Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна — «Сделал дело, гуляй смело.»
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой — починить велосипед.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.
— Хорошо это или плохо?
— Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Пословицы и поговорки об учёбе, знаниях для детей
Азбука — к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без муки нет и науки.
Без наук — как без рук.
Без терпенья нет ученья.
Борода выросла, а ума не вынесла.
Век живи — век учись.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Всякое полузнание хуже всякого незнания.
Где сила не может, там ум поможет.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Девичья память.
Для ученья нет старости.
Древо и учитель познаются по плоду.
Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
Знание — сила.
Знание да наука на вороту не виснут.
Знание лучше богатства.
Знание собирается по капле.
Золото добывают из земли, а знания — из книги.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
К мягкому воску — печать, к юному человеку — ученье.
Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьямия, а человек ученьем.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Лучше не учен, да умён, нежели учён, да глуп.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Мудрено тому учить, чего сам не знаешь.
На ошибках учатся.
Намучится — научится.
Наскоро заучишь — скоро забудешь.
Наука — верней золотой поруки.
Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.
Наука учит только умного.
Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
Наукой люди кормятся.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Нацарапал — как курица лапой.
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Не выучишь неволей — выучишь охотой.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
Не нужен учёный, а нужен смышлёный.
Не пером пишут — умом.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Не учась и лаптя не сплетёшь.
Не учись до старости, а учись до смерти.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Неграмотный — что слепой.
Недоученный хуже неучёного.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Незнание — не оправдание.
Неразумного учить — что в бездонную кадку воду лить.
Нужда учит, а барщина мучит.
Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
От умного научишься, от глупого разучишься.
От учителя наука.
Перо пишет, а ум водит.
Писать — не языком чесать.
По ученики и об учителе судят.
Повторение — мать учения.
Почитай учителя как родителя.
С ручейка — река, с книг — знания.
Сперва аз да буки, а потом науки.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Тетрадь — зеркало ученика и учителя.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Тяжело в учении, легко в бою (А. В. Суворов).
Учение — путь к умению.
Учёному везде дорога.
Учёный водит, неученый следом ходит.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Учи других — и сам поймешь.
Учи показом, а не рассказом.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учись чужому уму, но своего не потеряй.
Учить — ум точить.
Учиться никогда не поздно.
Человек без знаний — всё равно что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.
Чему учился, тому и пригодился.
Чтение — лучшее учение.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь.
Иван Сусанин
Цель игры: продолжать всестороннее развитие детей.
Развивать такие качества, как наблюдательность, внимание, память. Оборудование: 6–7 стульев, расставленных в комнате в произвольном порядке
Оборудование: 6–7 стульев, расставленных в комнате в произвольном порядке.
Возраст: 7 лет.
Ход игры: ребята собираются вместе и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить дорогу, по которой прошел водящий.
Воспитатель просит детей выбрать водящего и командира, затем выстроиться в ряд. Когда все будут готовы, ребенок, который исполняет роль Ивана Сусанина, проходит по комнате, обходя стулья, стараясь запутать след. Когда водящий дойдет до другого конца игровой, движение начинает группа оставшихся детей, выстроенных в ряд. Ими руководит командир, который ведет всех за руку, образовывая длинную цепочку.
Если данное задание является слишком простым, то его можно усложнить, предложив водящему пройти сложный путь, а командиру – провести свой отряд в обратном направлении, т. е. начать там, где закончился путь Ивана Сусанина, а закончить там, где он начинался.
Библиография
1. Волина В. Праздник числа. М.: АСТ-ПРЕСС,1996.
2. Калугин М., Новоторцева Н. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Кенеман А., Осокина Т. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995.
4. Лямина Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1981.
5. Максаков А., Тумакова Г. Учите играя. М.: Просвещение, 1979.
6. Сборник песен для детского сада «Мы любим музыку». 1982. № 2. С. 24.
7. Сказка на ночь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
8. Степанов В. Гусь и цыпленок. М.: Фламинго, 2005.
9. Стихи для малышей: Сборник. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
«Пословица не даром молвится»: из истории пословиц и поговорок
Как и любой элемент устного народного творчества, пословицы и поговорки имеют весьма солидную и интересную историю. Так, во всемирно известном произведении X века «Слово о полку Игореве» содержатся пословицы, которые придают эмоциональную окраску тексту, показывают отношение летописца к событиям, которые он описывает.
Более того, начиная с XVII века в нашей стране регулярно издавались рукописные сборники пословиц. Первым, кто отметил пользу в изучении пословиц и поговорок для детей, был отечественный педагог Н.Г. Курганов, издавший в 1796 году труд «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», где не только дал список самых известных пословиц и поговорок, которые показывали, как богата русская народная культура, но и объяснил, почему они так важны для подрастающего поколения.
Дальнейшее изучение и систематизация пословиц были проведены В.И. Далем, который также посвятил ряд своих трудов этому вопросу, отметив, что многие пословицы и поговорки пришли и обогатили язык не только из русского народного творчества, но и из литературных произведений.
Закончи пословицу
Цель игры: развивать у детей старшего дошкольного возраста внимание, умение быстро реагировать в сложившейся ситуации, расширять словарный запас ребят, познакомить детей с устным народным творчеством. Оборудование: карточки с пословицами в помощь воспитателю, воздушные шарики (15–20 штук)
Оборудование: карточки с пословицами в помощь воспитателю, воздушные шарики (15–20 штук).
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель делит группу детей на две команды и просит каждую вспомнить как можно больше пословиц и поговорок на любые темы. Когда руководитель убедится в том, что малыши довольно хорошо знают русский фольклор, то может предложить сыграть в очень интересную игру.
Правила заключаются в том, что необходимо сказать окончание пословицы или поговорки, после того как воспитатель договорит первые слова, например:
1) без труда… (не вынуть и рыбку из пруда);
2) готовь сани летом, а…(телегу зимой);
3) что посеешь, то… (и пожнешь);
4) не откладывай на завтра то. (что можно сделать сегодня);
5) семь раз отмерь. (один раз отрежь);
6) один в поле. (не воин) и так далее.
Итак, руководитель по очереди дает задание каждой из команд.
Если ребята ответили верно, то они получают 2 очка (воздушных шара), а если во время небольшого обсуждения прозвучал верный ответ, но команда ответила ошибочно, то получает только 1 очко.
В игре побеждает команда, которая заработала больше шариков в качестве призов.
Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей
8 апреля 2021 26593
Проходили 5165 раз
Тест: Какое хобби вам подойдет?
HTML — код
1 июля 2021 15751
Проходили 3064 раза
Тест: Какая у тебя суперспособность?
HTML — код
6 февраля 2021 15419
Проходили 2622 раза
Тест: «Угадай мультфильм по одному кадру»
HTML — код
21 января 2022 1703
Проходили 599 раз
Сможете вспомнить эти забытые фильмы?
HTML — код
22 декабря 2020 52619
Проходили 16843 раза
Тест: Какая ты принцесса из Disney?
HTML — код
4 февраля 2022 1621
Проходили 633 раза
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
25 марта 2021 32330
Проходили 6056 раз
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
8 июня 2021 29002
Проходили 9503 раза
Тест. Какое имя вам подходит?
HTML — код
23 июня 2021 14220
Проходили 3416 раз
Тест: «Какой ты вампир из сериала «Дневники вампира»»?
HTML — код
15 января 2021 38193
Проходили 12313 раз
Тест на адекватность
HTML — код
22 ноября 2021 5804
Проходили 2233 раза
Тест на знание персонажей из игры Genshin Impact
HTML — код
15 февраля 2022 1233
Проходили 408 раз
Тест для настоящих эрудитов: 20 новых сложных вопросов о странах Европы…
HTML — код
27 января 2022 3340
Проходили 1139 раз
Тест по известным советским кинофильмам: отовсюду — обо всём…
HTML — код
20 марта 2021 21197
Проходили 4409 раз
Тест: Кто ты из мультфильма «Лунтик»?
HTML — код
16 декабря 2020 32389
Проходили 3462 раза
Тест на времена английского языка
HTML — код
6 апреля 2022 290
Проходили 29 раз
Ребусы «Область» 3 часть
HTML — код
Показать еще больше
Пословицы и поговорки на разные темы.
Пословицы и поговорки о правде.
Кстати, а Вы замечали, что эти два понятия, практически всегда употребляются вместе. Почему? Да просто они настолько близки друг к другу, что часто даже трудно бывает их различить. Далеко не каждый человек сможет определить, что перед ним – пословица или поговорка
Да в принципе, для общения не столько важно правильно определить принадлежность фразы к тому или иному типу фразеологизмов. Намного важнее умение правильно употреблять их в речи, а для этого надо эти фразы знать, понимать и уметь правильно использовать
Давайте, все же уточним, чем различаются пословицы и поговорки, чтобы потом не возникало вопросов.
Пословицы — короткие народные изречения имеют буквальное или переносное значения и представляют собой законченные предложения. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. («В гостях хорошо, а дома лучше» – констатирует факт, «Куй железо, пока горячо» – предписывает образ действия).
Поговорка – языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий только буквальное значение. Она не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. (« Коса – девичья краса», « В тесноте, да не в обиде»; «Поживем – увидим»)
Пословицы и поговорки настолько близки друг к другу, что все эти отличия условны. Поэтому они образуют одну группу языковых афоризмов и обычно употребляются вместе и мы будем говорить о пословицах и поговорках в целом.
Все прекрасно понимают, что формирование личности идет через овладение родным языком. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.
«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал в работе «Первая книга после азбуки» К. Ушинский. Именно поэтому значение пословиц и поговорок в развитии детей трудно переоценить.
Очень часто, особенно для дошкольника, та маленькая задача, которую представляет собой понимание смысла пословицы, перерастает в довольно трудную задачу. Понять скрытый подтекст ребенку не всегда легко и здесь очень важна помощь взрослого. Объяснить, научить правильно понимать и использовать – это наша задача. Обогащая речь ребенка пословицами и поговорками, мы помогаем малышу стать умнее, потому что сразу выполняем несколько задач:
- Развиваем речь малыша,
- Расширяем словарь ребенка, обогащая его афоризмами, новыми словами,
- Учим видеть скрытый подтекст в речи, понимать переносный смысл слов,
- Развиваем память ребенка, ведь пословицы и поговорки обычно легко запоминаются и увеличивают объем памяти,
- Развиваем интерес к истории своего народа, на основе фактов или слов, использованных в пословицах.
Фольклорные афоризмы играют важную роль в обучении ребенка. Начиная с детского сада, мы знакомим детей с пословицами и поговорками, употребляем их в речи сами и дети непроизвольно запоминаю их. Но кроме всего этого, пословицы и поговорки – отличный материал для развития навыков чтения, техники чтения, памяти. Их можно и нужно использовать на уроках, на самых разных занятиях и разными способами. Дальше мы рассмотрим, как можно использовать пословицы и поговорки для развития техники чтения ребенка.
Игры с пословицами и поговорками картотека по развитию речи (старшая группа)
Банк игр с пословицами и поговорками
Пословицы и поговорки хорошо использовать в работе с дошкольниками для развития всех образовательных областей. Здесь затрагивается развитие мышления, логики, памяти. Услышав пословицу, каждый малыш не только ее запоминает, и откладывает в своем подсознании, но и представляет себе окружающий мир по-другому, ровно так, как он был выражен в пословице.
Особенно большое значение имеют пословицы и поговорки для социально-коммуникативного развития. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, развивают нравственные качества личности, без назиданий и поучений. В маленьком возрасте малыш еще не способен воспринимать взрослую серьезную речь, о совершенно незнакомых и непонятных вещах. Другое дело поговорки, которые благодаря своему слаженному слогу, непринужденности, и легкому восприятию и запоминанию, способны раскрыть ребенку самое главное- духовное и нравственное начало.
Осада крепости
Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, мышления, воображение, внимательность, обучить игре в коллективе сверстников, воспитать сочувствие, взаимовыручку.
Оборудование: небольшой картонный круг красного цвета диаметром 30–40 см.
Возраст: 7 лет.
Ход игры: воспитатель просит ребят рассчитаться на «первый – второй», затем дает команду первым номерам остаться на месте, а вторым – сделать два шага вперед. Таким образом дети распределяются на две команды, одна из которых будет завоевывать крепость, другая – защищать. В качестве крепости выступает картонный круг, который следует положить в центре игровой площадки.
По сигналу руководителя защитники крепости становятся вокруг красного круга на расстоянии 1–2 м от центра и никого к нему не пропускают. Осаждающие расходятся по сторонам, затем по сигналу воспитателя начинают нападение.
Если во время осады один из нападающих сумеет наступить на красный круг ногой раньше того, как его поймают защитники крепости, то его команда побеждает, завоевав крепость.
Но если нападающего поймают осажденные, то он выходит из игры. В случае, когда защитники крепости смогут поймать всех нападавших, их команда выигрывает.
После победы одной из команд все участники меняются ролями, из защитников превращаясь в нападающих, а из нападающих – в защитников.
Пословицы о труде
Пословицы о труде позволят задуматься о важности деятельность в жизни человека
- Без веретена пряжи не спрядешь.
- Без дела жить — только небо коптить.
- Без дела сидит да в пустой угол глядит.
- Без клещей кузнец, что без рук.
- Без клина и плахи не расколешь.
- Без клиньев и кафтана не сделаешь.
- Без косы и сена не накосишь.
- Без меры и лапти не сплетешь.
- Без охоты нет работы.
- Без работы день годом кажется.
- Без работы день годом станет.
- Без работы и машина ржавеет.
- Без работы и печь холодна.
- Без ремесла — без рук.
- Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
- Без топора не плотник, без иглы не портной.
- Без топора по дрова.
- Без труда жить — только небо коптить.
- Без труда и отдых не сладок.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Без труда не проживешь.
- Без труда нет добра.
- Без труда нет отдыха.
- Без труда нет плода.
Смотрите ВСЕ пословицы о труде.
Пословицы о здоровье
Пословицы о здоровье покажут как важно беречь здоровье, заниматься зарядкой и не болеть!
- Здоров будешь — все добудешь.
- Здоровому все здорово.
- Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье не
- Здоровье в порядке — спасибо зарядке.
- Здоровье всего дороже.
- Зелень на столе — здоровье на сто лет.
- Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит.
- И собака знает, что травой лечатся.
- Играй — не отыгрывайся; лечись — не залечивайся!
- Кроме смерти, от всего вылечишься.
- Кто крепок плечом, тому и ноша нипочем.
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Лекарств тысяча, а здоровье одно.
- Лук — от семи недуг.
- Лук да баня все правят.
- Лук с чесноком — родные братья.
- Морковь прибавляет кровь.
- Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их.
- Мужество делает ничтожным удары судьбы.
- На болячку не молись, а лечись.
- Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
- Не вовремя старость, не к делу хворь.
- Не годы старят, а жизнь.
- Не ложись сытым — встанешь здоровым.
- Не то зелье, чтоб в землю, а то, чтоб жилось.
Смотрите ВСЕ пословицы о здоровье.
Познавательная игра «Продолжи пословицу». Старая игра в новом формате.
Мария Александрова
Познавательная игра «Продолжи пословицу». Старая игра в новом формате.
Я очень люблю настольные игры, которые всесторонне развивают детей. Мне в руки попала игра для детей 5-7 лет «Собери пословицу«, при помощи которой, ребёнок повторит русские народные пословицы, научится подбирать части пословиц, объяснять их смысл. Игра направлена на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к устному народному творчеству (пословицы и поговорки)
Дошедшие из глубины веков пословицы и поговорки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества, окружающий мир и мир человеческих чувств и взаимоотношений. Худ. литература развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Для того, чтобы педагоги имели возможность творчески развивать дошкольников, необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)
. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, которые особенным образом влияют на ребенка.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Нельзя недооценивать значение пословиц и поговорок, стараться знать их наизусть и использовать к месту.
Во время занятий с детьми у меня возникла идея создать эту игру в другом формате.
Для этого мне понадобился альбом, распечатанные картинки-карточки к игре.
Альбом разрезала по-полам.
Карточки тоже были разрезаны.
Разделила альбом условно на два столбика. В первый столбик приклеила начало пословицы, а во второй -конец пословицы. Только вторую половину клеила в разборс.
Потом мою книжку разрезала так, чтобы можно было листать страницы и находить соответствующий началу пословицы конец.
И на каждой страничке, на обороте пословицы, распечатала и приклеила значение этой пословицы. Вот, смысл пословицы «Делу время, а потехе — час».
Титульный лист оформила.
На другой стороне обложки приклеила обозначение пословицы и поговорки. Чем они отличаются.
Моя игра предназначена для индивидуальной игры. Детям она очень нравится.
«Пословица — всем делам помощница». Пословицы и поговорки в работе со школьниками
Чем же полезно изучение пословиц и поговорок для школьников? Во-первых, с веселой пословицей и прибауткой, изучение таких, казалось бы, скучных школьных предметов, как история или русский язык, становится увлекательным занятием.
Также пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.
С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор школьника, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.
«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».
Рассмотрим другой пример. «У семи нянек дитя без глазу» — школьникам старших классов наверняка знаком такой период отечественной истории, как Семибоярщина, один из самых тяжелых периодов Смутного времени, когда во главе страны оказалось правительство из семи бояр, которое, не желая терять власть избрало на царство польского королевича, однако тот попросту не явился на царство. Да и внутренние разногласия этого правительства не принесли желаемого облегчения истерзанной Смутой стране. Ведь когда за дело берется много человек, каждый из которых преследует свои амбиции — ничего хорошего из этого не выходит. Вот так, одна пословица несет в себе интереснейшие факты из школьной программы по истории.
Пословицы для детей на разные темы
Детство время золотое.
За общим столом еда вкуснее.
В здоровом теле — здоровый дух.
Друзья прямые — братья родные.
У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
Азбука — к мудрости ступенька.
Талант трудом добывают.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Мал да удал.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
На ошибках учатся.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Старый друг лучше новых двух.
Лад и согласие — первой счастье.
Семья опора счастья.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Ученью время — игре час.
Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
Речь без пословицы, что суп без соли.
Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
Терпенье и труд всё перетрут.
Не делай того, чего надо стыдиться.
Умную речь приятно и слушать.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Смелость города берёт.
Любовь да совет, так и горя нет.
Счастье без ума — дырявая сума.
Вежливость нужна каждому.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Родителей не только уважай, а и помогай им.
Для дружбы нет расстояния.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
На счастливую младость не скупится радость.
Любить хорошо взаимно.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Первый шаг труден.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не прячь свои неудачи от родителей.
При солнышке тепло, при матери добро.
Повторенье — мать ученья.
Век живи — век учись.
Добрым быть — долго жить.
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
Хорошая книга — лучший друг.
Добро того учить, кто слушает.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Где гнев, там и вред.
Лучше поздно, чем никогда.
Ум золота дороже.
Сердце матери греет лучше солнца.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Правдивый человек не покривит душой.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
У милого дитяти много имён.
Не зная броду, не лезь в воду.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
Чистота — залог здоровья.
Друг в беде узнаётся.
В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
На свете всё найдешь, кроме родной матери.
Скромность красит человека.
Яйца курицу не учат.
Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.
Счастье и труд рядом живут.
Ласковым словом и камень растопишь.
Все бобры добры до своих бобрят.
После драки кулаками не машут.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Любому молодцу скромность к лицу.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Любишь розу, так люби и шипы.
Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.
Задай вопрос
Цель игры: научить детей правильно ставить вопросы к различным словам и сочетаниям, развивать речь детей, расширять словарный запас, обращать внимание ребят на необходимость быть предельно внимательными. Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.)
Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.).
Возраст: 7 лет.
Ход игры: данная игра проводится в группе детей, которые достаточно хорошо подготовлены к школе и уже знают алфавит и самостоятельно читают. Если в коллективе детей не все могут справиться с этим, то это не страшно, так как они все равно научатся правильно ставить вопросы к предложенным словам.
Итак, воспитатель рассаживает детей таким образом, чтобы всем было видно наглядный материал, который расположен на доске.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что следует верно задать вопрос, когда это будет необходимо.
Воспитатель предлагает на выбор несколько вопросов, которые при помощи магнитов закреплены на доске, и обращает внимание на то, что следует быть очень внимательными. Задания руководителя могут быть такими:
Задания руководителя могут быть такими:
1) задайте вопрос к словам «на небе» (где или на чем?);
2) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать время (сколько времени?);
3) что вы спросите, если нужно узнать дорогу домой (как пройти…?);
4) задайте вопрос к слову «вчера» (когда?);
5) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать план дальнейших действий (что делать?);
6) что вы спросите, если вам нужно купить что-либо, а вы не знаете цены (сколько стоит?). Ребята, которые хорошо умеют читать, выбирают из предложенных карточек те, на которых написаны необходимые вопросы. Остальные дети отвечают на вопросы воспитателя устно.