Пословицы на тся и ться для запоминания правописания

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Вопрос № 1 

  1. надо было торопит…ся
  2. дорога вдруг стала сужива…ся.
  3. мама освободит…ся вечером
  4. кошка садит…ся на окошко
  5. нам надо ближе познакомит…ся
  6. начали попада…ся редкие деревья

Вопрос № 2 

  1. не могу взят…ся
  2. будет старат…ся
  3. не хочу злит…ся
  4. прут гнет…ся

Вопрос № 3 

  1. болт закрепит…ся
  2. больной лечит…ся
  3. вопрос выяснит…ся
  4. надо распорядит…ся

Вопрос № 4 

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Ученик не может сосредоточит…ся.
  4. Он ни к кому не обратит…ся.

Вопрос № 5 

  1. ты бор…шься
  2. мы накол…м дров
  3. лицо пыш…т здоровьем
  4. мы высп…мся

Пословицы на тся и ться для запоминания правописания

Тест 2

Вопрос 1 

  1. Делает…ся
  2. Мне не нравит…ся
  3. Будет строит…ся
  4. Крапива жалит…ся

Вопрос 2 

  1. Не могу взят…ся.
  2. Будет старат…ся.
  3. Не хочу злит…ся.
  4. Прут гнет…ся.

Вопрос 3 

  1. Болт закрепит…ся.
  2. Больной лечит…ся.
  3. Вопрос выяснит…ся.
  4. Надо распорядит…ся.

Вопрос 4 

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Он ни к кому не обратит…ся
  4. Ученик не может сосредоточит…ся.

Вопрос 5 

  1. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расстават…ся.
  2. Каждый человек гордит…ся тем, что он делает для людей.
  3. Тот, кто трудит…ся над собой, тот извлекает из себя все, что в тебе заложено.
  4. Человек умрет, а дело его останет…ся.

Вопрос 6 

  1. Писатель с годами становит…ся умнее, зрелее, искусней, добрее.
  2. Художник умирает, если повторяет…ся.
  3. Искренность – качество драгоценное для писателя и необходимое, разумеет…ся.
  4. Семен Гудзенко умел веселит…ся, умел действовать, работать.

Вопрос 7 

  1. Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научит…ся в школе.
  2. Когда дни начинают пылит…ся и краски блекнуть, я беру Грина.
  3. Чтобы стать мужчиной, мало им родит…ся.
  4. Если друга верного найти, коротки становят…ся пути.

Вопрос 8 

  1. Я часто время торопил, привык во все дела впрягат…ся.
  2. Два года понадобилось мне, чтобы вернут…ся в дорогую мою пехоту.
  3. С добром надо спешить, а то оно может остат…ся без адресата.
  4. Свет остает…ся светом, хотя слепой и не видит его.

Вопрос 9 

  1. Работа моя над «Лесной повестью» идет медленно и, кажет…ся, верно.
  2. Вымышленный мир захлестывал меня, и я не мог ему противит…ся.
  3. Все, что человек не может понять, называет…ся тайной.
  4. Все на свете рождает…ся в муке: и деревья, и птицы, и звуки.

Вопрос 10 

  1. За двумя зайцами погониш…ся — ни одного не поймаеш…
  2. Много будеш… знать — скоро состариш…ся.
  3. Руки не протянеш…, так и с полки не достанеш…
  4. Ширина долины то суживает…ся метров до ста, то расширяет…ся более чем на километр.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревьях стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

или что сделает?, то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может кусаться!
Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

Популярные статьи  Вопросы по Африке с ответами для проверки знаний детей

Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.

Задаем вопросы:

  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица

Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 41,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 260,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 120,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 169,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 210,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 276,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 525,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 632,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 84,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 393,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 693,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 161,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 221,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 479,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 491,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 530,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 138,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 212,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 261,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 475,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 532,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 430,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 509,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 235,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Повторение стр. 158-159,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 352,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 35,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 37,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 230,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 378,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 494,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 121,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 157,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 160,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 195,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 426,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 27,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Правило
Буква «ь» пишет­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг запо­лощется — листья запо­лощутся.
Популярные статьи  Пословицы на тему дрова - поучительные высказывания

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Правило
Буква «ь» не пишет­ся в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что дела­ют? что сделают?

Понаблюдаем:

Пословицы на тся и ться для запоминания правописания

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ется перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сится;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или );
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния.  Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью  задан­ных вопросов:

  • озор­ник (что дела­ет?) боит­ся;
  • боит­ся (что сде­лать?) при­знать­ся.

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Русский язык — Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной — С. Ю. Михайлова 2015

Проверочная работа 26. Правописание глаголов на -тся и -ться

1. Отметьте галочкой ряд, в котором все глаголы оканчиваются на -ться.

(Снег) валит_ся, кружит_ся, опускает_ся, ложит_ся.

(Снег и завтра будет) валит_ся, кружит_ся, опускат_ся, ложит_ся.

(Деревья) покроют_ся, оденут_ся, нарядят_ся, согреют_ся.

(Люди) обрадуют_ся, развеселят_ся, разрумянят_________________________________________ ся, накатают_ся.

Ответ:

(Снег и завтра будет) валиться, кружиться, опускаться, ложиться.

2. Раскройте скобки и запишите народные приметы. Глаголы пишите в форме настоящего времени.

Лист на дубу (развиваться) — улов щук (начинаться). В феврале зима с весной (встречаться) впервой. В феврале вода (разливаться), а в марте (собираться).

Ответ:

Лист на дубу развивается — улов щук начинается. В феврале зима с весной встречается впервой. В феврале вода разливается, а в марте собирается.

3. Определите, в какой форме употреблены глаголы во фразеологизмах, пословицах и поговорках. Зачеркните мягкий знак в скобках там, где он не нужен.

Взят(ь)ся за ум. Заблудит(ь)ся в трёх соснах. Глаза разбегают(ь)ся. Готов сквозь землю провалит(ь)ся. Втирает(ь)ся в доверие. Спорить спорь, а бранит(ь)ся и ссорит(ь)ся — грех. Что летом родит(ь)ся, то зимой пригодиться. Лучше запнут(ь)ся ногами, чем языком. Тот не заблудит(ь)ся, кто спрашивает дорогу. Не ошибает(ь)ся тот, кто ничего не делает.

Ответ:

Взяться за ум. Заблудиться в трёх соснах. Глаза разбегаются. Готов сквозь землю провалиться. Втирается в доверие. Спорить спорь, а браниться и ссориться — грех. Что летом родиться, то зимой пригодиться. Лучше запнуться ногами, чем языком. Тот не заблудится, кто спрашивает дорогу. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

4. Образуйте предложенную форму глаголов по образцу.

Он садится — ты садишься.

Он берётся — ты …

Она заблудится — ты …

Они втираются — ты …

Мы стараемся — ты …

Он греется — ты …

Я ссорюсь — ты …

Оно пригодится — ты …

Он запнётся — ты …

Они надеются — ты …

Он не заблудится — ты …

Вставьте, где нужно, мягкий знак. Приведите в скобках доказательство по образцу.

— Как ты мне нравиш_ся! (2 л., ед. ч.)

— За что?

— За то, что улыбаеш_ся. …

Совсем не притворяет_ся. …

Меня понять стараеш_ся. …

Навстречу мне идёшь!

— Как она мне нравит_ся! …

— За что?

— За то, что улыбает_ся! …

Совсем не притворяет_ся, …

Меня понять старает_ся. …

Популярные статьи  Современные фразеологизмы обо всем на свете

Навстречу мне идёт.

Ведь это очень здорово:

Друг другу улыбат_ся. …

(По мотивам стихотворения Т. Пушкарёвой)

В каком значении в этом стихотворении употреблено выражение идти навстречу? Проведите стрелку к правильному значению.

понимать другого человека,

помогать ему.

Идти навстречу

идти на назначенную с кем-то встречу.

неожиданно повстречаться.

Заполните таблицу, используя слова для выбора. Записывайте их, раскрывая скобки.

-тся

-ться

Слова для выбора: катает_ся, передвигает_ся, выбрат_ся, проснут_ся, просыпают_ся, добивает_ся, надеят_ся, разувает_ся, готовит_ся, старает_ся, вмешиват_ся.

Ответ:

Он садится — ты садишься.

Он берётся — ты берёшься

Она заблудится — ты заблудишься

Они втираются — ты втираешься

Мы стараемся — ты стараешься

Он греется — ты греешься

Я ссорюсь — ты ссоришься

Оно пригодится — ты пригодишься

Он запнётся — ты запнешься

Они надеются — ты надеешься

Он не заблудится — ты не заблудишься

— Как ты мне нравишься! (2 л., ед. ч.)

— За что?

— За то, что улыбаешься. (2 л., ед. ч.)

Совсем не притворяется. (3 л., ед. ч.)

Меня понять стараешься. (2 л., ед. ч.)

Навстречу мне идёшь!

— Как она мне нравится! (3 л., ед. ч.)

— За что?

— За то, что улыбается! (3 л., ед. ч.)

Совсем не притворяется, (3 л., ед. ч.)

Меня понять старается. (3 л., ед. ч.)

Навстречу мне идёт.

Ведь это очень здорово:

Друг другу улыбаться. (2 л., ед. ч.)

Идти навстречу — понимать другого человека

-тся

-ться

Катается, передвигается, просыпаются, добивается, разувается, готовится, старается

Выбраться, проснуться, надеяться, вмешиваться

ПредыдущаяСледующая

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Пословицы на тся и ться для запоминания правописания
Загадки про овощи для детей