Легенда об огненном Волхе и Лели
Мать сырая Земля и Дый породили когда-то сына Индрик-зверя. Однажды гуляя по горам, он встретил матушку, превратился в могучего Змея, напал на неё и овладел. От связи их был рождён Змей Огненный Волх.
Младенец сказал матери, чтоб не кутала она его в пелену и не завязывала златым поясом, а вместо этого пеленала в латы и на голову надевала золотой шлем. Мать так и поступила и вырос молодой бог в великого воина. Окрепнув достаточно, юноша отправился в царство Индерию и одолел там Индрика-зверя. После чего сам сел на трон его царства и женился на жене отца –змее Пераскеи.
Вкоре Пераскея и прочие поданные стали подговаривать ВолхаЗмеевиа проникнуть в Ирийский сад и вкусив золотых яблок стать столь сильным, чтоб завладеть всем миром.
Не сразу, но внял Волх, убеждениям и отправился в сады Ирия за золотыми яблоками, да только, оказавшись там слышал песни, что прекрасная девушка пела. И так глубоко проникло пение девушки в душу воина что влюбился он без памяти. Леле богини любви и красоты, Волх тоже приглянулся. И стал часто прилетать в гости, сокол и стучаться в окно к девушке. Вот только сёстры Лели это заметили.
Естественно Жива и Марена, тут же рассказали обо всём Сварогу, но тому так и не удалось найти ночного гостя. Тогда сёстры натыкали на её окошечке иголочек, и он не смог попасть к ней. Улетая сказал ей искать его в Тёмном Царстве.
Леля не побоялась покинуть Правь и отправилась за любимым. Долог и труден был её путь, но она добралась до земель любимого. Там она обнаружила, что Волха, заколдовала царица змей. Но богиня сумела снять чары, после чего они вместе с богом воином отправились в Ирий. Там была сыграна свадьба и зажили они счастливо. Волх стал не просто богом войны, но и хранителем подступов к Ирию.
Следует отметить, что во многих языческих религиях бог войны и богиня любви являются мужем и женой. Тут мы видим яркое перекликание и с Греческой и Римской Мифологиями, и отчасти с легендами центральной Европы и Скандинавии. Кое-кто даже полагает, что все эти легенды описывают историю одних и тех же богов носящих у разных народов разные имена. Хотя такое заявление и является спорным.
Остальные персонажи
Но в былине есть и самый противоречивый герой — это Морской царь. Владыка бездонного царства олицетворяет могущественную и беспощадную силу, которая карает всех провинившихся. Но при этот он является ценителем музыки и добродушен к тем, кто ему нравится. Царь морских глубин вначале помогает гусляру, а потом берет в плен. Ему так и не удается понять, почему Садко не захотел променять жизнь в Новгороде на принадлежащие правителю ценные сокровища.
Владыка морского мира слишком могущественен и в его силах погубить всё, что встает у него на пути. Но ему до безумия понравилась музыка гусляра, поэтому он не понимал, почему тот так мечтает попасть назад домой, если здесь его ждёт лучшая жизнь.
Морской владыка не испытывал жалости к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно даже считать злодеем, но с другой — царь не делает чего-то чересчур ужасного.
Также в былине есть второстепенный персонаж — Микола Можайский. Он играет роль спасителя Садко, когда достаёт его со дна морского. В тот момент гусляр уже не надеялся на спасение и просто читал молитву к святому Николаю Угоднику, как вдруг перед ним появилось видение с Миколой. Можайский раскрыл ему тайну, как победить морского владыку.
Ещё есть молодая героиня — Чернавушка, дочь морского царя. Девушка помогает Садко в возвращении назад на родину. Также из женских персонажей ещё есть жена героя. Он встречает её уже после возвращения в Новгород. Персонаж понимает, что полюбил ее. Герои живут счастливо долгие годы.
Василиса Микулична
Василиса Микулична. Фрагмент открытки Сергея Соломко. Начало XX века
Краткая биография:
Живя вместе с мужем-музыкантом в Литве, Василиса Микулична и не подозревает, что ей придется на практике показывать свою смекалку. Муж уезжает в Киев и там хвастается своей женой. Завистливый князь Владимир запирает Ставра в погреб и не выпускает. Когда Василиса узнает про это, она переодевается в татарина и притворяется послом, который пришел за данью к князю. Женское окружение убеждает князя, что перед ним не молодец, а женщина, и князь устраивает несколько типично мужских испытаний (бороться с силачами, выбирать оружие, играть в шахматы, мыться с бане с мужиками) — Василиса каждый раз с честью их проходит. Затем она применяет нестандартный ход и просит в жены племянницу князя. Князь растерян и не знает, как ему поступить. Тогда Василиса предлагает замену: вместо племянницы Владимир должен отдать ей богатыря-музыканта.
Выводят Ставра, он не узнает умелую жену. Но и тут Василиса не теряется — она загадывает загадки, по которым муж должен понять, что перед ним его жена («Ты помнишь ли, Ставер, да памятуешь ли, / Мы ведь вместе с тобой грамоте училися: / Моя была чернильница серебряная, / А твое было перо позолочено? / А я-то помакивал тогды-сегды, / А ты-то помакивал всегды-всегды»). Ставр ее узнает, они отправляются домой.
Духи и существа славянской мифологии
В славянских былинах кроме богов, встречаются необычные существа. Самые известные:
- Алконост – райская птица с чудесным голосом, приносящая счастье людям.
- Бабай – существо, усмирявшее ночные капризы детей легким припугиванием.
- Гамаюн – божественная птица, поющая людям об их дальнейшей судьбе.
- Леший – хозяин лесов и дубрав. Это косматый старичок, меняющий рост и превращающийся в любое дерево, животное или птицу.
- Водяной – властелин озер и болот. Славяне рисовали его как пузатого старика с волосами из водорослей. Водяному прислуживали Русалки. Считалась, что перед тем как окунуться в воду необходимо задобрить Водяного. Иначе беды не избежать.
- Домовой – хозяин в доме. Это самый уважаемый дух у славян. Считалось, что он защищает хозяйство и жителей дома, но иногда проказничает.
- Банник – особый вид домового. Дух, живущий в бане и пугающий женщин. Перед тем, как идти в баню, его обычно задабривали различными способами.
Кроме живых персонажей, славяне верили в знаки и символы. Чтобы уберечься от злых духов создавались талисманы и обереги. Например, зуб убитого волка убережет охотника в темное время суток, а чашка с молоком, оставленная на столе на ночь, вызовет благосклонность домового.
Изначально существующие в устном варианте былины и сказания претерпели изменения и дошли до наших времен в том виде, в котором представлена славянская мифология: существа и боги едины с природой, непобедимы, наделены волшебными свойствами. А обряды и ритуалы нашли свое применение даже в современном быту.
Корни славянской мифологии
Мифические тексты славян не дошли до нас, поскольку во времена создания былин не существовало письменности. Из археологических источников и произведений древнерусской литературы языковеды определили общие черты языческих мифов. Славяне представляли, что где-то посреди бескрайнего океана находится небольшой остров (Буян), который считается центром мира. На острове растет дуб или лежит священный камень, обладающий целительными свойствами. На ветвях сидит птица, а у корней дерева или подножия камня лежит змея.
Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами, духами и необычными существами.
Славянская мифология подразделяет категории «существа» и «боги» на группы:
- культы древних славян, наделенные властью и могуществом в определенной области;
- главные богини, прародительницы женщин, любви и красоты;
- добрые и злые духи, живущие в определенном пространстве, – в доме, в лесу, в поле, в воде;
- необычные существа;
- важные символы и знаки.
Древние люди верили, что все они сопровождают человека от самого рождения до смерти, вмешиваются в его жизнь, помогают и наказывают.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
Темы
Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.
Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.
Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.
Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.
Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.
Дунай Иванович
Дунай Иванович убивает жену. Иллюстрация Николая Каразина. 1885 год
Краткая биография:
Ходят слухи, что когда-то Дунай служил литовскому королю, но его биография начинается со службы в Киеве. Владимир хочет жениться и отправляет Дуная с в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу. Уговорив ее, они возвращаются домой, но тут случается странное: в поле им встречается богатырка, которая предлагает помериться силами. Дунай побеждает, и дома они с богатыркой играют пышную свадьбу. На свадебном пиру оба хвастаются: он — храбростью, она — меткостью. Гордый Дунай решает проучить жену и устраивает соревнование по меткости, которое в итоге проигрывает. Не простив жене унижения, Дунай разрезает ей живот и обнаруживает, что она беременна: внутри ребенок — «руки в серебре, ножки в золоте». Дунай с горя убивает себя — падает на нож, и из его крови протекает река.
Призрак Жужи.
Относительно недавняя русская легенда, сосредоточенная в Москве, рассказывает нам о любви и смерти.
Легенда рассказывает нам о Zхужа, женщина, много лет любившая миллионера. Однажды, гуляя по Кузнецкому мосту, он услышал, как мальчик, разносящий газеты, кричал, что его возлюбленная покончила с собой. Когда она вышла из кареты и пошла за дополнительной информацией, она попала в аварию и умерла.
Однако прошли дни, и мальчика, который продавал газеты, нашли мертвым и задушили женским чулком, которым Чужа носил в день своей смерти. Вскоре умерли и те, кто опубликовал якобы смерть миллионера. С тех пор было несколько свидетельств призрака, который пробегает через Кузнецкий мост в Москве. О том, кто ее видит, говорят, что она может потерять близкого человека мужского пола.
Бог громовержец в славянской мифологии
Перун – главное божество славянских племен. Он олицетворяет могущество, повелевает молнией и громом, является властелином огня. Перун покровительствовал князю и его дружине. Перед походами ему приносилась жертва в виде заколотого быка, а договоры и клятвы закреплялись его именем.
Бог-громовержец в языческой традиции славян имел собственные атрибуты:
- красный плащ, являющийся отличительной особенностью русских князей;
- богатырский конь, сильный и выносливый под стать своему хозяину;
- секира (или палица) – меч для сражений.
Стихия божества – холмы и горы. Поэтому идолы громовержцу устанавливались на вершинах возвышенностей.
С принятием христианства характерные для Перуна черты перешли к святым Илье-Пророку и Георгию-Победоносцу.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
А ВДРУГ ФРАНЦУЗ?
Некоторые именитые ученые проводят параллель между былинными сюжетами о Садко и действием старофранцузского романа. Здесь главный герой по имени Садок, защищая честь своей жены, убивает собственного шурина и сбегает с супругой на корабле. Когда на море поднимается шторм, капитан судна решает, что это кара грешникам.
Виновником объявляется Садок, который бросается в бушующие волны — и буря стихает. Вполне возможно, что такое сюжетное сходство означает независимое восхождение произведений к одному и тому же прообразу, еще более древнему. В свою очередь фольклористы находят своеобразное сходство русских былин о Садко и финских сказаний о певце Вейнемейнене. Он также попадает к Морскому царю, охочему до музыки.
История создания
Доподлинно не известно кто является автором произведения. Из-за огромного количества рукописей тексты былины отличаются. Точным осталось только описание жителей Новгорода. Сегодня насчитывается более 9 разных вариантов. Два наиболее полных написали:
- Андрей Сорокин.
- Кирша Данилов.
Другая версия говорит о Кирше Данилове, сумевшем собрать народные сказания, былины и песни воедино.
Последний вариант указывает на жителей Олонецкой губернии, благодаря которым рассказ дошёл до наших дней. Согласно легенде, Василий Щеголенок поведал о приключениях Садко сказителям в XIX веке, записавшим их. Сегодня произведение входит в Киевский и Новгородский цикл былин.
Многие исследователи убеждены, что портрет главного героя был списан с купца Садко Сытинца, построившего церковь Бориса и Глеба. Мужчина также проживал в Новгороде, любил путешествовать по морю и добился больших успехов в торговле.
Впрочем, общие черты есть и с персонажем французской сказки Садоком. Он виновен в преступлении, желая избежать наказания, пересекает Ла-Манш. Но его корабль попадает в шторм, который может остановить только смерть храбреца. Русский Садко — неуникальный герой, об этом свидетельствует схожесть со сказаниями других народов. В Германии это Зигфрид, в Финляндии — Вяйнемейнен.
Второстепенные персонажи
Калика перехожий
К Илье Муромцу приходят калики перехожие. Открытка Г. Войцеховича. Начало XX века
Странник и певец. Силен, но труслив: отказывается драться с . Всегда осведомлен об актуальных событиях в Киеве в силу бродячей профессии. Отдает свою одежду , чтобы тот неузнанным пробрался в Киев, захваченный Идолищем. Отдает одежду , когда тот хочет попасть неузнанным на свадьбу своей жены. Его приглашают на свадьбы богатырей или княжеский пир, где он, довольный, сидит на печном столбе.
Богатырский конь
Богатыри на конях. Картина Виктора Васнецова. 1898 год
Говорит человеческим голосом. Вестник: сообщает , что его жена выходит замуж. Постоянно в работе: скачет через поля, леса, по облакам, перепрыгивает через стену городовую. Помогает выиграть скачки. Терпеть не может — от него у коня подгибаются ноги. Побывал в кармане у вместе с . Подвергается постоянным оскорблениям от Ильи: тот его понукает, называя «волчья сыть» (волчья еда) или «травяной мешок».
Жены богатырей
Илья Муромец и жена Святогора. Фрагмент иллюстрации Ивана Билибина
Обычно имеют мерзкий характер, пытаются погубить богатырей, изменяют им. Жена ждет его некоторое время (6 или 12 лет), после этого выходит замуж за . Беременная жена соперничает с ним в меткости, стреляет и побеждает, Дунай убивает ее — вспарывает ей живот. Маринка Кайдаловна, став женой Добрыни, получает от него три науки молодецкие — он отрезает ей губы, руки, ноги. Жена превращается в змею и пытается убить героя. Жена сидит в сундуке на голове у героя и соблазняет .
Любовницы
Любовницы есть у многих былинных героев. У — баба Златыгорка, от которой у него рождается сын . Невеста — это любовница его противника Вахрамея (или Кощея), она предает героя, помогая врагу победить его во время боя. Сестра братьев Петровичей-Збродовичей — любовница — выходит на первый зов богатыря в чулочках без чеботов. Затем ее либо берут замуж, либо привязывают к хвостам коней, которые ее разрывают.
Происхождение и варианты текста
Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным
Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.
Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.
Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».
Он же усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.
К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.
Чурило Плёнкович
Чурило Плёнкович. Открытка Ивана Билибина. 1902 год «Ходит Чурилушка по улочкам, / Загляделися все люди на Чурилушку».
Характеристика персонажа:
Франт и щеголь, красавец. Регулярно хвастается своими нарядами. Подхалим, на пиру у Владимира стоит по леву руку. Всерьез заботится о своей красоте, поэтому перед ним всегда носят подсолнечник, предохраняющий его лицо от загара. Любвеобилен.
Краткая биография:
Чурило живет недалеко от Киева и занимается тем, что грабит его земли: разоряет огороды и охотится на чужих охотничьих угодьях. Об этом доносят князю Владимиру, и Чурило вынужден идти к нему на ковер с подарками. Владимир очарован красотой и обходительностью Чурилы и предлагает ему остаться при дворе. Карьера бывшего удальца идет в гору: он служит при дворе князя Владимира (стольником Стольник — придворный, прислуживавший князьям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождавший их в поездках. и чашником Чашник — должность и чин в хозяйстве русских князей. Прислуживал князю, царю на праздничных обедах, заведовал пчеловодством и медоварением., а затем «позовщиком на пиры»). В Киеве Чуриле нет равных по красоте, правда, в какой-то момент приезжает Дюк Степанович, который оказывается и красивее, и ловчее. Но Дюк уезжает, и Чурило снова на коне.
Он помогает сражаться Илье и компании против силы неверной. Однажды Чурило возбуждает страсть в княгине Апраксии (во время пира Апраксия засмотрелась на «желтые кудри и злаченые перстни» Чурилы и, «рушая» крыло лебединое, порезала себе руку, что не ускользнуло от боярынь). Когда княгиня просит мужа сделать Чурилу постельником, Владимир ревнует, видит опасность и отпускает красавца в его усадьбу.
Другая часть его биографии фрагментарна и трагична. Чурило в какой-то момент оказывается в Новгороде, где волочится за чужой женой, когда ее муж в церкви. Служанка доносит мужу, Чурилу выгоняют.
Славянские мифы для детей – кратко о самом интересном
Знакомство с образцами древнерусской литературы, устными сказаниями и мифами имеет огромное значение для всестороннего развития детей. Знать о своем прошлом необходимо и взрослым, и самым маленьким. Славянские мифы (5 класс) познакомят школьников с пантеоном главных богов и самыми известными сказаниями. В хрестоматию по литературе входит интересный пересказ А.Н.Толстого о Кикиморе, есть сведения об основных персонажах мифологии древних славян, дается представление о таком понятии, как «капище».
По желанию, родители могут и в более раннем возрасте познакомить ребенка с пантеоном славянских богов и другими мифологическими существами. Целесообразно выбирать положительных персонажей, и не рассказывать маленьким детям о таких пугающих существах, как навьи, злыдни, волколаки.
Для ознакомления с персонажами славянской мифологии можно посоветовать книгу Александра Асова «Мифы славян для детей и их родителей». Она будет интересна и младшему поколению, и старшему. Светлана Лаврова – еще один хороший автор, написавший книгу «Славянские сказания».
Славянские мифы читательский дневник, пример заполнения
Миф о Перуне и Диве
Имена главных героев
- Перун — бог грома и молнии.
- Дива — богиня грозы, жена Перуна.
- Дый — бог ночного неба, отец Дивы.
- Черноморский Змей.
- Велес — бог богатства и домашних животных.
План сюжета
- Знакомство Перуна и Дивы, Перун просит руки у ее отца.
- Черноморский змей предлагает Диве выйти за него замуж.
- Отказ Дивы Черноморскому Змею.
- Черноморский Змей надвигается тьмой на Ирийский сад.
- Дый и Перун борются со Змеем.
- Велес предлагает Диве сбежать со свадьбы.
- Перун с Дивой гоняют по небу Черноморского Змея и Велеса.
Описание сюжета.
Однажды Перун, гуляя в Ирийском саду, встретил Диву -Додолу (дочь богини луны Ливии и бога ночного неба Дыя), которая была очень красива. И так она Перуну понравилась, что отправился он к ее отцу просить руки дочери. Но, Дива приглянулась не только Перуну, но и Черноморскому Змею (Поддонному царю). Предложил Змей Диве выйти за него замуж, но та его отвергла. Разозлился Черноморский Змей и надвинулся тьмою на Ирийский сад, превратившись в трехглавого змея. Из одной пасти дунул ледяным ветром, из другой рассыпал искры, а третья криком исходилась. Но, нашлась на него управа. Прилетели два орла (это были Перун и Дый) и стали метать молнии. Убрался тогда Змей восвояси, на дно Черного моря. Но, во время свадьбы Перуна и Дивы случилась другая беда, в Диву влюбился Велес (сын Рода) и стал подговаривать ее сбежать со свадьбы, но Дива не соглашалась. И стали гонять Перун и Дива Велеса и Черномосркого Змея по небу, извергая гром и молнии. А после грома на землю стал лить дождь.
Главная мысль
Победа над злыми силами. Нельзя насильно заставить любить и вступить в брак с нелюбимым человеком. Миф рассказывает не только о знакомстве и свадьбе Перуна и Дивы, но и о том, когда землю стал поливать дождь.
Отзыв
Идентификация с помощью атрибутов
Геракл был невероятно популярным героем, он запечатлен в бесчисленных образах. Иногда мы видим его юным и безбородым, иногда зрелым и с бородой, но почти всегда с львиной шкурой и палицей. Изредка он вооружен луком.
Отдыхающий Геракл (Геркулес Фарнезский). Римская мраморная копия (или адаптация) греческой скульптуры Лисиппа IV века до н. э. Национальный археологический музей, Неаполь
Огромная мощная статуя (ил. 7), некогда украшавшая великолепные императорские термы в Риме, иллюстрирует уставшего Геракла, тяжело опирающегося на свою неизменную палицу, на которую он накинул львиную шкуру. Римляне восхищались греческой культурой и копировали наиболее прославленные произведения. Греческие скульптуры обычно отливались из бронзы и практически утрачены. Римские копии чаще всего изготавливались из мрамора и сохранились лучше. Оригинальная модель для этой статуи была, вероятно, выполнена из бронзы знаменитым скульптором Лисиппом в VI веке до н. э. Герой-атлет изваян с глубоким сочувствием и предстает просто утомленным бесконечными поручениями человеком. В правой руке, спрятанной за спиной, Геракл держит добытые золотые яблоки Гесперид.
Подсказки, заложенные в необычном сочетании обычных элементов
Четвертый способ безошибочного узнавания мифа — поразить необычностью ситуации. Элементы картины могут быть самыми обыкновенными, но их соединение должно вызывать удивление. Скажем, в таком животном, как овца, для нас нет ничего примечательного, но вид человека, едущего на овце, намекает на то, что перед нами не зарисовка с натуры, а вид едущего вверх ногами под овцой, как на рисунке 10, несомненно, дает понять, что происходит нечто невероятное.
Одиссей сбегает из пещеры Полифема. Римская мраморная статуя I век н. э. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Фотография: Алинари
В данном случае человек — это Одиссей, многострадальный герой гомеровской Одиссеи. Его можно узнать по походному шлему (пилосу), ставшему чем-то вроде фирменного знака Одиссея, но гораздо красноречивей его положение. Причина столь своеобразной позиции в следующем.
Когда Одиссей и его спутники забрели в пещеру Полифема, одноглазого гиганта-циклопа, в ней никого не было. Они решили подождать. Когда же хозяин вернулся со стадами овец и коз и тщательно затворил вход в пещеру огромным камнем, слишком большим и неподъемным для любого человека, они заволновались. Пещера превратилась в ловушку. Тревога усилилась, когда циклоп их обнаружил и обрадовался — не только как собеседникам, но и как еде. Двоих человек он слопал перед сном, еще двоих на следующее утро, после чего вывел свои стада, предварительно заградив вход в пещеру валуном, чтобы оставшиеся «гости» не сбежали. Одиссей опасался, как бы новое пристрастие циклопа к человечине не вошло в привычку, и пытался придумать способ спасти себя и остатки своей команды. Это оказалось трудной задачей. Основную проблему представлял валун у выхода из пещеры. Люди не могли его сдвинуть, только великану циклопу это было по силам. Поэтому, убив Полифема, они навсегда остались бы в заточении. В конце концов Одиссей решил, что наилучшим решением будет сначала опоить монстра, а потом выколоть ему глаз (благо у циклопов он один) в надежде на то, что рано или поздно даже слепой циклоп сам сдвинет камень, чтобы вывести животных.
Всё шло по плану, но когда ослепленный и разгневанный циклоп наконец отвалил камень, выпуская голодных овец на пастбище, он по понятным причинам не намеревался отпустить покалечивших его людей. Он сел у входа в пещеру и стал ощупывать спины проходящих овец и пространство между ними, чтобы не дать сбежать ни одному человеку. Однако Одиссей предусмотрел это. Он привязал каждого своего товарища под брюхом трех овец, а сам примостился под самым крупным бараном. Именно этот эпизод запечатлен в римской статуе (ил. 10).
Характеристика героев
В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.
Илья Муромец
Полное имя – Илья Иванович. Русский богатырь, уроженец села Карачарово, что расположено под городом Муромом, в честь которого герой и получил своё прозвище. Илья — герой многих русских былин.
В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.
Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян («мужичишко-деревенщина»).
Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.
Соловей-разбойник
Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.
Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.
Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.
Князь Владимир
Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.
Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.
Второстепенные персонажи
Дочери и зятья Соловья-разбойника появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести. Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».
Народ (черниговцы и киевляне) — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.