Пословицы с наречиями для уроков русского языка

Правописание НЕ в наречиях

НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО:

  1. в наречиях, которые без НЕ не употребляются — НЕизбежно, НЕгодующе;
  2. в наречиях на -О, которые можно заменить синонимами без НЕ —НЕвысокО = низко, НЕдалекО = близко;
  3. в отрицательных наречиях — НЕгде, НЕкуда.

НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО:

  1. в наречиях на -О при наличии противопоставления с союзом А — НЕ высоко, А низко;
  2. при наличии отрицательных наречий или сочетаний вовсе не, далеко не, отнюдь не, совсем не — смотреть этот фильм ДАЛЕКО НЕ
    интересно;
  3. с наречиями в сравнительной степени — НЕ хуже, НЕ лучше;
  4. с наречиями НЕ на -О — НЕ очень красиво, НЕ совсем хорошо, НЕ здесь, НЕ туда.
  5. со словом ТАК — НЕ ТАК удачно.

Грамматические признаки наречия

Грамматическая неиз­ме­ня­е­мость отли­ча­ет наре­чие сре­ди всех частей речи рус­ско­го язы­ка У него нет падеж­ных форм, форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла, как у имен суще­стви­тель­ных или при­ла­га­тель­ных, лич­ных форм, как у гла­го­лов. Наречие не скло­ня­ет­ся и не спря­га­ет­ся.

Только наре­чия с суф­фик­сом -о, -е, кото­рые обра­зо­ва­ны от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, могут иметь сте­пе­ни срав­не­ния: срав­ни­тель­ную и пре­вос­ход­ную.

  • гром­ко — гово­ри гро­мче, более (менее) гром­ко; гром­че всех;
  • твёр­до — ста­ло твёрже, более (менее) твёр­до; наи­ме­нее твёр­до.

По функ­ции наре­чия делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные.

Знаменательные место­име­ния обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия, пред­ме­та и дру­го­го при­зна­ка:

  • взвол­но­ван­но дышать;
  • рубаш­ка навы­пуск;
  • слег­ка поблёк­ший.

Местоименные наре­чия толь­ко ука­зы­ва­ют на при­знак, кон­крет­но его не обо­зна­чая:

  • куда поло­жить;
  • как-то невдо­мёк;
  • вез­де зна­ют.

По лек­си­че­ско­му зна­че­нию зна­ме­на­тель­ные наре­чия делят­ся на две боль­шие груп­пы:

  • опре­де­ли­тель­ные (обо­зна­ча­ют при­знак);
  • обсто­я­тель­ствен­ные (обо­зна­ча­ют усло­вия дей­ствия, состо­я­ния).

Определительные наре­чия име­ют смыс­ло­вые раз­ря­ды:

  • наре­чия обра­за дей­ствия (шагать быст­ро);
  • наре­чия меры и сте­пе­ни (слиш­ком отча­ян­ный);
  • сравнительно-уподобительные наре­чия (плу­тать по-заячьи);
  • наре­чия со зна­че­ни­ем сов­мест­но­сти (играть вдво­ём).

Обстоятельственные наре­чия делят­ся на семан­ти­че­ские раз­ря­ды:

  • наре­чия вре­ме­ни (спер­ва, вче­ра);
  • наре­чия места (сюда, сле­ва, напра­во);
  • наре­чия при­чи­ны (нароч­но, сго­ря­ча);
  • наре­чия цели (напро­кат, поне­во­ле)

Велик и могуч русский язык

Пословицы и поговорки являются достоянием русского языка, делают его ярче. Каждый школьник узнает о них больше из уроков литературы, в которых для этой темы специально выделено время. Этот красочный жанр не оставляет равнодушным никого.

Неприятно, что в наше время младшее поколение ограничивается знанием пары-тройки пословиц. А ведь наша речь щедра на эти искрометные фразы. Детям нужно прививать любовь литературе всех жанров, в том числе и пословиц. На них выросли отцы и матери, бабушки с дедушками, их предки.

Культура и стиль воспитания детишек передавались веками от стариков — молодым. Мы учим ребенка также, как нас учили родители. У каждого народа, в каждой семье на этот счет есть свои правила и неписанные законы.

На позитивное восприятие окружающего мира у малыша сильно влияет именно народное творчество, а особенно то, что рифмуется и легко запоминается — пословицы и поговорки.Маленькие фразы с глубоким смыслом, в которых собран опыт предыдущих поколений, доступно и просто могут метафорой пояснить суть ситуации.

Люди веками формулировали мысли в короткие стихотворные реплики. Детям легко найти в пословицах и поговорках ответы на многие вопросы, выбрать правильную линию поведения в обществе, понять как поступить в той или иной ситуации. Ребенок мыслит, познает, задумывается над чем-то новым, развивается.

Современные дети тоже повышают свой уровень знаний за счет пословиц и поговорок. Они служат ребятам помощниками в адаптации к непростым условиям существования в обществе. Из пословиц можно узнать об отношениях между людьми, о том как выходить из сложных ситуаций, не нарушая правил и законов коллектива, частью которого являешься.

Синтаксис и лексика создают в пословицах особый тандем, выражают содержание мысли в паре поэтических строк. Они уместны и актуальны, независимо от того, как давно народ их сформулировал. При том постоянно появляются новые пословицы, этот жанр всегда будет современным.

Сочинение про Наречие — часть речи

Наречие, как известно, часть речи. Если глагол, например, выражает действие, то наречие говорит о том, каким образом это действие происходит. Оно, собственно, отвечает на вопрос «как?» и некоторые другие.

С наречиями всегда сложно в их написании. Часто существительные с предлогами начинают писаться слитно – становятся наречиями, отличить можно по вопросу, смыслу. Ещё один способ превратить наречие сново в существительное с предлогом – добавить какие-либо слова между ними. Вот пример: «Смотреть вдаль». Отвечает на вопрос «куда», но можно добавить ещё слово: «Смотреть в туманную даль».

В основном, приходится учить, как именно наречие пишется. Но я так понимаю, что есть и слова до сих пор не понятные. То есть, если в словаре закреплен один вариант, то не факт, что он не изменится в следующем издании. Я думаю, что все наречия когда-то были «группой слов», но после, соединяясь по смыслу, стали писаться слитно. Наречия могут писаться через дефис, например: «Говорить по-немецки».

Наречия придают красок действию, конечно. Не просто используется глагол – действие, но и его характеристика. Часто она всё меняет. Например, противоположные смыслы в вариантах: «Собрался быстро или неспешно». Наречие может, понятно, использоваться и с причастиями. Пример продолжаем: «тщательно собранный». Переходить оно может даже к существительным, например: «яйцо всмятку». Но тут дело в том, что опускают слово «сваренное». К прилагательному тоже присоединяются, часто обозначая степень: «Сильно красный».

В других языках (которые я себе хотя бы представляю) тоже есть наречия. В английском, французском, даже в японском. Чаще всего у наречий одинаковое окончание. Наречия, что хорошо, не изменяют своей формы – ни по падежам, ни по родам, никак.

Чаще всего наречие играет роль обстоятельства в предложении.

Степени сравнения наречий

Выделяют 3 степени сравнения (только для наречий на -О, -Е, образованных от имён прилагательных):

Степени Пример
положительная чисто
красиво
длинно
сравнительная простая
чище
красивее
длиннее
сложная
более / менее чисто
более / менее красиво
более / менее длинно
превосходная чище всех
красивее всех
длиннее всех
Положительная Сравнительная Превосходная
близко ближе более / менее близко ближе всех
высоко выше более / менее высоко выше всех
глупо глупее более / менее глупо глупее всех
интересно интереснее более / менее интересно интереснее всех
просто проще более / менее просто проще всех
редко реже более / менее редко реже всех
сложно сложнее более / менее сложно сложнее всех
тихо тише более / менее тихо тише всех
сложно толще более / менее толсто толще всех
Популярные статьи  Пословицы и поговорки о Пасхе читать онлайн бесплатно

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Помните 1970-е годы? «Курица не птица — Польша (варианты Болгария, Монголия) не заграница». Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь. Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя. Была бы падаль, а вороньё налетит. Было бы семечко, будет и пеночка. В нужде и кулик соловьем свищет. В одно перо и птица не родится. В своём гнезде и ворона коршуну глаз выклюет. Видать птицу по полету. Видать сову по полету. Видна птица по полету. Воробьи торопились, да маленькими уродились. Ворон ворону глаз не выклюет. Всяк кулик на своем месте велик. Всяк кулик в своем болоте велик. Всяк кулик свое болото хвалит. Всякому б ворону на свою голову каркать. Галка не прытка, да палка коротка. Говорят, что кур доят, а мы пошли да сисек не нашли. Гол как сокол. Голодной курице все просо снится. Гусь свинье не товарищ. Далеко кулику до Петрова дня. Два соловья на одной ветке не поют. Денежки, что голуби — где обживутся, там и поведутся. Деньги — крылья. Заладила сорока Якова одно про всякого. Залетела ворона в высокие хоромы. Затвердила сорока Якова. Знать птицу по полету. Зовут зовуткой, а величают уткой. Каждая курица свой насест хвалит. Как с гуся вода, небывалые слова. Как с гуся вода. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Красна птица пером, а человек умом. Красна птица перьем, а человек ученьем. Куковала бы кукушка на свою голову. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Кулик на месте соколином не будет птичьим господином. Курица (Курочка) по зернышку клюет да сыта бывает. Курице не тетка, свинье не сестра. Летать умеет тот, кто умеет садиться. Либо дупеля в лет, либо стрела в лоб. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Лучше синица в руки, чем журавлю в небе. Мала птичка, да ноготок востер. Мёртвым соколом и вороны не затравить. Метил в ворону, а попал в корову. Наделала синица славы, а море не зажгла. Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка. Не робей, воробей (дерись с вороной). Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Невелика птичка, да ноготок востер. Нет дерева, на которое бы птица не садилась. Ночная кукушка денную (дневную) перекукует. Одна ласточка не делает весны. Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. Орёл мух не ловит. Первая ласточка весны не делает. Первые детки соколятки, а последние воронятки. Первая рюмка — колом, вторая — соколом, а третья —мелкой пташечкой. Первый колом, второй соколом, остальные мелкими пташечками. Пишет как курица лапой. Покажется сова лучше ясного сокола. Полюбится сатана пуще ясного сокола. Полюбится сова лучше ясного сокола. Понравится сатана пуще ясного сокола. Привелось кулику похвалиться на веку. Прямо (только) вороны летают. Птицу видать по полету. Пуганая ворона куста боится. Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает. Ранняя птичка носок очищает, а поздняя — глаза протирает. Ранняя птичка первого червячка клюет. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Рыбка да рябки – потеряй деньки. Седой как лунь. Сколько утка не бодрись, а лебедем не быть. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Сова о сове, а всяк о себе. Сокол на одном месте не сидит, а где птицу увидит, туда и летит. Сокол с места, а ворона на место. Соловья баснями не кормят. Сорока на хвосте принесла. Старого воробья на мякине не проведешь. Старый ворон мимо не каркнет. Стрелял в воробья, а попал в журавля. Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села. Счастье как жар-птица — не каждому дается. У всякой пташки свои замашки. Убитая сорока ружье красит. Хвалилась синица море зажечь. Хорошо птичке в золотой клетке, а еще лучше на зеленой ветке. Цыплят по осени считают. Эта ворона нам не оборона. Яйца курицу не учат. Я к тебе голублюсь, а ты от меня тетеришься.

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, в том числе и сформированность умения употреблять пословицы и поговорки в речи.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

В процессе формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка используют пословицы и поговорки при изучении следующих разделов:

формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);

– литературный язык и язык художественной литературы;

– взаимосвязь различных единиц и уровней языка;

– синонимия в системе русского языка;

– словари русского языка и лингвистические справочники; их использование;

– совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

– лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

В процессе формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка используют пословицы и поговорки при изучении следующих разделов:

взаимосвязь языка и культуры;

– отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов;

– взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Таким образом, использование на уроках русского языка в средней школе пословиц и поговорок способствует получению прочных знаний по предмету, высокому уровню знаний выпускника средней школы в соответствии с предъявляемыми стандартом требованиями:

знать/понимать

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

уметь

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Популярные статьи  Русские народные сказки читать онлайн детям или скачать

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

— увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

— самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Вспомни, как приятно Тебе было, когда мама хвалила Тебя за хорошую оценку в дневнике, и как расстроился Ты, когда она ссорилась за баловство. А все потому, что слово имеет большую силу: им можно успокоить или порадовать, а можно и обидеть или расстроить. О силе доброго и злого слова — следующая подборка пословиц и поговорок.

Пословицы с наречиями для уроков русского языка

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Бритва скребет, а слово режет.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Невысказанное слово порой гремит, как гром.
  • Правдивое слово — как лекарство: горько, зато излечивает.
  • Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
  • Слово сказал — стрелу послал, письмо написал — в западню попал.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь.
  • Ласковое слово и кость ломит.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Слово не обух, а от него люди гибнут.
  • От одного слова — да на век ссора.
  • Слово не стрела, а в сердце язвит.
  • Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
  • Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
  • Слово выпустишь, так и крюком не втащишь.
  • От слова спасение, от слова и погибель.
  • Мягкое слово кости ломит.
  • Живым словом победить.
  • Правдивое слово — сила.
  • Живое слово дороже мертвой буквы.
  • Птицу кормом, человека словом обманывают.
  • Слово, сказанное без соображенья, подобно выстрелу без прицела.
  • Бритва скребет, а слово режет.
  • Слово не нож, а до ножа доводит.
  • Одним словом можно убить, другим воскресить.
  • Слово горы ворочает.
  • Непрошеное слово — навар без соли.
  • Лишнее слово в досаду вводит.
  • Худого слова и медом не запьешь.
  • Слово раз упустишь — не воротишь.
  • Слово жжет хуже огня.
  • Слово не воробей: вылетит — жди беды.
  • Слово не воробей, не поймаешь за хвост.
  • Сорвалось словцо — не схватишь за кольцо.
  • Не убьешь словом, да озадачишь.
  • Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о языке и речи: сборник с объяснением смысла

Русское народное творчество не обходится без пословиц и красноречивых изречений. Некоторые из поговорок уже не употребляются в повседневной речи, но есть и такие, которые актуальны и сегодня.

  • В сладких речах всегда таится горечь. Смысл пословицы в том, что красивые слова не всегда являются правдивыми. Пословица учит нас объективно оценивать ту информацию, которую преподносят нам люди.
  • Где много слов, там мало дел. Поговорка объясняет нам, что болтливые люди зачастую умеют только красиво говорить, а когда приходит время действовать и исполнять обещанное, они отступают.
  • Говорить легко, делать трудно. Язык наш не устает практически никогда, поэтому много людей так сильно любят болтать. Зачастую воплотить в жизнь сказанное гораздо сложнее, чем просто сказать об этом, поэтому и говорят, что легко рассказывать как нужно, а вот взять и сделать так – трудно.
  • Доброе слово окрыляет. Слова, как известно, могут и лечить, и калечить. Добрым и приятным словом можно вселить в человека веру, доброту и уверенность. Поэтому и говорят, что от добрых речей человек словно крылья получает.

Популярные пословицы

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Когда наступает засуха, все живое замирает, жизнь, будто останавливается, однако, с приходом дождя все возвращается на свои круги. Вот так и в жизни с человеком. Доброе слово может воодушевить человека, подарить ему веру в себя.
  • За ее языком не поспеешь и босиком. Так говорят о людях, которые много и быстро говорят.
  • Каков ум, такова и речь. Смысл пословицы в том, что зачастую то, что человек позволяет говорить себе, зависит от его мудрости и разума. Глупые люди не говорят умных вещей, так же и с мудрыми. От мудрого человека редко услышишь дурость.
  • Когда говоришь, хорошенько думай. Поговорка призывает нас думать о том, о чем мы собираемся сказать. Обдуманные высказывания никогда не поставят нас в неловкое положение.
  • Лучшее лекарство – всегда говорить правду. Изречение объясняет нам, как важна правда, и учит нас тому, что во всех ситуациях мы должны говорить только правду.
  • Многословие – не мудрость. Пословица объясняет нам, что человек, который постоянно и много говорит, не обязательно является умным и мудрым. Наоборот, безудержные речи зачастую говорят о глупости человека.
  • Одно дело – говорить много, другое – говорить дело. Говорить дело, значит говорить правильные, толковые слова, которые касаются сути какого-то дела. Суть высказывания в том, что есть большая разница между тем человеком, который болтает пустые слова и тем, кто говорит информацию со смыслом.
  • Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает. Порой правда не совсем такая, какой бы мы хотели ее знать. Несмотря на это, гораздо лучше знать правду и жить, сделав выводы, нежели тешить себя неправдой и создавать иллюзию счастья.
  • Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы. Смысл изречения в том, что иногда сказанное слово может принести больше боли и вреда, нежели какое-то оружие, поскольку страдания душевные порой гораздо сильнее, нежели физические.
  • Слово – полководец человечьей силы. Поговорка объясняет нам то, что слова это не просто звуки. Все слова наделены огромной силой и при правильном их использовании, можно свернуть горы.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь. Человеческая душа является невидимым другим людям местом. Однако ее владелец всегда знает и чувствует как она болит. Смысл пословицы в том, что словом можно ранить душу.
  • У плохих людей язык злодей. Суть изречения заключается в том, что недобрые люди всегда говорят много гадостей.
  • Хорошую речь приятно слушать. Поговорка объясняет нам о том, что человека, который говорит приятные, добрые слова и правду всегда приятно слушать.

Развитие с детишками

  • Что в лицо сказано, со злом не связано. Все мы знаем, что за спиной говорятся, как правило, только плохие вещи о нас. Поговорка учит нас тому, что сказанные в лицо слова, пусть даже и неприятные, нельзя считать подлыми.
  • Язык без костей. Так говорят о человеке, который говорит много и зачастую только глупые речи.
  • Язык у сплетницы длиннее лестницы. Под длинным языком принято подразумевать такое человеческое качество как болтливость. Люди, которые сплетничают, все время кого-то обсуждают, осуждают, поэтому и говорят, что у сплетниц очень длинный язык.
  • Языком не торопись, а делом не ленись. Смысл поговорки в том, что говорить нужно лишь после того, как подумаешь о том, что хочешь сказать, а вот исполнять сказанное нужно быстро.
Популярные статьи  Рассказы Пришвина для детей читать онлайн, список произведений для детей

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1.В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)(не)прерывное (не)домогание

2)мне это вовсе (не)интересно

3)(не)вежда

4)это было (не)избежно

2.В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)совершить (не)лепый поступок

2)бормотать что-то (не)внятное

3)ничем (не)оправданный риск

4)юноша крайне (не)вежлив

3.В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)в пачке (не)достает трех тетрадей

2)(не)взлюбить с первого взгляда

3)(не)зная причины

4)обошлось (не)дешево

4.В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)работа (не)зачтена

2)вести себя (не)принужденно

3)(не)приступная крепость

4)с утра (не)здоровится

5.Какое из объяснений является ошибочным?

1)(не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2)переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3)отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4)(не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6.В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишетсяслитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

14.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) неласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нискольконепривередлив;

7) отнюдьнебезвыходный.

Ответы:

§ Разряды наречий

По своему значению наречия делятся на две группы:

  • обстоятельственные;
  • определительные.

Первый разряд включает наречия, обозначающие образ действия, место, время, цель, причину (бежать вприпрыжку, отдыхать сегодня, идти назад).

Вторая категория включает наречия, которые обозначают меру и степень, а также качество действия (прочитать немного, уменьшить вдвое).

Пословицы с наречиями для уроков русского языка

Разряды наречий

Кроме того, среди наречий выделяют:

  • указательные (там, туда, тогда, оттуда, поэтому, потому);
  • неопределенные (куда-то, куда-нибудь, кое-где, где-то, зачем-то, отчего-то);
  • вопросительные (когда, зачем, где, куда; откуда, отчего);
  • отрицательные (негде, никуда, незачем, некогда, никуда, нисколько, никак).

Подсказка

  • наречия образа действия отвечают на вопросы: как? каким образом?
  • наречия, которые обозначают время, отвечают на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор?
  • к наречию места можно задать вопросы: где? куда? откуда?
  • наречия причины отвечают на вопрос: почему?
  • наречия цели отвечают на вопрос: зачем?
  • наречия меры отвечают на вопросы: сколько? на сколько? во сколько? в какой мере? в какой степени?

Наречие

Русский язык, несомненно, один из самых красочных и выразительных языков мира. Что же помогает делать русскую речь настолько яркой? Какие части речи позволяют не только точно, но и образно описывать действия, предметы, явления? С помощью каких слов образуется большинство художественных средств выразительности? Хотелось бы рассказать подробнее о ближайшем «родственнике» имени прилагательного — наречии.

Итак, что же это за часть речи такая — наречие? В первую очередь стоит сказать о том, что наречие указывает на признак действия. Что будет звучать понятнее — «Я провел время на вечеринке» или «Я ВЧЕРА ЗАМЕЧАТЕЛЬНО провел время на вечеринке». Разница очевидна. В первом случае имеет место лишь сухое изложение факта, а вот с помощью второго можно показать свое отношение к этому факту и указать на время, когда он произошел. Таким образом, повышается и информативность, и эмоциональность высказывания. Еще одно свойство наречия — его неизменяемость, делает эту часть речи наиболее привлекательной в глазах школьников. Не нужно думать ни о правильности написания окончаний, как у прилагательных, ни о согласовании времен, как у глаголов.

Степени сравнения наречий и их образование

Наречия могут иметь две степени сравнения – сравнительную и превосходную. Кроме того, сравнительная степень наречий имеет простую и составную форму.

Сравнительная степень говорит о том, что признак проявляется в большей или меньшей степени. Ее простую форму можно образовать с помощью формообразующих суффиксов: -ее-/-ей-, -е- или -ше-:

  • смело – смелее;
  • быстро – быстрее, быстрей;
  • рано – раньше.

Сложную форму можно образовать методом прибавления к начальной форме наречия слов более или менее:

Ученикам предложили более интересное занятие, чем бесцельно сидеть в классе: полить цветы в школьном саду.

Ей стоило более мягко относиться к шалостям детей.

После слов командира солдат замялся и менее уверенно, чем минуту назад, описал численность противника.

Кухня выглядела менее аккуратно, чем остальные комнаты в доме.

Превосходная степень наречий показывает проявление признака в наибольшей степени. Она образовывается с помощью сочетания сравнительной степени наречий и местоимения всех или всего:

Кунгуру прыгает дальше всех.

Холоднее всего было ранней осенью, когда ветра дули со страшной силой.

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Пословицы с наречиями для уроков русского языка
Загадки для детей: топ 200 + головоломок с ответами (хитрые задачи)
Загадка про приключения — подборка головоломок для детей