Сказки про чертей: лучшая подборка произведений для детей

Краткий рассказ про кошку Мурку и мышей

В одном старом доме мыши прогрызли в стенах лазы. Шуровали по ним туда-сюда свободно. А показывались через щели: то из-под пола, то из-за печки, то из-за плинтуса. Кошка Мурка им, конечно, спуску не давала. Зорко следила за интервентами и временами, даже кем-то лакомилась.

Тогда мыши игру с ней затеяли. Скребутся, к примеру, за холодильником. Громко скребутся. Мурка туда — прыть и караулит. А одна мышка, тем временем из-за печки появляется и незаметно к столу бежит.

Мурка ее краем глаза замечает, только в атаку хочет перейти, как другие мышки из-за холодильника показываются. Мечется бедняжка между мышиными хитрюгами и не знает кого поймать.

Так натворили мыши много проказ в доме. К счастью, скоро и Мурка поумнела. Заляжет где-нибудь в удобном месте и спящей притворяется. На мышиные провокации не реагирует. А уж как забредет какой-нибудь плутишка от норки своей поодаль, вот ту-то ему и крышка.

Быстрая у нас Мурка и умная.

Опера-балет «Дитя и волшебство» (1919–1925)

Морис Равель

Иллюстрация с обложки либретто «Дитя и волшебство». 1925 год

Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспи­тывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некото­рые из них. Это опера-балет, поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.

Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантасти­ческие тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация форте­пиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мело­дия, достигающая предельно высоких нот, скорее инстру­ментальная, нежели вокальная. 

Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль

«Уроки смеха» Леонида Каминского


«Урок смеха» — весёлые истории про школьников и школу от писателя, журналиста и карикатуриста Леонида Каминского. В советское время ребята со всей страны присылали автору разные смешные случаи из школьной жизни. Каминский, который тогда вёл отдел юмора в детском журнале «Костёр», публиковал эти истории в рубрике «И все засмеялись…» — некоторые из них, возможно, и стали основой для его смешных рассказов. Автор сам же и проиллюстрировал свои истории…Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-Shopна ОЗОНе — используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в БуквоедеПосмотреть в Book24.ru

Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)

Сергей Прокофьев

Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год

Сергей Прокофьев написал музы­кальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотни­ков. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.

Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недо­вольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.

Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высоко­мерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.

Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац

5. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Чем популярнее и чем «заслуженнее» книга, тем больше у нее различных изданий и оформлений, и тем тяжелее выбор родителя перед покупкой. По себе же я заметила, что если искомая книга была у меня в детстве, то я ничего не могу с собой поделать, и практически всегда ищу издание с картинками «из детства» В данном случае, мне был нужен Незнайка именно с иллюстрациями Лаптева. И я его нашла.

А вот что касается продолжения приключений Незнайки (на Луне и в Солнечном городе), то я решила воздержаться от их покупки, да закидают меня камнями поклонники этого известного мальчика в шляпе. Многочисленные негативные отзывы о том, что книги изобилуют, во-первых, бесконечными техническими описаниями, а во-вторых, ругательствами и насилием с избиением дубинками и пытками электрошокерами, убедили меня в том, что мы сможем обойтись и без них.

Разные писатели-натуралисты в одной книге


Наверное, не всегда имеет смысл покупать сольные книги автора. Например, если вы еще не знаете, как ребенок примет рассказы и сказки писателей-натуралистов, то, быть может, лучшей покупкой будет сборник с разными рассказами разных авторов. Познакомив ребенка с такой книгой, понаблюдав за ним, можно будет более определенно сказать, какие истории маленькому читателю нравятся, а какие — не очень; какой автор более интересен ребенку.
Бианки, Сладков, Пришвин, Паустовский, Шим, Ушинский — в «Большой книге про зверей» с иллюстрациями всё того же Ивана Цыганкова. Хорошая книга, чтобы познакомить ребенка с творчеством писателей-натуралистов.Посмотреть в Лабиринтена ОЗОНе — используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в My-ShopПосмотреть в Читай-городеПосмотреть в Book24.ru

Популярные статьи  Пословицы и поговорки о сказках читать онлайн бесплатно

Благословение мертвеца

Жили в селе два товарища, и договорились они, что обязательно побывают на свадьбах друг у друга. Внезапно один из них умер, и похоронили его. Через месяц второй надумал жениться. Соблюдая уговор, поехал он на кладбище к своему товарищу. Пригласил его, да никто ему не ответил. Вдруг земля на могиле разверзлась, а из неё могильный голос пригласил приехавшего выпить за будущее супружество. Живой согласился и к мёртвому спустился. Выпил с ним три стакана в могиле, после чего вышел из неё и оторопел.

Вокруг пустошь, никакого кладбища нет. Пошёл он в город, а дома совсем незнакомые люди. Бросился в церковь, рассказал всё священнику. Тот посмотрел в архивах и обнаружил, что триста лет назад один молодой парень поехал перед свадьбой на кладбище и не вернулся. Жена его с собой покончила от горя. Обманул живого мёртвый, подсунул те три стакана не просто так! Обозлился парень, вернулся на кладбище. Посмотрел на могилу друга, а она открытая. Бросился он к ней, оступился, да и упал в неё. Вдруг крышка захлопнулась, навсегда поглотив молодого парня.

  • Кого на Руси называли «лохами» и «лахудрами»
  • Особый этикет: 5 слов, которые нельзя говорить в российской тюрьме
  • Как стать русским: инструкция, составленная иностранцами
  • Русские традиции, которые вводят в ступор иностранцев
  • «Гусары, молчать!» Откуда взялся поручик Ржевский, и кто он вообще такой

Смешные книги Андрея Усачёва


Андрей Усачёв — детский писатель, который хорошо умеет смешить как детей, так и взрослых. Когда говорят об этом авторе, то обычно вспоминают его «Умную собачку Соню» — это смешная детская книга, которая не раз заставит улыбнуться или рассмеяться… Посмотреть в My-ShopПосмотреть в Буквоеде
Но еще больше моих детей посмешила другая книга автора — сборник «Неправильные сказки». Для этой книги Усачёв взял всем известные сказочные сюжеты и сотворил из них такое, что без улыбки читать невозможно.
Конечно, чтобы в полной мере оценить шутки автора, надо знать оригинальные произведения. Поэтому, хоть книги у можно читать с малышами 3-4 лет, но лучше она «зайдёт» у дошкольников и младших школьников.Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-ShopПосмотреть в Book24.ru

21. «Русские волшебные сказки» (Ozon, My-shop) и Х. К. Андерсен «Лучшие сказки» (Ozon, My-shop)

А где же старые добрые сказки, спросите вы? Нашлось и для них место в моей подборке. Правда, я не уверена, что их всегда можно назвать добрыми Раньше с детьми не слишком церемонились и с самого мала включали в сказки шокирующие фрагменты с отрезанием языка, сдиранием шкур и сжиганием в печке. Но если подходить к подбору сказок с некоторой фильтрацией, исключая, к примеру, «Синюю бороду» и «Терешечку» с кровожадной Чувилихой, то сказки обязательно понравятся ребенку и не травмируют его психику.

Я долго искала достойные сборники русских и зарубежных сказок, так как не хотелось покупать все по отдельности. Но, как оказалось, это нелегкая задача. У меня складывается впечатление, что издательства при компоновке сборников из уже зарекомендовавших себя произведений, считают, что все можно свалить в кучу с какими угодно текстами и какими угодно картинками.

В итоге я остановила свой выбор на сборниках от издательства Росмэн – «Русские волшебные сказки» и Х. -К. Андерсен «Лучшие сказки» (ведь именно сказки Андерсена  являются основными представителями зарубежного творчества тех времен).

Скажу сразу, эти сборники тоже не идеальны. Но, думаю, их можно назвать более-менее достойными, с хорошей подборкой сказок, и неплохими текстами, как раз подходящими для 4-5 леток.

Вот еще несколько сказок, которые я докупала дополнительно к этим сборникам (по причине красивых иллюстраций, хороших отзывов или просто их отсутствия в сборниках):

6. Д. Хэрриот «Детям. Рассказы о животных» (Ozon, My-shop)

В книжных магазинах, по-моему, полно сборников с подобным названием на обложке. Но этот другой. И вы поймете это сразу, чуть только откроете его. В первую очередь, это изумительные, теплые, живые, насыщенные, одним словом, шикарные иллюстрации. Большие и на каждой странице. Их можно рассматривать бесконечно, они буквально уводят за собой на простор, в холмы, за старенькой машиной ветеринара.

В красиво иллюстрированных книгах часто бывает, что текст – это всего лишь дополнение к картинкам. Но здесь не тот случай. Книга наполнена проникновенными историями из жизни ветеринара, хорошо понятными даже дошкольнику. Иногда даже поражаешься, что в таких, казалось бы, обыденных ситуациях можно увидеть столько любви человека к домашнему питомцу и питомца к человеку. Эта книга – однозначно полезное приобретение для воспитания в ребенке чувственности и сопереживания, ну и просто для личного эстетического наслаждения.

Мы читали (и перечитывали) книгу в возрасте 4-5 лет, но, думаю, можно и раньше попробовать.

Весёлые рассказы про школу


Умеет повеселить мальчишек и девчонок советский писатель Виктор Голявкин. Его короткие рассказы заставляют смеяться не только детей, но и их родителей — ведь Голявкин пишет про их школьное детство.
Рассказы Голявкина часто включают в сборники для школьников, но время от времени выходят и его сольные книги. Одна из них — «Как я под партой сидел» — в этом сборнике кроме весёлых беззаботных рассказов есть светлая и грустная автобиографическая повесть «Мой добрый папа», которую писатель посвятил своему отцу, не вернувшемуся с фронта…Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-Shopна ОЗОНе — используйте промокод OZON538ICLПосмотреть в БуквоедеПосмотреть в Book24.ru

Произведения русских классиков о животных

Александр Куприн

«Белый пудель»

Антон Чехов

«Каштанка»

Дмитрий Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Иван Соколов-Микитов

«Осень в лесу»

Лев Толстой

«О животных и птицах»

Михаил Пришвин  

Рассказы

Константин Ушинский

«Слепая лошадь»

Сергей Аксаков

«Рассказы о природе»

Николай Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

Виктор Астафьев

«Конь с розовой гривой»

Популярные статьи  Пословицы и поговорки о Масленице читать онлайн бесплатно

Иван Тургенев

«Муму»

Павел Бажов

«Серебряное копытце»

В нашей подборке представлена лишь малая часть мирового литературного наследия, посвященного четвероногим друзьям человека. Знакомясь с такими книгами, дети понимают, что их окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.

Сказка про кошку и котят

В одном деревенском домике, том, что на пригорке перед речкой, у мамы кошки родились котята. Три черненьких с белыми ушками, три беленьких с черненькими ушками и один рыжий. Открыли котята глазки и тут же шалить принялись. Играют, клубочками по полу валяются. Только рыжий котенок не играл и не катался. Он тихонечко сидел подле мамы кошки и зорко смотрел кругом.

— Трусишка! – кричали ему братики и сестрички. – Чего боишься? Иди к нам играть!
Но котенок не шел.

Тогда котята придумали смешную кричалку:

— Рыжий котишка, мелкий трусишка,
Хвостик дрожит, носик дрожит,
Смотрите, смотрите – как мышка пищит!

Но котенок все равно не шел с другими играть.
Тут пришла бабушка и принесла котятам молочка. Все бросились пить молочко из блюдца и забыли про котенка.

Вдруг бабушка всплеснула руками:
— Батюшки! Да что же это…

Не успела бабушка договорить, как рыжий котенок выпрыгнул из своей корзинки и мигом поймал здоровенную серую мышь.

Тогда братики и сестрички запели совсем другую песенку:

— Ай да котишка, острый носишка!
Ловкий какой! Быстрый какой!
Мышку поймал он совсем, как большой!

Книги о животных для детей 5-8 классов

Даниэль Пеннак

  • «Собака Пес» — книга французского писателя, трогательная и смешная история о собаке, «воспитавшей» себе хозяина;
  • «Глаз волка» — захватывающая история о волке, запертом в клетке парижского зоопарка, озлобившемся на всех людей, и удивительном мальчике по имена Африка, заставившем его по-иному взглянуть на мир.

Доуди Смит

«Сто один далматинец» — хорошо известная по экранизации, но не менее увлекательная книга об очаровательных собаках, их хозяевах и невероятных приключениях.

Гавриил Троепольский

«Белый Бим Черное ухо» — печальная, берущая за душу история о сеттере Биме, о людской жестокости и собачьей верности.

Кэти Аппельт

«Под крыльцом» — книга о крепкой дружбе собаки, кошки и ее котят, а еще о том, что в мире людей, как и в мире животных всегда есть место верности, любви и счастью.

Нина Гернет, Григорий Ягфельд

  • «Глупая Шершилина, или пропал дракон»;
  • «Катя и крокодил» — смешные и добрые истории о приключениях девочка Кати и ее друзей

Юрий Коваль

  • «Шамайка» — книга об умной и независимой кошке по кличке Шамайка, которая с честью выходит из разных, часто трагических ситуаций дворовой кошачьей жизни;
  • «Недопесок» — повесть о песце по кличке Наполеон Третий, мечтающем о свободе, его друзьях и приключениях;
  • Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».

Юрий Яковлев

«У человека должна быть собака».

Редьярд Киплинг

«Маугли»

Василий Белов

«Рассказы о всякой живности»

Вадим Чернышев

«Река детства»

Балет «Жар-птица» (1909–1910)

Игорь Стравинский

Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год

Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Рус­ских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царе­виче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украден­ных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выхо­дят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.

В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характер­ными ритмическими перебоями и яр­кими свистами флейты-пикколо; появле­ние Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инстру­ментов. В хороводе царевен Стравин­ский использует цитату из русской народ­ной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».

Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский

Балет «Щелкунчик» (1892)

Петр Чайковский

Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1840 год

Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чай­ковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Ма­ри) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкун­чик пре­ображается в Принца, стала рождественской классикой.

В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средст­вами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастичес­кий же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.

Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появле­ние сопро­вождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характе­ризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкиваю­щие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челес­ты  Челеста — клавишно-ударный инструмент, похожий на миниа­тюрное фортепиано, но с метал­лическими или стеклянными пластинками внутри. По звучанию похожа на перезвон хрустальных колокольчиков (название celesta переводится с итальян­ского как «небесная»).. Идеи зла показаны с помощью совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с помощью марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшеб­ном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинствен­ный «Вальс цветов».

Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков

Книги для детей 7-10 лет

Виталий Бианки

«Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин

«Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Популярные статьи  Пословицы и поговорки о совести читать онлайн бесплатно

Ольга Перовская

«Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб

«Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров

  • «Мои звери»;
  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский

«Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин

«Зверье мое»

Вера Чаплина

«Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин

«Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь

«Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев

«Лесные загадки»

Николай Сладков

«Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев

«Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен

«Бемби»

Константин Сергиенко

«До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.

Лихо одноглазое

Однажды простому русскому кузнецу захотелось увидеть лихо. Настолько хорошо и спокойно ему жилось, что пошёл он это лихо искать лично. По дороге встретил портного. Оказалось, что портной тоже лиха никогда не видел. Пошли они вместе. Ближе к ночи заплутали в густой чаще. Вдруг увидели избушку, в которой горел свет. Зашли, и дверь за ними захлопнулась. Вышла высокая старуха, худощавая и жутко уродливая, с одним глазом. Вот оно — лихо. Схватила портного, зарубила его топором и кинула в печь. Отужинав несчастным, она начала разглядывать кузнеца. Мужик смекнул, что спасаться ему надо, и предложил старухе выковать ей второй глаз. Для верности привязал её к стулу, чтобы во время работы старуха не дёргалась. После того, как всё было готово, а лихо привязана, кузнец взял шило и приставил его к здоровому глазу, после чего размахнулся и ударил молотом. Старуха взвизгнула, порвала верёвки, но мужик уже выбежал из избы.

Бежал мужик долго, вдруг увидел торчащий в пне красивый топор с золотой рукояткой. Захотел он его взять себе, схватился, а отпустить не может. Из чащи начали доноситься звуки приближающегося лиха, вот оно уже и на поляне появилось. Достал кузнец из кармана ножик и отрезал себе руку. В деревне потом всем рассказывал, что у него лихо руку отняло, а товарища его и вовсе съело.

Опера «Снегурочка» (1881)

Николай Римский-Корсаков

Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы

Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слуша­тели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.

Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная харак­теристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля склады­вается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя

18. К. Чуковский «Приключения Бибигона» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Все мы, конечно, на зубок знаем Мойдодыра с Тараканищем, а вот что за Бибигон такой у Чуковского, знают далеко не все. Признаюсь честно, я и сама совсем недавно с ним познакомилась. «Приключения Бибигона» — это последняя детская сказка Чуковского, написанная во времена усиления идеологической цензуры, а потому долгое время не издававшаяся.

И хотя произведение написано на 20 лет позже хорошо известных нам произведений Чуковского, между ними много общего

Это вновь великолепная сказка про героя, отважно сражающегося с врагом. И снова герой Чуковского мал и бесстрашен, его не смущают ни величина, ни сложность тех препятствий, которые попадаются ему на пути

Не случайно произведение было подвергнуто критике в советское время,  слишком много здесь воли, свободы и характера, неприемлемых для того времени.

Лично я очень люблю слог Чуковского, его легкую рифму, и готова читать его только за это.

Опера «Елка» (1900)

Владимир Ребиков

Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год

В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происхо­дить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие дис­сонансов во вступлении очень осовреме­ни­вает звучание.

В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшен­ная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы. 

Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем

Оцените статью
Роман Неклюдов
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сказки про чертей: лучшая подборка произведений для детей
Стихи про Юлю короткие, красивые, смешные читать онлайн