Мордовские пословицы и поговорки

Традиции и обычаи мордовского народа

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.

Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций

Легенда о Хозяине погоста

До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.

До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.

«Жена – всему голова»

Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.

При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.

Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены».

Ножницы под подушкой

Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.

После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.

Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.

Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.

Национальная одежда и внешность

Мордовские пословицы и поговорки

На первые взгляд, одеяния мокши и эрзи абсолютно идентичны, но в реальности между ними имеются существенные различия. Например, представительницы второго этноса носили головной убор, украшенный выступом, который по форме напоминал рог.

Наряд эрзянок включал в себя белоснежную сорочку и расшитый кафтан. Взрослые барышни надевали пояс пулай, декорированный бахромой из шерсти и бисером. Обязательным элементом являлась застежка на груди под названием сюлгамо.

Одежда мокши немного напоминала костюм тюркских племен. Помимо двурогого головного убора, на волосы часто накручивали тюрбан из платка. Пояса пулай у них не было, вместо кафтана люди облачались в яркие платья.

Представители сюлгамо также имели свой национальный наряд. Помимо вышеперечисленных элементов в одежде, они надевали наколенники из шерсти.

Этнос Мордвы отличался и по внешнему виду. Эрзя имели вытянутое лицо, светлые вьющиеся волосы и глаза серо-голубого оттенка. Основная часть представителей мокши – это темноокие брюнеты с широким лицом.

Мордва

— один из народов Поволжья и Прикамья, состоящий из двух этнических групп — эрзя и мокша. Обе группы до настоящего времени сохранили свои самоназвания, языки и особенности материальной культуры. Проживают в Мордовии, а также в сопредельных областях России. Мордовские языки — эрзя и мокша — входят в волжскую подгруппу финской группы угро-финской семьи языков

Беда одна не ходит (эрзя)

Без братьев можно жить, а без соседа — никогда(мокша) Без времени снятое яблоко — кислое(мокша) Без женщины-хозяйки дом пустой Без знания и лапоть не сплетешь Без кривых деревьев леса не бывает Без плохого нет хорошего, без хорошего нет плохого Без пословицы не проживешь, от неё никуда не уйдешь Бог тогда поможет, когда на руках мозоли появятся Большой на маленького сверху смотрит В гостях хорошо, а дома лучше(эрзя) В начале смеешься — в конце плачешь В собачью пасть пальцы не суй В тюрьму путей много, а оттуда только один(мокша) В чужом доме хлеб слаще(мокша) Велик коровий язык, да только облизывать годный(мокша) Весной волк шерсть меняет, а повадки — никогда(мокша) Ветер не подует — лес не зашумит Вечер покажет, каков был день(эрзя) Вовремя сказанное слово дороже золота Выше живота не прыгнешь Где много нянек, там дети больше болеют(мокша) Где молния, там и гром Где нянек много, там дитя безного Где огонь, там и дым Горячо начал — холодно кончил(мокша) Два века не проживешь Девушка растет для чужого, парень — для хозяйки Дерево гнётся, пока оно молодо(мокша) Дети без падения не растут Длинным языком хорошо только облизывать(мокша) Добрая молва лежит, а плохая бежит Дурная слава стоит, а худая бежит Его язык острый, как иголкой колет Ешь-пей в меру — не будет болеть живот Живут, как собака с кошкой Жизнь прожить — не плетень плести Жизнь прожить — не поле перейти Жнущий серп всегда блестит(мокша) Здоровье — богатство Зимой за малиной не ходят Злой человек везде зло творит Знания дороже денег И в пшенице сор бывает И колесо вокруг своей оси вертится(мокша) И на хорошем дереве бывают сухие сучья И скворец иногда по-соловьиному засвищет(мокша) И филин своих птенцов хвалит И хорошее и плохое не забывается(мокша) Из малого выходит большое Из песни слова не выкинешь Избалованный ребёнок — не кормилец Иногда и безумный скажет умное слово Каждое начало имеет свой конец(мокша) Как в лесу деревья не одинаковы, так и люди Как не всё видишь, так не всё и слышишь(эрзя) Как ни мни лыко, ремнем не станет(мокша) Какая мать, такая и дочь Какая у него натура, такая и шкура(эрзя) Каков вопрос, таков и ответ Каков корень, таковы и ветки Каков отец, таков и сын Каков посев, таковы и всходы(эрзя) Какова мысль, такова и речь(мокша) Какова яблоня, таковы и яблоки Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья(эрзя) Какое начало, такой и конец Какой муж, такая и жена Какой поп, такой и приход Какой учитель, такие и ученики Клоп маленький, да спать не даёт Кого любишь, с тем на край света пойдешь Конец покажет, какое было начало(мокша) Красота не в глазах, а в благородном сердце Кривое коромысло не выпрямишь Кто волком родился, тот волком и умрет(мокша) Кто молчит, тот больше слышит Кто не родится, тот не умирает Куда зайдешь — подумай, как выйти обратно Куда иголка, туда и нитка Куда лапоть, туда и обора(эрзя) Ласковый теленок двух коров сосет Лишняя соль портит пищу, лишнее слово — речь(мокша) Лошадь есть — хомута нет, хомут купил — лошадь пропала(мокша) Маленькая лошадь до смерти жеребёнок Маленький горшок скорее сварится(мокша) Маленький топор рубит большое дерево Мать сказала — Бог сказал Молва летит, как пуля Молодой слабее умом, старый — здоровьем Молодость дважды не приходит(эрзя) Молодость не возвратишь, а старость всегда придёт

Пословицы и поговорки

Дурго мацl — дурго тушман

— Язык твой — враг твой (дословный перевод).Жинцаго бухъаралъуве живго кколев — Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.Кlудияб гьецlо гьитlинаб квартlица бекулеб — И маленький молоток разбивает большой камень.Чияр чода рекIани — хехго гъоркье рештIуна — На чужую лошадь сядешь — быстро с неё упадёшь.БацIица гIамал толаро — Волк нор не меняет.Хехаб лъим ралъдалъе щоларо — Быстрая вода до моря не дошла.Сабур алжаналъул кIул — Терпение — ключ от рая.БетIер хIалтIичIони — хIатIал свакала — Если голова не работает ноги устают.ГIемер кlалъай — гIарац батани, кlалъачlого чlей — месед буго — Слово — серебро, молчание — золото.Бикъани — вакъила — Украл — голодал. (т.е., тот, кто крадёт, будет голодать).ГІонкІкІол кето гьабуге, катил гъалбацІ гьабуге — Не сделай из мышки кошку, а из кошки льва. ~ Делать из мухи слона.{jllikelock}ГIурухъ щвечIого хьитал рахъуге — Не снимай башмаки, пока не зашёл в реку.АхІмакъасда кодоб тІилги кьвагьулеб — В руках дурака и палка выстрелит.Абураб рагІи — рехараб чІор — Сказанное слово — выпущенная стрела.Гlи цlунизе бацl тоге, яс цlунизе вас тоге — Не ставь волка сторожить овец, не оставляй парня стеречь девушку.Лъим гlадин лъазе — Знать как свои пять пальцев (как воду).Лъади лъикlав лъикl вуго, лъади квешав квеш вуго — У кого жена хорошая — хорошо живет, у кого жена плохая — плохо живёт.Анищазул хурзал рекьани, хІамикІучІал рижула — Если поля засеешь мечтами, вырастут ослиные какашки.Инчlого къоги беццуге, вихьичlого чиги веццуге — Не хвали день, пока не пройдёт, не хвали человека, пока не узнаешь.Берцинасде — кlкlуй-кlкlуй, кlкlубасде — цlа-цlа — На красивого дым стремится, на смуглого пламя стремится.Аллагьасухъ балагьун гьекъолебила гlанкlуялъ лъим — Даже курица пьёт воду, смотря на Аллаха.Гьитlинго щвараб цlали – ганч1ида бикlараб накъищ — Знания полученные смолоду — это как узор выбитый на камне.Гlодоб тlураб лъим нахъе бакlаруларо — Пролитую воду обратно не соберёшь.Цlогьорасда ккола киналго цlогьал ругин — Вор думает, что все на свете воры.Гlанкl бихьарасул гуро, ккурасул буго — Заяц принадлежит не тому, кто увидел, а тому, кто поймал.Рокъоб хlелеко, къатlиб гlанкlо — Дома – петух, на улице – курица.Лъим бакунин букъваларо — Сколько воду ни бей, суше не станет.Кlвахlалаб бацl бакъун хола — Ленивый волк сдохнет с голоду.Кlудияв чиясул хабар – рагl цlураб месед — Слово мудреца дороже золота.Цlа хехго бакарагlан рохъо гlемер бахъула — Раньше огонь разведёшь – больше золы будет.Нусго рукъалъул бетlергьан – сабру буго — Терпение – хозяин ста домов.Лъикlаб хабаралъ мегlер бихила — Доброе слово горы свернёт.Гlемер лъай дагь кlалъай — Много знай мало разговаривай.{/jllikelock}

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.

Предварительный просмотр:

1.1 Возникновение календаря. 4-5

1.3 Использование пословиц, поговорок о погоде в художественных произведениях. 9-10

С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

Дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе в пословицах и поговорках. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают нам о погоде и предстоящей смене времени года.

Современный календарь состоит из двенадцати месяцев и каждый из них имеет своё название. Кроме сегодняшних названий, месяцы имели и другие. Эти названия, конечно же, даны были не случайно. Много веков назад не было метеорологических станций, которые могли бы определить прогноз погоды

А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости

Их в русском языке достаточно много, они делают нашу речь красочной, образной, а вместе с тем, могут иметь практическую ценность. Пословицы, поговорки, связанные с народным календарём, часто мы встречаем в художественной литературе.

Изучать малые жанры УНТ о природе и погоде – очень интересное занятие. Заинтересовавшись этим материалом, я выбрала тему для исследования: «Календарь погоды в пословицах, поговорках русского народа». Актуальность моей работы заключается в необходимости сберечь пословицы. Цель работы:

Объектом исследования являются пословицы и поговорки.

Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание, анкетирование. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.

Материалом исследования стал сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», художественные произведения А.Т. Твардовского, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, А.С. Пушкина.

1. Теоретическая часть

1.1 Возникновение календаря.

Хранящаяся в Британском музее глиняная плитка – памятник вавилонского календаря. Фрагмент надписи, сделанной 400 лет до н.э., гласит: «Когда Солнце окружено кругом, то выпадет дождь». Это предсказание верно и поныне, сегодня оно звучит так: «Если венец вокруг Солнца появился летом – к дождю, зимой – к большому снегу».

В России самым старинным считается рукописный календарь, датированный 1670 годом, а первым печатным календарём следует считать «Святцы или календарь», изданный Копиевским в Амстердаме в 1702 г.

В этом календаре, кроме дней недели, астрологических предсказаний и указания времени восхода и захода Солнца в Москве, даны сведения о временах года, рекомендации о поддержании здоровья и прогнозы погоды. Затем появился напечатанный гражданским шрифтом «Календарь повсеместный, или месяцеслов Христиански. По старому стилю или летоисчислению. На лето от воплощения Бога Слова 1710. Напечатан в Москве. Лета Господня, 1709. Декабря в день». Он содержал астрономические данные – фазы Луны, сведения о предстоящих в 1710 г. затмениях, а также предсказания погоды, правда, весьма неопределённые, например, «морозно нечто, легче воздух студёный, мягкой погоды». Многолетние целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями природы в России берут своё начало с 1721 г. Пётр І предложил А. Меншикову: «Когда деревья начнут раскидываться, тогда велите присылать нам веточки оных, понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». А указом государя, изданным 28.03. 1722 г., предписывалось адмиралу Крюйсу вести систематические записи о состоянии погоды в Петербурге. С этого времени была организована первая в России Служба погоды, получила дальнейшее развитие русская фенология – наука о сезонном развитии живой природы. За границей подобных научных исследований не велось, и Россия многие годы была лидером в этом направлении. Начиная с 1770 г. в календари стали помещать статьи «О предзнаменовании погод по барометру, по ветру и виду атмосферы». Так, например, читаем: «Если ртуть барометра, шкала которого разделена от 26 до 29 дюймов, стоит на 28 дюймах и 6 линиях или ещё выше, летом жар, а зимой стужа, и в здешних местах дуют ветры северо-западный и северо-восточный, то можно надеяться, что несколько дней простоит ясное небо. Но сие правило в меньших широтах, например в Астрахани, требует изъятия: там бывают и дождь и снег». С 60-х годов 19 века предсказания погоды – задача метеорологии – науки о погоде.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы. Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

Мордовские пословицы и поговорки

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Переделанные поговорки и пословицы Смеха ради.

#1 greta

Error

  • Группа: Неактивированные
  • Сообщений: 6 469
  • Регистрация: 27 августа 13
  • Выплачено: 2033,15 руб.
  • Заработано: 0 руб.

За двумя зайцами погонишься — от обоих схлопочешь. Терпение и труд мозги перетрут. Слово не воробей — догони и добей. На обиженных водку возят. Семь раз промолчи и один раз крякни. От труда сдохнет рыбка из пруда. На заразу зараза лезет. На ловца и халява бежит. Одна голова хорошо, а две — некрасиво. Ломать не строить пинать не целовать. С кем поведёшься от того и блох нахватаешься. С кем поведешься, от того и забеременеешь. Жить надо весело, а умирать — шумно. Лучше один раз увидеть, сто раз оглохнуть. Упал с самолёта — учись летать.

#2 ostrovitjanin

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 138
  • Регистрация: 26 августа 13
  • Выплачено: 47,8 руб.
  • Заработано: 15,1 руб.
  • Город Черноголовка

#3 greta

  • Автор темы
  • Error
  • Группа: Неактивированные
  • Сообщений: 6 469
  • Регистрация: 27 августа 13
  • Выплачено: 2033,15 руб.
  • Заработано: 0 руб.

#4 jumagulopa

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 102
  • Регистрация: 28 августа 13
  • Выплачено: 34,3 руб.
  • Заработано: 3,9 руб.

#5 greta

  • Автор темы
  • Error
  • Группа: Неактивированные
  • Сообщений: 6 469
  • Регистрация: 27 августа 13
  • Выплачено: 2033,15 руб.
  • Заработано: 0 руб.

Не откладывай на завтра то, что моно ваще не делать.

Не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра.

Не откладывай на завтра то, что отложил на сегодня.

Кто рано встаёт, тому весь день хочется спать!

И волки сыты, и овцы целы. Светлая память пастуху и собаке.

Любишь кататься-люби и катайся))

#6 jumagulopa

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 102
  • Регистрация: 28 августа 13
  • Выплачено: 34,3 руб.
  • Заработано: 3,9 руб.

лесу и медведь архимандрит.

В долг давать — под гору метать, а в долг брать — с земли поднимать.

Есть привычка, есть и отвычка.

Кто больше всех спит, тот меньше всех живет.

Шутить над другим — любить шутку и над собой.

Шире, грязь, — навоз едет.

#7 lana73

Могу быть модератором

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 018
  • Регистрация: 06 сентября 13
  • Выплачено: 1700,45 руб.
  • Заработано: 0,3 руб.

Своя Наташка ближе к телу

Чем дальше в лес (влез), тем ближе вылез.

#8 greta

  • Автор темы
  • Error
  • Группа: Неактивированные
  • Сообщений: 6 469
  • Регистрация: 27 августа 13
  • Выплачено: 2033,15 руб.
  • Заработано: 0 руб.

Что народ-то думал на самом деле..

Полные варианты пословиц и поговорок имеют часто прямо противоположный смысл своим общеупотребительным версиям.

• Бабушка надвое сказала . • Бедность – не порок . • Везет как утопленнику . • Ворон ворону глаз не выклюет . • Гладко было на бумаге . • Гол как сокол . • Голод не тетка . • Губа не дура . • Два сапога пара . • Девичий стыд – до порога . • Дело мастера боится . • Дорога ложка к обеду . • Дураку хоть кол теши . • За битого двух небитых дают . • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. • Зайца ноги носят . • делу время, потехе час. • Комар лошадь не повалит . • Кто старое помянет – тому глаз вон . • Курочка по зернышку клюет . • Лиха беда начало . • Молодые бранятся – тешатся . • На чужой каравай рот не разевай . • Не все коту масленица . • Не печалится дятел, что петь не может . • Новая метла по-новому метёт . • Один в поле не воин . • От работы кони дохнут . • Палка, о двух концах . • Повторенье – мать ученья . • Повторенье – мать ученья . • Пьяному море по колено . • Пыль столбом, дым коромыслом . • Расти большой, не будь лапшой . • Рыбак рыбака видит издалека . • С пчелой поладишь – медку достанешь . • Семь бед – один ответ . • Собака на сене . • Старый конь борозды не испортит . • Тише едешь – дальше будешь . • У страха глаза велики . • Ума палата . • Хлеб на стол – и стол престол . • Чудеса в решете . • Шито-крыто . • Язык мой – враг мой .

Крапива

В древности славяне считали, что крапива отгоняет злых духов и может уберечь от порчи. Клали веточку крапивы в карман в качестве оберега, плели браслеты или вешали венок из этой травы на забор.

Один из самых распространенных рецептов из «царицы» трав — щи из крапивы. Рецепт щей встречается в книге «Поваренные записки» Сергея Друковцова, датированной 1779 годом: крапиву бланшировали и добавляли к ней яйцо, говядину и сало. Иногда в щи с крапивой кладут щавель, чтобы добавить им кислоты. Еще крапиву до сих пор добавляют в салаты, омлеты, сушат на зиму.

Крапива улучшает пищеварение, облегчает кашель, используется в шампунях и других косметических средствах.

Мария Бунина

Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.

Мордовские пословицы и поговорки

Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.

Мордовские пословицы и поговорки

Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.

Мордовские пословицы и поговорки

Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Мордовские пословицы и поговорки

Клевер

Народное название этого цветка в России — кашка, так что неудивительно, что его едят. Особенно этим балуются дети — летом их привлекают соцветия, полные сладкого нектара. Пчеловоды изготавливают светлый клеверный мед с янтарным оттенком. Также цветки клевера высушивают и заваривают как чай. На Кавказе цветки клевера квасят и добавляют зимой в салаты. В прошлом, в голодные времена, сухие соцветия и листья клевера добавляли к муке при выпечке хлеба. Зеленью заправляли щи и ботвинью.

Медицина сравнивает полезные свойства клевера с действием женьшеня. Он помогает при сахарном диабете, бронхиальной астме, малокровии, используется как антисептическое средство.

Религия

Основная часть народа мордвы – люди верущие. Среди них встречаются молокане, старообрядцы и даже лютеране. Однако, разница в верованиях не мешает народу иметь общие традиции, имеющие языческие корни. Те, что сохранились с незапамятных времен.

Почитатели традиций и обрядов язычества, народы мордвы верили в тысячи божеств. Каждая вещь или явление природы у них имели свое отдельное божество. Женских богов было больше всего: Вирява – лесная богиня и муза, Чиава – светлая, солнечная муза, Кудава – нимфа дома и уюта. Каждая богиня обязательно была замужем. Ее супруг покровительствовал той же стихией или явлением.

Интересный факт!

Несмотря на религиозное разнообразие народов, на сегодняшний день большинство из них исповедует православие.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами. Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.

Мордовские пословицы и поговорки

Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались. В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Пословица

Пословица

— (валмуворкс — м., валмеревкс — э.), паремический жанр мордовского фольклора; устойчивое, ритмически и грамматически оформленное изречение, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. Выступает в речи как самостоятельное суждение; многофункциональна. Смысл пословиц и их образы характеризуют различные стороны действительности. В мордовских пословицах отражены природа и отношение к ней человека: м. Лямбе тундать удосак — кельме тялоть сюдосак, э. Лембе тундонть удосак — кельме теленть сюдосак «Тёплую весну проспишь — холодную зиму проклянёшь». Есть П. о возрасте людей: м. Сире ломань лангса тят пееде, тонцьке сире улят, э. Сыре ломань лангсо иля пейде, тонськак сыредят «Над старым человеком не смейся, сам старым будешь». В нек-рых П. отражены семейные отношения: между мужем и женой (м. Эрь нармонць кельги эсь пизонц, а ломанць — эсь кудонц, э. Эрьва нармунесь эсь пизэнзэ шны, а ломанесь эсь кудонзо «Каждая птица хвалит своё гнездо, а человек — свой дом» или «Каждый кулик своё болото хвалит»), родителями и детьми (м. Кодама марлюсь, стама марьське, э. Кодамо умаринась, истямо умареськак «Какова яблоня, таково и яблоко» или «Яблоко от яблони недалеко падает»). Многочисленны П. о труде: м. Тёждя тевсь валса азомс, да стака сон тиемс, э. Тевесь шождыне меремс, но стака теемс «Легко о деле сказать, да тяжело сделать».

В пословицах используются разнообразные художественно-изобразительные средства: сравнение — м. Вача ломань зверьда кяжи, э. Вачо ломань зверде кежей «Голодный человек злее зверя»; олицетворение — м. Кельмось пакарень пачк ётай, э. Кельмесь ловажань пачк юты «Мороз до костей пробирает»; м. Лямбось пакарь аф синди, э. Лембесь ловажат а синтри «В тепле кости не ломит» или «Пар костей не ломит»; метафора — м. Кудса коцькарьгаське — эрявикс кядьс кундама, э. Кудосо коцькерьганоськак — кедьёнкс «В избе и кочерга — нужная вещь» и др. Нередко П. содержит антитезу: м. Тят кенярде мумста, тят ризна юмафтомста, э. Иля кенярдо, зярдо муят, иля ризнэ, зярдо ёмавтат «Не радуйся находке, не грусти о потере»; м. Кие лама корхтай, ся ёньфтома валхтка ёфтай, э. Ки ламо корты, се превей валт а ёвты «Кто много говорит, тот и глупости наговорит». Умелое использование пословиц делает речь живой и выразит. Пословицы в мордовских языках изучал К.Т. Самородов.

Тексты

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. — Саранск, 1967. — Т. 4. — Ч. 1; Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. — Саранск, 1986; Мокшень пословицат (Валмуворкст). — Саранск, 1953.

Аварцы

Главная Sayings Помощь Каталог

— одна из горских народностей Северного Кавказа. Проживают в Дагестане, а также в Азербайджане. Аварский язык входит в дагестанскую группу восточно-кавказской семьи языков

Война не родит сына, а, родив, убивает Войску, не имеющему вождя, на войне не выпадет счастья Волк и лиса подрались, лиса слизала кровь Волк не пугается, когда осёл треплет ушами Волку позволено и на двух жениться Воробей думает только о просяном поле Ворона каркнет — сокол не подешевеет Ворона обнаружила, говорят, жильё карканьем Рекомендую авторские стихотворения на ancif.ru. Только лучшие стихи, просто супер!

С помощью поиска можно выбрать лучшую народную мудрость мира, необходимую именно Вам и именно сейчас. Поиск по всей коллекции: «Пословицы и поговорки народов мира»

Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог

Две составляющих мордвы

Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя — лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.

Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год

Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.

Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.

Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.

В. Е. Маковский «Крестьянка» (1897). Этюд к картине мордовская свадьба

Формирование мордовского народа

На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.

Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.

Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса — муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.

Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.

На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.

До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.

Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.

Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.

Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты

Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков.

Мордва нашего времени — это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.

Кипрей или иван-чай

Впервые целебный напиток из иван-чая упоминается в рукописях XII века. Русский правитель того времени Александр Невский после битвы с крестоносцами впервые попробовал у местных монахов в Копорье (недалеко от Санкт-Петербурга) целебный напиток.

На следующий день он почувствовал небывалый прилив сил и дал указание местному населению собирать траву (кипрей узколистный) для этого чая, чтобы облегчить страдания его воинов в бою. Массовое производство чая на основе кипрея началось при императрице Екатерине II в XVIII веке. Тогда иван-чай стали поставлять в российскую и некоторые европейские столицы. Это была местная и бюджетная замена китайскому чаю.

Раньше иван-чай можно было встретить во многих домах, где заготавливали травы, он широко распространен на территории России. Причем, зеленую часть кипрея добавляли в зеленые щи и салаты. Из высушенных корней делали суррогатный кофе. Сейчас чаще всего его используют для изготовления чая и меда («кипрейный мед»).

Иван-чай рекомендуют пить при авитаминозе и простуде, для профилактики инсульта и инфаркта, заболеваниях мочеполовой системы.

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мордовские пословицы и поговорки
Скандинавские мифы и легенды читать онлайн для детей