламповая история про мышиного Шерлока Холмса и его пухленького усатого помощника. Мультфильм снова начинается со слез милого ребенка, и причина вновь в пропаже отца. Мыш-детектив Бэзил, пусть и без особого энтузиазма, поможет ушастой сиротке. К тому же дело в этот раз непростое: вскоре похищают и местного создателя игрушек, а два пропавших мужчины в сюжете — это явно не совпадение. И раз за основу взяты персонажи из произведений Артура Конана Дойла, без крысиного Мориарти не обойдется.
Расследование заведет героев в темные уголки старого Лондона. Улочки неблагополучных районов, пугающий магазин детских игрушек, огромная толстая кошка с блестящими глазками — любители триллеров и хорроров на этом добром дестком мультфильме довольно улыбнутся. А еще в декорациях спрятаны небольшие пасхалки от студии Disney, заметить которые довольно сложно. Например, в одной из сцен с криповыми игрушками можно встретить известного слоненка, чьи ушки больше похожи на мышиные.
Трейлер:
Балет «Конек-Горбунок» (1955)
Родион Щедрин
Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год
Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.
Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струнных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.
Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмотивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охарактеризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».
Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный русский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.
Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин
Стихи сказки о мышонке и кошке
В нашей кухне, возле печки
Есть волшебное местечко.
Дверка с крошечным замком,
А за ней мышиный дом.
Ровно в полночь из-за печки,
Прихватив для света свечки,
Мышки дружною толпой
Отправляются в разбой.
Поедают крупы-каши,
Выпивают квас из чаши,
Подкрепляются картохой,
И жонглируют горохом.
Тихи-тихо, не шумят
Кошке спать они велят.
Как проснется — вот беда!
Мышек съест она тогда.
Но пока не слышит Мурка,
Спит, блестящая тужурка.
На ночь молока попив,
Голод вдоволь утолив.
Сытым спать всегда охота,
Целый день у них зевота.
Толи дело натощак
Отловить мышей пятак.
А пока они шуруют,
Тут и там еду воруют,
Чтоб кладовочки свои
Все забить под потолки.
Вы хозяева животных,
Мышеловов доброхотных,
Мой послушайте совет —
Не давайте им котлет.
Не давайте масла, сыра,
Пирогов и хлеб с тандыра.
Не давайте молока,
И сырого творога.
И тогда котейки ваши,
В необычном пилотаже
Мышкам всем объявят бой
Нрав раскрыв свой волевой.
Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя
-
Оценка
8,0 / 7,9 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
фэнтези, драма, комедия -
Страна
Франция, Бельгия, Люксембург -
В главных ролях
Ламбер Вильсон, Полин Бруннер, Энн-Мари Луп -
Режиссёр
Стефани Обье, Венсан Патар -
Длительность
80 минут -
Студия
La Parti Productions -
Дата премьеры
23 мая 2012 -
Сценарий
Даниэль Пеннак, Габриэль Венсан
Мышиный мир строится на медвежьих зубах — таким тезисом шокирует зрителей этот сюжет. В мультфильме показывают два кардинально разных мира: подземная цивилизация мышей и внешняя — медведей, и эти вселенные тут действительно тесно связаны. Другой парадокс: герои мультика нарушают законы, игнорируют нормы, сажают мораль на вертел, рискуют жизнью — и это все еще картина для детей. Чудесная история дружбы двух существ, которые отчаянно ищут свое место в мире и сопротивляются требованиям быть как все.
Эрнест — большой и неуклюжий медведь, который живет в нищете и готов на что угодно, лишь бы усмирить голод. На что угодно, кроме работы и честного труда, а вот копаться в мусорках и подворовывать — почему бы и нет. Селестина — милая мышка, растет в приюте и готовится, как и все мыши, изучать стоматологию. В отличие от братьев и сестер-грызунов, Селестина любит рисовать и не боится страшных историй про медведей, которыми пугают всех мышат.
Очевидно, как пересекутся пути героев: один будет искать пропитание, а другая — укрытие. Ну а какая великая дружба не начиналась с попыток съесть своего будущего бро? Короче: «Медведь охотится на мышь» смотреть бесплатно и в хорошем качестве. Охота удастся даже лучше, чем хотелось бы Эрнесту, ведь поймает могучий хищник не ужин, а соулмейта. Правда, тут же на обоих героев начнут охотится полицейские из обоих миров, но настоящую дружбу такими мелочами не сломить.
И да, про качество: при просмотре мультфильма можно услышать запах гуаши и акварели.
Трейлер:
8 Сказка как кошки и мышь поссорились
В стародавние времена кошки с мышками тесную дружбу водили. Ходили друг к другу в гости, и на прогулках часто под ручку их можно было увидеть.
Раз встретились в одном уютном ресторанчике пятеро друзей — четыре кота и одна мышка. Уселись за стол, заказали покушать: немного икры красной, сырную нарезку и еще рыбки. Сидят, беседуют, время мирно проводят. О высоком говорят.
Тут официант приходит и сообщает, что нет икры, и рыбки тоже нет. А есть один только сыр. Мышь этому, конечно же обрадовалась. А вот коты загрустили. Стали они жаловаться, мол, плохое место. Надо бы в другой ресторан идти.
Но мышке-то уходить без надобности. Ей и здесь сытно.
Тогда один из котов в шутку говорит, что останутся они лишь при одном основании. Если только мышка всю эту сырную тарелку в одиночестве слопает, а потом они вчетвером слопают наеденную до отвала мышь. Так по справедливости будет.
Не поняла мышка шутки этой. Зашумела, завозмущалась. Покинула в гневе ресторан и домой пошла.
А на другой день рассказывает своим друзьям, мол, так и так, съесть они, видите ли меня хотели. Новость эта быстро по округе разнеслась, и вскоре все мыши знали, что коты способны на подлость. Ну а коты-то, что? Терпели, крепились, да в итоге и в самом деле стали мышами питаться. Ведь, недаром же говорят — как судно назовешь, так оно и поплывет.
Читать также:
Маленький рассказ про кошкуСказка про котятКотейка-Охотник РАССКАЗРассказ о собаке БобикБлагородные особы РАССКАЗ про собаку и кошку
Сказки про весну: весенние разговоры в лесу
В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.
Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.
Э. Шим. Всему свой срок
Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети
Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!
Произведения русских классиков о животных
Александр Куприн
«Белый пудель»
Антон Чехов
«Каштанка»
Дмитрий Мамин-Сибиряк
«Серая шейка»
Иван Соколов-Микитов
«Осень в лесу»
Лев Толстой
«О животных и птицах»
Михаил Пришвин
Рассказы
Константин Ушинский
«Слепая лошадь»
Сергей Аксаков
«Рассказы о природе»
Николай Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
Виктор Астафьев
«Конь с розовой гривой»
Иван Тургенев
«Муму»
Павел Бажов
«Серебряное копытце»
В нашей подборке представлена лишь малая часть мирового литературного наследия, посвященного четвероногим друзьям человека. Знакомясь с такими книгами, дети понимают, что их окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.
Балет «Золушка» (1944)
Сергей Прокофьев
Артур Рэкем. Иллюстрация к сказке «Золушка». 1919 год
Балет на неизменный сюжет сказки Шарля Перро. Измученная постоянной работой Золушка (даже ее лирическая тема звучит устало) мечтает поехать на бал, ее противные сестры Кривляка и Злюка ссорятся из-за шали (их карикатурность и вредность подчеркнуты суховатой оркестровкой и диссонансами); Принц поначалу ведет себя высокомерно, но любовь его преображает: на балу он появляется под гром фанфар, а как только видит Золушку, музыка мгновенно меняется на лирическую. Преображением Золушки, как и положено по сюжету, руководит крестная, но переодевает девушку команда фей всех времен года под сюиту танцев. И, конечно же, на балу звучат всевозможные придворные танцы: паспье, бурре, мазурка, менуэт. А в середине праздника, когда гости пробуют угощения, оркестр исполняет марш. Он был сочинен Прокофьевым раньше для другого произведения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919). Любовь Золушки и Принца зарождается под звуки Большого вальса, но — часы бьют полночь: на фоне тремоло скрипок и пассажей кларнетов мерно отсчитывают время ксилофон и стук деревянного бруска. Еще одно напоминание о неумолимом времени — бой часов, который сопровождает весь балет.
Исполнение: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Духовой оркестр Большого театра, дирижер Геннадий Рождественский, солисты Аркадий Футер и Михаил Черняховский
Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)
Сергей Прокофьев
Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год
Сергей Прокофьев написал музыкальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотников. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.
Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недовольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.
Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высокомерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.
Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац
Опера «Елка» (1900)
Владимир Ребиков
Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год
В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происходить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие диссонансов во вступлении очень осовременивает звучание.
В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшенная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.
Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем
«Сказка об умном мышонке» — продолжение приключений
Свое произведение («Сказка про глупого мышонка») Маршак оставил с открытым финалом, хотя для большинства он был очевиден, так как вполне логично предположить, что кошка проглотила уснувшего глупого мышонка.
Однако через некоторое время автор написал другую сказку, пролившую свет на судьбу непослушного мышонка. Это «Сказка об умном мышонке». В ней оказалось, что хитрая кошка не съела малыша, а забрала с собой, желая сначала поиграть с ним в кошки-мышки. Но непоседа оказался далеко не глупым и смог сбежать от нее. Вот только по дороге к родной норке, где его ожидала встревоженная мать, ему пришлось стать участником еще многих опасных приключений.